Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:04, курсовая работа
Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.
Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования ………………………………………………………… 5
1.1. Основные черты переходной экономики ………………………. 5
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики …………………………………………… 6
2. Теория переходной экономики: источники, элементы,
место в экономической теории……………………………………………………… 11
3. Главные задачи переходной экономики и пути их решения …………. 16
4. Структура переходной экономики …………………………………….. 18
5. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике….. 23
6. Модели и разновидности переходной экономики ………………………. 25
6.1. Градуализм ………………………………………………………… 25
6.2. «Шоковая терапия» ………………………………………….. 25
7. Особенности переходной экономики в России…………………………… 28
Заключение ……………………………………………………………… 34
Список литературы …………………………
Характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом.
Главной задачей переходной экономики России является борьба с чертами централизованно управляемой экономики.
Основные черты
1. Супермонополизм –
сочетание крупных размеров
2. Милитаризованная
3. Затратная система
цен, не позволяющая реально
оценивать экономическую
4. Отсутствие механизма
экономической защиты
5. Низкий жизненный уровень: в РФ – 2% богатых, 87% бедных; в США – 2% богатых, 80% – средний класс.
Сегодня стоит задача обеспечения эффективного функционирования переходной экономики.
Основные задачи в период переходной экономики:
1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.
4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.
5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.
Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений.
К числу методов решения
задач переходного периода
1. Стабилизация – экономическая политика, направленная на ограничение инфляции и насыщение рынка, которая включает:
2. Преобразование форм собственности:
3. Изменение структуры экономики:
Основные черты и противоречия экономики переходного периода в России
1. Перманентное реформирование,
т.е. проведение экономической
реформы. Экономическая
2. Экономический кризис – трансформационный спад (Корнаи), его особенности: кризис носит всеобщий характер, затронул все сферы и отрасли экономики, его уровень критический, причем, кризис становится самоуглубляющимся; долговременный (девять лет); рабочая сила и капитал только начинают высвобождаться из устаревших отраслей; его степень не соответствует трансформационному спаду, а является следствием ряда отклонений российской экономической политики от мировых рыночных стандартов:
- Боязнь рынка корпораций и направленность на формирование рынка предприятий (сейчас исправляется через ФПГ);
- Распродажа госимущества по символическим ценам, что блокирует инвестиционную активность;
- Установление цен на энергоносители в несколько раз превышающих средний уровень цен (доведение до мировых);
- Нестабильность экономической и политической системы.
Степень неустойчивости переходной экономики, как уже отмечалось, объективно высока, что обусловлено тем, что уровень потребления уменьшается (потребление мяса снизилось на 42%), но стабильность не восстанавливается, поскольку состояние экономической системы можно охарактеризовать как запредельное. Уменьшение объемов сельскохозяйственного производства и доходов большинства российских семей привели к сокращению и ухудшению структуры потребления продуктов питания. За 1990-1996 гг. увеличилось только потребление картофеля, остальных продуктов - снизилось. Причем, если накануне реформы (в 1990 г.) семьи рабочих и служащих (в основном городские семьи) потребляли молока и особенно мяса больше, чем семьи колхозников (сельские семьи), то к 1996 г. ситуация изменилась на противоположную, что объясняется большой ролью в продовольственном снабжении сельских семей личных подсобных хозяйств, потенциал которых возрос.
Дефицит отечественного продовольствия приходится восполнять за счет ввоза продуктов питания из-за рубежа. Доля продовольственного импорта, достигшая в СССР в 1980 г. 24% и снизившаяся до 16% в 1990 г., в России вновь стала расти. В 1991-1994 гг. она составила 28%. В последующие годы она немного снизилась. Стране приходится тратить на защиту продовольствия значительные валютные ресурсы.
Основные противоречия переходной экономики обусловлены существованием следующих главных препятствий на пути становления рыночной экономики:
1. Господство групповых
интересов. В централизованно-
2. Антикапиталистическая ментальность: подчинение индивида государству надо заменить новой экономической психологией, совместимой с принципом свободы предпринимательства, глубокой дифференциацией доходов, верой в личные силы.
3. Отсутствие доверия к правительству, к власти, которое является одним из препятствий либерализации экономики. Оно обусловлено постоянными изменениями экономического курса (сначала пытались реформировать социалистическую систему), несовершенством законодательства. Но главное все-таки достигнуто – конституционно оформлена частная собственность.
4. Синдром рыночного
социализма, в соответствии с
которым считается возможным
переход к рыночной (т.е. эффективной)
экономике без частной
5. Мафиозные структуры
и коррупция. Число зарегистрир
6. Регионализм и сепаратизм – претензии регионов на все имеющиеся у них природные ресурсы (Чеченская республика, Якутия, Тюмень…).
Собственником всех своих природных ресурсов может быть лишь территориальное образование, способное к самостоятельному выживанию в экономическом, политическом и военном отношениях. Если этого нет, то регион не может рассчитывать на безнаказанность сепаратистских устремлений (отделение, обособление). Экономический сепаратизм исключает организацию рентной системы налогообложения, в которой рента с природных ресурсов, равным совладельцем которых является каждый гражданин России, выступает оптимальным источником пенсионных и других социальных выплат гражданам.
Заключение.
В настоящее время практически все страны Центральной Европы достигли относительной фискальной стабильности (в Польше, например, начиная с 1993г. бюджетный дефицит постепенно снижался), получив на фоне жесткой экономии бюджетных средств отдачу от налоговых реформ по введению европейского варианта исчисления и взимания НДС и консолидированного налога на личные доходы, от снижения ставок налога на прибыль и вследствие этого - притока национальных и зарубежных капиталов.
Большинство стран СНГ пошли по пути постепенных экономических преобразований. Поэтому в начале реформ не представлялось возможным резко снизить уровень государственного субсидирования народного хозяйства и социальной сферы. Проблемы фискального кризиса здесь и раньше и даже сейчас во многом снимались и снимаются за счет инфляционного дотирования экономики. Собранные налоги имеют большую инфляционную компоненту.
Социально-экономическое
Список литературы: