Теории институциализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 06:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть институциональные основы международных экономических отношений.
Задачи:
Рассмотреть основные теории институционализма.
Охарактеризовать международные экономические отношения как многоуровневый комплекс экономических отношений.
Раскрыть значение глобализации мировой экономики как результат эволюции институциализации международных экономических отношений.

Файлы: 1 файл

реф.инстит.основы МЭО.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. На современном этапе развития международные экономические отношения требуют более детального изучения, исследований. Выявление особенностей развития современных международных отношений находят свое обоснование в необходимости институционального подхода к этой проблеме.

Сегодня экономические процессы вновь перераспределяют функции государства. Современные экономики бывших социалистических стран, развивавшиеся в условиях государственного монополизма, перешли в форму своего бывшего антипода – рыночную экономику со значительно ослабленным влиянием государства. Анализ новых экономических реалий и современных экономических тенденции становится все более актуальным.

Эволюция институтов и организаций, выявление внутренних факторов институциональных изменений, от хаоса к порядку – важный момент в изучении международных экономических отношений. Государство создает институциональную систему, включающую договорное право, гарантии, систему мониторинга, и является одним из главных факторов, влияющих на трансакционные издержки. В этом особая роль государства.

Государственное участие в развитии эволюции играет значимую роль в экономическом состоянии страны. От величины государственного сектора, его текущего состояния, политики и эффективности зависит как состояние экономики страны в целом, так и реализация ее стратегии. Это в целом влияет на эффективность экономического развития как страны и как субъекта международных экономических отношений.

При этом государство влияет на частный сектор через четыре основных инструмента: создание нормативно-правовой базы; налогообложение; государственные расходы на образование, НИОКР и создание инфраструктуры; регулирование, эффективность и модернизацию государственных услуг.

Косвенное влияние государства - это макроэкономическая стабильность, обеспечение верховенства закона, поддержание конкурентной среды, снижение коррупции, повышение открытости рынков, создание инвестиционного климата для прямых иностранных инвестиций и др.

Процесс создания и применения новых идей, появления новых продуктов и отраслей промышленности, совершенствования работы учреждений на основе организационных нововведений, в результате приводит к повышению уровня жизни населения.

Государственный сектор понимается в широком значении этого термина.  Государственный сектор определяет успех или неудачи в той же степени, что и частный сектор. Государственный сектор может быть платформой для частных предприятий, выступая регулятором, инвестором, покупателем и партнером.

Большое влияние здесь оказывают инвестиции государства в фундаментальную науку и инфраструктуру, политику в области образования, защиту интеллектуальной собственности

Цель работы: рассмотреть институциональные основы международных экономических отношений.

Задачи:

  1. Рассмотреть основные теории  институционализма.
  2. Охарактеризовать международные экономические отношения как многоуровневый комплекс экономических отношений.
  3. Раскрыть значение глобализации мировой экономики как результат эволюции институциализации международных экономических отношений.

 

 

  1. Теории институциализма

1.1. Система институтов

Институционализм заявил о себе в конце XIX - начале ХХ века. Его возникновение явилось отражением в политэкономии тех изменений, которые произошли в капиталистической экономике с переходом капитализма в монополистическую стадию, что потребовало совершено иных теоретических и методологических подходов.

Именно в это время  сформировался целый комплекс идей и научных представлений, проистекавших из критической оценки постулатов господствующих тогда классической и неоклассической теорий рыночной экономики.

В концептуальном и методологическом плане институционализм воспринял  идеи исторической (немецкой) и классической экономических школ, французской социологии и других течений научной мысли. Ф. Лист (изучение экономической роли социальных институтов, прежде всего, государства), А. Смит, К. Маркс (акцент на социально-трудовую сторону процессов производства и воспроизводства, рассмотрение обновления общественных отношений в процессе производства как интегральной части воспроизводства в целом), М. Вебер (учение о протестантской экономической, в т.ч. деловой этике), Э. Дюргкгейм (учение о социально-обусловленных и исторически устойчивых нормах, привычках и стереотипах поведения экономических субъектов) по праву считаются предшественниками классической и современной институционально-эволюционной теории.

Основоположником институционализма  принято считать Т. Веблена (1857-1929). 1В своих работах Веблен, как полагают многие исследователи, еще не создал институционализма как целостной научной системы, а, скорее, заложил ее принципиальные теоретические и методологические основы, в частности, общее учение об институтах; предложил метод социального и даже социально-психологического анализа мотиваций экономических субъектов.

Веблен выступил с  критикой неоклассической концепции 
конкурентной экономики с ее основополагающей идеей рыночного равновесия как некоего «нормального» состояния экономической системы.

Видным представителем теории институционализма считается  и другой американский ученый - Дж. Коммонс, который развил учение Т. Веблена об эволюционном отборе институтов.

Определенный вклад  в становление основ институциональной теории внесли У. Митчелл и ряд других ученых.

Институционалисты стремились разработать теорию, которая могла  бы стать действенным инструментом решения общественных проблем. Для  этого она должна строиться на основе изучения конкретно-исторических условий.

Впервые понятие «институциональная экономическая теория» употребил  в 1916 г. У. Хамильтон, назвав американского экономиста Р. Хокси в рецензии на его работу институционалистом. В 20-30-х годах этот термин получил широкое применение.

В первой четверти 20 века в силу новаторства методологических подходов и незавершенности основных теоретических построений институциональная школа в экономической науке характеризовалась весьма ограниченным распространением.

