Теории и типы переходных экономик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.
Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования ………………………………………………………… 5
1.1. Основные черты переходной экономики ………………………. 5
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики …………………………………………… 6
2. Теория переходной экономики: источники, элементы,
место в экономической теории……………………………………………………… 11
3. Главные задачи переходной экономики и пути их решения …………. 16
4. Структура переходной экономики …………………………………….. 18
5. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике….. 23
6. Модели и разновидности переходной экономики ………………………. 25
6.1. Градуализм ………………………………………………………… 25
6.2. «Шоковая терапия» ………………………………………….. 25
7. Особенности переходной экономики в России…………………………… 28
Заключение ……………………………………………………………… 34
Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!теории и типы переходных экономик.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Характерный признак  переходной экономики - институциональная  неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ  это, прежде всего, отсутствие рынка  земли, слабое развитие фондового рынка  и всей инфраструктуры рынка в целом.

Главной задачей переходной экономики России является борьба с чертами централизованно управляемой экономики.

Основные черты централизованно  управляемой экономики следующие:

1. Супермонополизм –  сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения – стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.

2. Милитаризованная производственная  структура, главной составляющей  которой является ВПК – основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).

3. Затратная система  цен, не позволяющая реально  оценивать экономическую эффективность.

4. Отсутствие механизма  экономической защиты природных  ресурсов, ориентация производства на максимальное использование ресурсов, а не на их рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.

5. Низкий жизненный  уровень: в РФ – 2% богатых, 87% бедных; в США – 2% богатых, 80% –  средний класс.

Сегодня стоит задача обеспечения эффективного функционирования переходной экономики.

Основные задачи в период переходной экономики:

1.  Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.

2.  Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к  рыночной экономике, существуют свои концепции  и программы решения главных  задач переходной экономики, формирования рыночных отношений.

К числу методов решения  задач переходного периода относятся:

1. Стабилизация – экономическая  политика, направленная на ограничение  инфляции и насыщение рынка,  которая включает:

  • Либерализацию цен;
  • Минимизацию госбюджета (коммерциализация деятельности госпредприятий);
  • Удорожание кредита (максимально до 210% ставки ЦБ);
  • Введение внутренней конвертируемости национальной валюты;
  • Сдерживание роста доходов.

2. Преобразование форм  собственности:

  • Приватизация (реституция – возвращение собственности бывшим собственникам в ряде европейских стран);
  • Снятие ограничения для развития частного сектора.

3. Изменение структуры  экономики:

  • Антимонопольная политика;
  • Конверсия;
  • Механизм банкротства;
  • Интеграция в мировой рынок.

 Основные черты  и противоречия экономики переходного периода в России

1. Перманентное реформирование, т.е. проведение экономической  реформы. Экономическая реформа  – сознательно проводимое преобразование, направленное на изменение существующих  экономических отношений. Причины  экономических реформ в разных странах различны – изменение объективных условий, политических сил у власти, неэффективность ранее используемых инструментов достижения хозяйственных или социальных целей. Их необходимость возникает регулярно, они обычно не затрагивают глубинных основ системы. Другой характер носят реформы, стремящиеся к преобразованию системы в целом, они более длительны.

2. Экономический кризис  – трансформационный спад (Корнаи), его особенности: кризис носит всеобщий характер, затронул все сферы и отрасли экономики, его уровень критический, причем, кризис становится самоуглубляющимся; долговременный (девять лет); рабочая сила и капитал только начинают высвобождаться из устаревших отраслей; его степень не соответствует трансформационному спаду, а является следствием ряда отклонений российской экономической политики от мировых рыночных стандартов:

- Боязнь рынка корпораций и направленность на формирование рынка предприятий (сейчас исправляется через ФПГ);

- Распродажа госимущества по символическим ценам, что блокирует инвестиционную активность;

-  Установление цен на энергоносители в несколько раз превышающих средний уровень цен (доведение до мировых);

-  Нестабильность экономической и политической системы.

Степень неустойчивости переходной экономики, как уже отмечалось, объективно высока, что обусловлено тем, что уровень потребления уменьшается (потребление мяса снизилось на 42%), но стабильность не восстанавливается, поскольку состояние экономической системы можно охарактеризовать как запредельное. Уменьшение объемов сельскохозяйственного производства и доходов большинства российских семей привели к сокращению и ухудшению структуры потребления продуктов питания. За 1990-1996 гг. увеличилось только потребление картофеля, остальных продуктов - снизилось. Причем, если накануне реформы (в 1990 г.) семьи рабочих и служащих (в основном городские семьи) потребляли молока и особенно мяса больше, чем семьи колхозников (сельские семьи), то к 1996 г. ситуация изменилась на противоположную, что объясняется большой ролью в продовольственном снабжении сельских семей личных подсобных хозяйств, потенциал которых возрос.

Дефицит отечественного продовольствия приходится восполнять за счет ввоза продуктов питания  из-за рубежа. Доля продовольственного импорта, достигшая в СССР в 1980 г. 24% и снизившаяся до 16% в 1990 г., в России вновь стала расти. В 1991-1994 гг. она составила 28%. В последующие годы она немного снизилась. Стране приходится тратить на защиту продовольствия значительные валютные ресурсы.

