Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является теория и модели экономического роста, а также прогнозные модели развития экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, типы, виды и факторы экономического роста;
- рассмотреть современные модели экономического роста;
- рассмотреть пути повышения экономического роста.
Введение 3
1.Теория экономического роста 5
1.1.Понятие экономического роста, его основные показатели 5
1.2.Типы, виды и факторы экономического роста 12
1.3.Цикличность экономического развития 14
2.Современные модели экономического роста 18
2.1.Кейнсианские модели экономического роста 18
2.2.Неоклассическая модель роста Р.Солоу 22
2.3.Экономическое развитие России 26
3.Пути повышения (развития) экономического роста.
Прогнозы развития 33
3.1. Преодоление кризиса 33
3.2. Инновации и экономический рост 34
3.3. Формирование инновационной модели экономики 36
3.4. Экономическое развитие российских регионов 39
Заключение 41
Список использованной литературы 43
В России точность
прогнозов существенно
Представленная
на заседании Госсовета
Смысл заявленной
президентом стратегии вполне соответствует
объективным требованиям
Президент в
своем выступлении на Госсовете
определил основные ориентиры социально-
Следует заметить, что в отличие от прошлых стратегий, исходивших из наивного представления о чудодейственности механизмов рыночной самоорганизации, нынешнюю стратегию отличает трезвое понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития. Несмотря на решение задач удвоения ВВП за последнее десятилетие, Президент совершенно правильно констатирует тупиковость инерционного энергосырьевого сценария развития, низводящего Россию до роли сырьевого придатка мировой экономики. И, в соответствии с рекомендациями науки, определяет приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.
Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.
Таким образом, впервые за все постсоветские годы государство решилось взять стратегическую инициативу в свои руки. Вплоть до последнего времени эта инициатива находилась в руках международных финансовых организаций, экспортеров сырья, транснациональных корпораций, естественных и неестественных монополий, а также организованной преступности. Каждый из этих субъектов навязывал стране свою стратегию, комбинация которых породила порочные круги институциональных ловушек, в которых оказалась стремительно деградирующая российская экономика. Развитие последних лет шло по инерции этих стратегий, а относительно благополучные макроэкономические показатели достигались не столько благодаря, сколько вопреки политике государства, которая до позапрошлого года характеризовалась безыдейностью и безынициативностью, следовала псевдолиберальным рецептам международных финансовых организаций.
Да и сегодня макроэкономическая политика государства формируется на основе догм Вашингтонского консенсуса, а попытки запустить институты развития, простимулировать инвестиционную и инновационную активность, решить перезревшие социальные проблемы остаются недостаточными для преодоления сложившихся тенденций деградации. Без адекватных усилий в ближайшие два года со стороны государства объявленная Стратегия останется благим пожеланием.
К сожалению, последние
решения федеральных органов
государственной власти не вселяют
оптимизма. Вопреки объявленной
президентом стратегии развития
Правительство и Госдума
Как видим, принятие политического решения главой государства о переходе на инновационный путь развития вовсе не означает его автоматического выполнения. Ключевым вопросом является технология перехода с инерционного на инновационный путь развития, ответ на который должна содержать Концепция Правительства.
Для реализации заявленной президентом стратегии социально-экономического развития Правительству придется пересмотреть многие фундаментальные составляющие экономической политики. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. При этом представляется три сценария развития: инерционный, энергосырьевой, основывающийся на дальнейшем наращивании инвестиций в области энергетики и сырьевых секторов экономики, и инновационный. Прогнозные макроэкономические показатели к 2020 г. по сценариям заметно отличаются. Хотя и инновационный и энергносырьевой сценарии обеспечивают удвоение ВВП за прогнозный период, прирост ВВП по инновационному сценарию выше на 21%. При этом прирост инвестиций по инновационному сценарию выше, чем по энергосырьевому, на 59%, и составляет 270% — это более чем вдвое превышает прирост ВВП.
Разработчики Концепции планируют резкий подъем инновационной активности: «Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год — 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции — до 25-35% (2005 год — 2,5 процента)».
