Теории и типы переходных экономик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.
Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования ………………………………………………………… 5
1.1. Основные черты переходной экономики ………………………. 5
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики …………………………………………… 6
2. Теория переходной экономики: источники, элементы,
место в экономической теории……………………………………………………… 11
3. Главные задачи переходной экономики и пути их решения …………. 16
4. Структура переходной экономики …………………………………….. 18
5. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике….. 23
6. Модели и разновидности переходной экономики ………………………. 25
6.1. Градуализм ………………………………………………………… 25
6.2. «Шоковая терапия» ………………………………………….. 25
7. Особенности переходной экономики в России…………………………… 28
Заключение ……………………………………………………………… 34
Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!теории и типы переходных экономик.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Социальные преобразования, формирование социальной ориентации экономики  в известном смысле являются также  производным элементом переходной экономики, так как осуществляются на основе формирования новой социальной структуры и новых условий, которые задаются рынком. Однако вместе с тем, данный элемент обладает большей самостоятельностью, так как социальное развитие детерминировано группой фактов, которые действуют независимо от рынка (необходимость обеспечить минимальные гарантии, пенсионное обеспечение и т. д.).

Совершенно особое место  занимает преобразование структуры  народного хозяйства. Данный элемент  преобразований не может не быть осуществлен  только рыночными методами. Требуется  целенаправленная деятельность государства по созданию новой структуры экономики, ликвидации отживших отраслей и производств, а также преобразованию основных звеньев экономики.

При переходе от огосударствленного социализма в связи с этим, как  правило, выделяются три основных направления  становления рынка:

• Либерализация экономики;

• Структурные преобразования;

• Институциональные  преобразования.

Либерализация экономики  — это система мер по освобождению от ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики.

Структурные преобразования — это изменения структуры  экономики с целью преодоления  прежней огосударствленной структуры  путем, прежде всего, преобразования отношений  собственности.

Институциональные преобразования — это создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т.д.

Среди данных направлений формирования рынка на первоначальном этапе особое значение имеет либерализация. В переходной экономике задачи экономической либерализации глубоки и обширны. Они связаны не только с формированием рынка, но и с изменением самих принципов хозяйственного поведения всех субъектов экономики. Охватывая все сферы хозяйственной жизни, либерализация предполагает либерализацию цен, ликвидацию государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности; предоставление возможностей для осуществления предпринимательской деятельности; снижение государственного контроля над обменными операциями; отмену централизованного распределения ресурсов. Размах и сложность реализации данных мероприятий обусловливают поэтапное проведение преобразований, темпы и масштабы которых зависят от исходных условий и особенностей хозяйственной системы страны.

Таким образом, формирование социально-ориентированной смешанной  экономики требует реализации следующих  основных направлений и элементов:

1. Формирование системы рыночных отношений:

1.1 Либерализация:

      • цен;
      • хозяйственных операций;
      • внешнеэкономических отношений.

1.2 Структурные преобразования:

      • разгосударствление;
      • приватизация;
      • демонополизация и создание конкурентной среды.

1.3 Институциональные  преобразования:

      • создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и т.д.);
      • формирование нового законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики в различных сферах (бюджета, налогов, предпринимательства и т.д.);
      • подготовка кадров для рынка.

2. Формирование социальной  ориентации:

      • первоочередные меры помощи бедным слоям населения;
      • создание новой системы социальной защиты

3. Преобразование структуры  народного хозяйства:

      • конверсия;
      • стимулирование прогрессивных отраслей;
      • программы структурного преобразования отраслей и регионов.

Данные направления  и элементы характеризуют лишь основные пути преобразований. Приведенный выше их перечень не может охватить всю  сложность и многообразие конкретных направлений при формировании смешанной экономики. Последующий анализ реальных экономических отношений переходной экономики позволяет рассмотреть все многообразие форм и методов формирования новой экономической системы РБ.

 

         

 

 

 

 

 5. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике

Одним из главных условий  перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как  регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной системе государство только поддерживает ауру для развития экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относится  функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции  регулирования распределительных  процессов и перераспределения  доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит  важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.

Переход к рыночной экономике  сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок  оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Модели переходной экономики.

6.1. Градуализм.

Градуализм - это экономическая  концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения [6, c. 228].

Яркий образец градуализма  – реформы в Китае. С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира.

 

           6.2. «Шоковая терапия»

   «Шоковая терапия» – это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями [6, c. 232].

Монетаризм исходит  из того, что рынок - это самая  эффективная форма экономической  деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства.

Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер:

  1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики):

- реформа внутренних  цен;

- либерализация системы распределения;

- либерализация внешней  торговли;

- либерализация рынка  рабочей силы и системы заработной  платы;

- реформа банковской  системы и создание финансовых  рынков.

2. Развитие частного  сектора — приватизация:

- малая приватизация  и развитие частного сектора;

- крупномасштабная приватизация;

- структурная перестройка,  ликвидация монополий.

3. Пересмотр роли государства:

- ограничение права  государственной собственности;

- ограничение прямой  хозяйственной деятельности;

- усиление регулирующей  функции в социальной сфере.

4. Макроэкономическая  стабилизация:

- новая фискальная  политика,

- изменение денежно-кредитной  системы,

- законодательная реформа;

- институциональная реформа;

- социальные гарантии.

Содержание пакетов  предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

Первый пакет мер  — меры по либерализации экономики  связаны с переходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей  реформой цен.

Второй пакет мер  предполагает реформу и структурную перестройку производства и предприятий.

Третий пакет мер  требует переосмысления роли государства  в экономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля над производством и заменить их косвенным регулированием, которое  бы поощряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятельность.

Четвертый пакет мер  — макроэкономическая стабилизация, которая предполагает ужесточение  налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление  различных диспропорций, порожденных  «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          7. Особенности переходной экономики в России.

В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия с середины 1994 г. отнесена к странам  с переходным типом экономики. Эти  критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейский Союз признал переходный характер экономики России.

Следует отметить, что  понятие "переходная экономика" является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к единоукладной - социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача - заменить единоукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.

Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.

Целью преобразований при  переходной экономике, является рыночная модель рыночной экономики.

Основная трудность  переходного периода - это создание институтов рыночной экономики. Институты  в широком смысле представляют собой  правила экономического поведения  и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Информация о работе Теории и типы переходных экономик