Основные противоречия переходной экономики обусловлены существованием следующих главных препятствий на пути становления рыночной экономики:

1. Господство групповых  интересов. В централизованно-управляемой  экономике правящую элиту составляли  директора предприятий, партийные  и государственные чиновники (высшие) – 5,9 млн. человек. С ликвидацией госсобственности они теряют контроль над экономикой и их сопротивление наглядно видно на примере аграрной реформы, которая всячески тормозится.

2. Антикапиталистическая  ментальность: подчинение индивида государству надо заменить новой экономической психологией, совместимой с принципом свободы предпринимательства, глубокой дифференциацией доходов, верой в личные силы.

3. Отсутствие доверия  к правительству, к власти, которое  является одним из препятствий либерализации экономики. Оно обусловлено постоянными изменениями экономического курса (сначала пытались реформировать социалистическую систему), несовершенством законодательства. Но главное все-таки достигнуто – конституционно оформлена частная собственность.

4. Синдром рыночного  социализма, в соответствии с  которым считается возможным  переход к рыночной (т.е. эффективной)  экономике без частной собственности,  лишь на основе изменения форм  хозяйствования.

5. Мафиозные структуры  и коррупция. Число зарегистрированных преступлений в России в 90е годы (выявленных и взятых на учет органами внутренних дел общественно опасных деяний), предусмотренных уголовным законодательством, - выросло в России с 1,8 миллиона в 1990 году до 2,8 миллиона в 1992-1993 годах, а затем, после некоторого снижения в 1997-1998 годах, - почти до 3,0 миллиона в 1999-2001 годах.

6. Регионализм и сепаратизм  – претензии регионов на все  имеющиеся у них природные  ресурсы (Чеченская республика, Якутия, Тюмень…).

 

Собственником всех своих  природных ресурсов может быть лишь территориальное образование, способное к самостоятельному выживанию в экономическом, политическом и военном отношениях. Если этого нет, то регион не может рассчитывать на безнаказанность сепаратистских устремлений (отделение, обособление). Экономический сепаратизм исключает организацию рентной системы налогообложения, в которой рента с природных ресурсов, равным совладельцем которых является каждый гражданин России, выступает оптимальным источником пенсионных и других социальных выплат гражданам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В настоящее время  практически все страны Центральной  Европы достигли относительной фискальной стабильности (в Польше, например, начиная с 1993г. бюджетный дефицит постепенно снижался), получив на фоне жесткой экономии бюджетных средств отдачу от налоговых реформ по введению европейского варианта исчисления и взимания НДС и консолидированного налога на личные доходы, от снижения ставок налога на прибыль и вследствие этого - притока национальных и зарубежных капиталов.

Большинство стран СНГ пошли по пути постепенных экономических преобразований. Поэтому в начале реформ не представлялось возможным резко снизить уровень государственного субсидирования народного хозяйства и социальной сферы. Проблемы фискального кризиса здесь и раньше и даже сейчас во многом снимались и снимаются за счет инфляционного дотирования экономики. Собранные налоги имеют большую инфляционную компоненту.

Социально-экономическое развитие стран, может быть успешным только при проведении выработанного мировой практикой сценария налоговых реформ, направленных на широкое привлечение национальных и иностранных инвестиций. Достижение этой цели предполагает осуществление мер по кардинальному снижению налогового бремени, освобождению от налогов части дохода, идущей на сбережения, дальнейшему сокращению видов налоговых платежей, упрощению процедур их уплаты. Главное при этом - прозрачность налогового законодательства и предоставление льготного режима для малого и среднего предпринимательства как основы дальнейшего экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. 2-е издание переработанное и дополненное. М. 1999г.
  2. Курс экономической теории. Учебник. /Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А., Мн. 1998г.
  3. Курс экономической теории: Учебное пособие. /Под ред. Тура А. Н., Плотницких М. И. – Мн.: ”Мисанте”, 1998г.
  4. Экономическая теория./Под ред. Базылева, Гурко,Мн.БЭГУ,1999
  5. Экономическая теория (учебник для ВУЗов) /Под ред. Камаева В.Д. Издание 2-е переработанное и дополненное. М. 1998г.
  6. Анисимов А. Истинный масштаб спада производства и смена модели российской экономической политики // Российский экономический журнал. 2003. №9.
  7. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 2003.
  8. Белокрылова О.С. Курс лекций по теории переходной экономики Ростов:           РГУ, 2001. Ч. 1., Тема 1.
  9. Белокрылова О.С., Вольчик В.В., Мурадов А.А. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2000.
  10. Бузгалин А.В. Переходная экономика. Курс лекций. М., 2006.
  11. Григорьев Л.К. новому этапу трансформации. // Вопросы экономики. №4. 2006.
  12. Кузык Б. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели // РЭЖ. №3. 2000.
  13. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2008.
  14. Ломакин В.К. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М. Юнити, 2007.
  15. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005.

Информация о работе Теории и типы переходных экономик