По всем трем сценариям предполагается повышение эффективности экономики. При этом по инновационному сценарию энергоемкость и электроемкость ВВП сокращаются соответственно на 39% и на 27%, а производительность труда возрастает на 138%, что существенно ниже ориентира, поставленного президентом. Наибольшее отличие инновационного сценария от инерционного и энергосырьевого заключается в опережающем росте инвестиций. При этом показатели повышения эффективности экономики, как и прироста валового продукта, существенно отстают от прироста инвестиций. Из этого следует, что разработчики Концепции ориентируются, главным образом, на экстенсивное наращивание основного капитала, которое служит основой роста производства. Вклад инновационного сектора на первых порах не превышает статистической погрешности при измерении ВВП. Тем самым в инновационный сценарий закладывается существенная инерционная составляющая. В результате темпы экономического роста по инновационному сценарию лишь немного отличаются от энергосырьевого (рис.1) — разработчики Концепции явно недооцениваются возможности инновационного развития, связанные с освоением прорывных технологий.
3.Пути повышения (развития) экономического роста. Прогнозы развития
3.1. Преодоление кризиса
Независимо
от исхода парламентских и президентских
выборов новому руководству страны
придется принимать и претворять
в жизнь ряд решений
В обществе присутствует согласие по некоторому набору базовых ценностей демократии и рыночной экономики, но с другой стороны, есть ощущение того, что эти ценности не реализованы. Российское общество прекрасно понимает: Россия сегодня находится на подъеме, но на подъеме из очень тяжелого кризиса, затронувшего все сферы жизни, экономики и государственного управления.
Преодоление кризиса - важная задача, но с точки зрения долгосрочных перспектив еще важнее создание в стране внутренних механизмов динамичного развития на основе обновления, модернизации экономической, политической и социальной жизни.
Результатом посткризисной
девятилетки (1998-2007 гг.) стал существенный
рост производства, в целом преодолевший
последствия предшествующего
Таким образом, задачи «стабилизационного периода» уже в целом решены.
Анализ возникающих в перспективе возможностей позволяет выделить четыре фундаментальных фактора, лежащих в основе долгосрочных сценариев развития российской экономики:
1. реализация сравнительных преимуществ российской экономики энергетического, научно-исследовательского, транзитного и сельскохозяйственного потенциала - за счет ее рационального включения в мировое хозяйство и привлечения капиталов;
2. модернизация массовых производств, производящих продукцию средней степени сложности, что дает возможность использовать преимущества емких внутренних рынков;
3. формирование
массового среднего класса, позволяющее
развернуть модернизацию
4. интеграция евроазиатского экономического пространства вокруг России.
Наибольший эффект может принести реализация сценария, предполагающего развертывание долгосрочных проектов, реализующих энергетический, научно-исследовательский и транспортный (транзитный) потенциал российской экономики.
Он предполагает модернизацию перерабатывающих производств, в том числе на основе иностранных инвестиций и «технологического трансферта», обеспечивающих рост их конкурентоспособности на внутренних рынках, формирование массового среднего класса, предъявляющего высокий спрос на жилье, услуги образования и здравоохранения.
Реализация этого варианта позволяет обеспечить долговременное развитие с темпами прироста на уровне не менее 6--7% в год. По объему ВВП на душу населения Россия может к началу 20-х годов выйти на современный уровень развитых европейских стран -- ФРГ и Франции.
3.2. Инновации и экономический рост
Инновации, представляя
собой научно-техническое и
Основное содержание
инноваций заключается в
Важнейшими направлениями инноваций служит применение электронных устройств, компьютеров, оптоволоконной техники, методов математического анализа, телекоммуникаций, роботостроения, информационных услуг. Для такого развития инновационной деятельности требуется более богатая финансовая и научно-техническая база. Инновации в производстве составляют наиболее перспективный и эффективный способ экономического роста. В этом выражена наиболее существенная особенность и значение этого экономического процесса.
Задача развития российских технологий решается, главным образом, за счет собственных средств предприятий (накоплений и амортизации).
Существует необходимость государственного влияния на инновационную деятельность путем поддержки программ. Государство должно способствовать осуществлению научных разработок, увеличивая долю бюджетных средств, направляемых на эти цели в сферу науки.
Для решения инновационных программ необходимо лучше использовать льготы в налогообложении. Необходимо расширить действие льгот, когда инвестиции используются на инновационные цели. Эффективность от их реализации значительно пополнит ресурсы страны, как в экономической, так и в социальной сфере.
Основное внимание государство должно уделять подготовке квалифицированных кадров, способных обеспечивать инновационную деятельность, особенно в электронной промышленности, продвигать импортозамещение на этом направлении.
В результате осуществления мер, способствующих инновационной деятельности в сфере производства, науки и материальных услуг, государство сможет решать задачу изменения структуры экономики в пользу обрабатывающих отраслей на основе государственных и социальных программ, способных обеспечить перспективы устойчивого экономического роста. [ 6 ]
Информация о работе Теории и модели экономического роста . Прогнозные модели развития экономики