Теоретические основы повышения рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Рентабельность представляет собой один из показателей экономической эффективности деятельности организации. По принципу построения рентабельность - это величина, рассчитываемая как отношение полученного (или планируемого) эффекта (результата) к базе (к тому источнику средств, рентабельность которого необходимо узнать), выраженная в процентах. Это довольно общее определение рентабельности, однако оно дает яркое представление о широком применении показателей рентабельности для анализа эффективности деятельности компании.

Файлы: 1 файл

1 Теоретические основы повышения рентабельности предприятия.doc

— 699.79 Кб (Скачать файл)

1. Теоретические основы повышения рентабельности предприятия

………..

1.2.Понятие и значение рентабельности предприятия

Рентабельность представляет собой один из показателей экономической эффективности деятельности организации. По принципу построения рентабельность - это величина, рассчитываемая как отношение полученного (или планируемого) эффекта (результата) к базе (к тому источнику средств, рентабельность которого необходимо узнать), выраженная в процентах. Это довольно общее определение рентабельности, однако оно дает яркое представление о широком применении показателей рентабельности для анализа эффективности деятельности компании. Во-первых, эффект или результат деятельности организации может быть выражен при помощи различных показателей: выручкой от реализации продукции, валовой прибылью (выручка от реализации минус переменные расходы), прибылью от продаж (валовая прибыль минус коммерческие и управленческие расходы), прибылью до налогообложения (прибыль от продаж плюс доходы, не связанные с основным видом деятельности и минус прочие расходы), чистой прибылью (прибыль до налогообложения минус налоговые платежи) и другими. Во-вторых, база или тот источник средств, за счет которого был достигнут результат, может быть различной. Это могут быть активы компании, а также основной капитал, который может рассматриваться в разрезе собственных и заемных средств.

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

1.3. Основные показатели рентабельности предприятия

Эффективность работы предприятия определяется через коэффициенты рентабельности. Они представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций. Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.

При расчетах рентабельности необходимо иметь в виду, что величина инвестируемого в предприятие капитала меняется в течение периода получения дохода, поэтому она должна определяться как его среднее значение.

При расчетах показателей рентабельности могут использоваться различные показатели дохода предприятия: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль (по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»).

Рассмотрим порядок расчета основных показателей рентабельности.

- рентабельность продаж демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия и характеризует эффективность его производственно-хозяйственной деятельности. С помощью рентабельности продаж можно оценить прибыльность не только производства в целом, но и отдельных видов продукции.

 

К рентабельности продаж

=

Чистая прибыль

(стр. 190 отчета ф. N 2)

(1)

Суммарная выручка за год

(стр. 010 отчета ф. N 2)


 

 

- рентабельность собственного капитала является критерием эффективности использования инвестированных предприятием средств. Самый значимый показатель деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная чистая прибыль, которая будет распределена между владельцами (акционерами) предприятия.

 

К рентабельности собственного капитала

=

Чистая прибыль

(стр. 190 отчета ф. N 2)

(2)

Собственный капитал

(стр. 490 ф. N 1)


 

 

- рентабельность текущих активов характеризует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам. С помощью этого коэффициента можно определить, сколько рублей чистой прибыли приходится на 1 руб. текущих активов. Чем выше значение коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

 

К рентабельности текущих активов

=

Чистая прибыль

(стр. 190 отчета ф. N 2)

(3)

Оборотные активы

(стр. 290 ф. N 1)


 

 

- рентабельность внеоборотных активов показывает способность предприятия обеспечить достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Характеризует эффективность использования основных средств.

 

К рентабельности внеоборотных активов

=

Чистая прибыль

(стр. 190 отчета ф. N 2)

(4)

Внеоборотные активы

(стр. 190 ф. N 1)


 

 

- рентабельность инвестиций (активов) отражает спрос на продукцию предприятия. Снижение данного показателя свидетельствует о падающем спросе. Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности.