Ситуация радикально изменилась в ходе и непосредственно после «Великой депрессии» 1929-1933 годов, которая не только потрясла экономические и социально-политические основы западного мира, но и показала невозможность рынка эффективно распределять ограниченные ресурсы, обеспечить занятость, проводить социальную политику и стимулировать конкуренцию («фиаско рынка»).

Представители кейнсианской школы, обратившись во втором десятилетии 20 вв. к изучению противоречий капиталистической экономики и ограниченности рыночного механизма регулирования, привлекли внимание к вопросу о необходимости корректировать рыночный механизм, дополнив его внерыночными формами координации экономической деятельности, т.е. распределение ресурсов посредством политики государства. 
Функции государства определены областями, где имеют место «провалы» рынка.

К ним относятся: - спецификация и защита прав собственности: при условии неравенства трансакционных издержек нулю распространение прав собственности оказывает влияние на эффективность использования ресурсов; создание каналов обмена информацией: равновесная цена формируется на базе развитой информационной инфраструктуры рынка, позволяющей его участникам обмениваться информацией с минимальными издержками и искажениями; - разработка стандартов мер и весов: деятельность государства в этом направлении позволяет снизить издержки измерения качества обмениваемых товаров и услуг, а в более широком смысле к разработке универсальных мер относится и организация государством денежного обмена; - создание каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами (например, транспортная сеть); - правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьей стороны» в конфликтах: возникновение непредвиденных обстоятельств при исполнении контрактов требует вмешательства «третьей стороны» (суда) для создания гарантий от оппортунистического использования сторонами контракта.

Под экономическими институтами  имеются в виду те реальные формы, в которых выступают экономические  отношения и осуществляется социальное взаимодействие. Это система организации  экономической жизни, способ существования и развития экономики определенного общества.

Согласно определению  Т. Веблена, социально-экономические институты - это «привычные способы осуществления процесса общественной жизни в ее связи с материальным окружением, в котором живет общество».

Само понятие «экономический институт», исходя из данного определения, имеет чрезвычайно широкий смысл. Оно включает наряду с конкретными  формами организации производства, обмена, распределения и потребления, сложившиеся юридические нормы, обычаи, характер мышления и «идеологии» экономических субъектов, правила поведения, мотивы и стимулы, воплощенные в структуре и функциональных особенностях институциональной системы.

Система институтов как  некая целостность образует определенный тип общества. Институты рассматриваются с одной стороны, как некая объективная реальность, как результат исторической эволюции, происходившей через взаимодействие материальных условий, законодательное творчество, развитие идей, политику государства и т.д.2

Институты выступают в качестве факторов, формирующих поведение экономических субъектов. С другой стороны, институты представляют собой объект преобразующей деятельности людей, инструменты, подлежащие изменениям через «коллективные социальные действия».

В качестве основных институтов экономисты институционального течения рассматривали, во-первых, сам рыночный механизм, его специфику на определенном этапе развития общества и степень эффективности с точки зрения «общественного интереса. Во-вторых, крупную корпорацию как ключевое звено экономической системы и, наконец, государство с его социально-экономическими функциями.

Государство рассматривается  как важнейший элемент институциональной  системы. Характер экономики и направление  ее развития определяется, как подчеркивали институционалисты, не рынком, а господствующей системой институтов, характеризующей то общество, в рамках которого находится экономика.

Существует четыре подхода  к определению институтов. Первый подход идентифицирует экономические  институты с альтернативной системой прав собственности (предложен представителями теории прав собственности, например, Л. Мизесом). В развивающихся странах система прав собственности может быть изменчивой, менее формализованной и в большей степени основанной на традициях, чем в развитых странах.

Второй подход подразумевает  рассмотрение институтов как набора условностей или норм экономического поведения (В. Ванберг, Д. Норт).

В частности Д. Норт определяет государство как организацию с преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных.

Государство появляется в форме первоначального договора (контракта), декларирующего признание  прав индивида на определенные блага со стороны других его участников взамен на отказ от претензий на остальные ресурсы и согласие уважать чужие права на них. В этом случае государство обеспечивает структуру прав собственности, что ведет к повышению благосостояния общества в целом за счет уменьшения трансакционных издержек.

Трансакционными издержками являются издержки, возникающие, когда  индивиды обменивают свои права в  условиях неполной информации либо подтверждают их в тех же условиях. Для охраны договора государство проводит перераспределение «потенциала насилия» и собирает с населения налоги, которые являются формой оплаты его услуг. В результате – индивиду нет необходимости в одиночку оборонять свои права собственности. Защищая права собственников на определенной территории, государство разбивает население на группы, устанавливая для каждой из них права собственности (специфицировав их), чтобы максимизировать поступления в государственный бюджет. Государство предлагает экономичный пакет общественных и полуобщественных благ и услуг.

В основу модели государства Д. Норт взял «социальную институцию» и институциональную структуру общества, обусловленную правами собственности и трансакционными издержками. Д. Норт занимался вопросами формирования и эволюции институтов и организаций. Важнейшим, с его точки зрения, элементом структуры общества является институт, который создан, развит и изменен людьми2. Институты представляют собой рамки, в пределах которых люди общаются между собой.

Главной функцией социальных институтов, по мнению Д. Норта, является минимизация трансакционных издержек. Государство создает институциональную систему, включающую договорное право, гарантии, систему мониторинга, и является одним из главных факторов, влияющих на трансакционные издержки. В этом особая роль государства. Трансакционные издержки, в свою очередь, зависят от эволюции институтов. Изменение неформальных институтов происходит медленнее и на подсознательном уровне, создавая альтернативные модели поведения. Формальные же правила можно изменить быстро путем принятия волевых политических или правовых решений.

Информация о работе Теории институциализма