 

К рентабельности инвестиций

=

Чистая прибыль

(стр. 190 отчета ф. N 2)

(5)

Суммарные активы

(стр. 300 ф. N 1)


 

 

Существуют и другие показатели рентабельности. Способы их расчета приведены в таблице ниже.

 

Сам по себе расчет показателей рентабельности не имеет для руководителя никакого смысла. Важен непосредственно анализ полученных данных и принятие на их основе каких-либо решений. В связи с этим выделяют несколько способов проведения анализа рентабельности организации:

1. Факторный анализ. Методика факторного анализа заключается в том, что в структуре показателя рентабельности вычленяются экономически обоснованные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на уровень и динамику этого показателя. Строится своего рода некоторая факторная модель, в которой устанавливается определенная последовательность факторов. Затем при помощи вычисления темпов роста выясняется, в какой мере динамика рентабельности обусловлена изменением того или иного фактора, входящего в модель. Это один из самых эффективных способов анализа рентабельности, поскольку он позволяет организации прицельно влиять на те или иные факторы, чтобы добиться необходимого уровня рентабельности.

2. Сравнительный анализ. Сравнительный анализ базируется на сопоставлении данных, относящихся к одному периоду деятельности организации (например, себя и конкурентов), а также на сопоставлении информации, относящейся к разным временным промежуткам функционирования компании (например, за предыдущий и текущий периоды деятельности).

3. Анализ по отклонениям. Данный способ анализа предполагает наличие в организации специально разработанных нормативов рентабельности. Оценка осуществляется на основе отклонения, то есть несовпадения нормативного и расчетного уровней показателей рентабельности.

………..

1.4. Факторы повышения рентабельности предприятия

Рентабельность в первую очередь зависит от полученной суммы прибыли. Поэтому, рассматривая факторы, влияющие на рентабельность, рассмотрим механизм формирования прибыли предприятия и факторы, влияющие на ее сумму.

Прибыль характеризует абсолютную эффективность хозяйствования предприятия, является важнейшим показателем оценки его деятельности, деловой активности и финансового благосостояния. Рентабельность - относительный показатель. Рентабельность более полно, чем прибыль, отражает окончательные результаты хозяйствования, ибо рентабельность показывает соотношения эффекта с наличными или использованными ресурсами.

В настоящее время выделяют четыре вида прибыли: валовая прибыль,  прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток) отчётного периода.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле:

 

Пвал = ВР - С,                                                                                               (1)

 

где     ВР - выручка от реализации;

С - себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

  • ……………..

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

 

Ппр = Пвал - Ру - Рк,                                                                                      (2)

 

где    Ру - управленческие расходы;

Рк - коммерческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения - это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов:

 

Пдно = Ппр + Дпр - Рпр,                                                                                (3)

 

где    Дпр - прочие доходы;

Рпр - прочие расходы.

Прочими доходами являются:

  • ………….

Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Прочими расходами являются:

……………..

Чистая прибыль - это прибыль до налогообложения за вычетом налога на прибыль:

 

Пч = Пдно - Нп,                                                                                         (4)

где    Нп - налог на прибыль.

Чистая прибыль используется по направлениям, определенным собственниками предприятия в учредительных документах или принимаемыми ими ежегодно постановлениями, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются па предприятии. Если на предприятии (например, малом) сумма прибыли незначительна, то фонды создавать нецелесообразно. В этом случае принимают решения о конкретных направлениях использования в предстоящем периоде накопленной чистой прибыли.

Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие предприятия к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора профиля предприятия; от создания конкурентоспособных условий продажи (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); от объемов деятельности (чем больше объем, тем больше масса прибыли); от снижения издержек.

На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние [24, с.87].

К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на ресурсы; хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение, правовое регулирование деятельности организаций, государственное регулирование тарифов и цен) и др.

Информация о работе Теоретические основы повышения рентабельности