Теории институциализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 06:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть институциональные основы международных экономических отношений.
Задачи:
Рассмотреть основные теории институционализма.
Охарактеризовать международные экономические отношения как многоуровневый комплекс экономических отношений.
Раскрыть значение глобализации мировой экономики как результат эволюции институциализации международных экономических отношений.

Файлы: 1 файл

реф.инстит.основы МЭО.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Различные страны идут разными  путями, а общества отличаются друг от друга. Причины такого развития Д. Норт видел в: двойственной роли государства; влиянии групп, имеющих специальные  интересы, зависимости институциональной эволюции от избранной однажды траектории.

Двойственность государства  проявляется в том, что оно  может в одном случае быть заботливым и справедливым к своему населению, а может быть – «разрушителем», старающимся увеличить только свои доходы. Во втором случае государство обыкновенно действует при неэффективных институтах, так как они легче управляются и контролируются.

Группы специальных  интересов – это ведущие политические группировки, оказывающие давление на государство через лоббирование интересов в законодательных институтах стран. Изменение институтов наступает тогда, когда выгода больше, чем расходы, и поэтому неэффективные институты проявляют свою стабильность.

Третий подход к институтам является частью используемых соглашений, которые могут быть явными и неявными, формальными и неформальными (Л.Тевено, О. Фавро).

Соглашения регулируют значительную часть экономической  деятельности.

Четвертый подход в действительности является частью предыдущего, но имеет  свои существенные особенности. Он касается институтов в смысле того, какие соглашения действуют, когда речь идет о принятии решений.

Более высокая степень  неравенства при распределении  собственности и доходов в  развивающихся странах по сравнению  с промышленно развитыми странами означает, что существует такое неравенство полномочий, когда властные структуры оказывают ключевое воздействие на социально-экономическое развитие. Их основной функцией является повышение предсказуемости поведения людей. Институциональное устройство играет важную роль в экономике. Достаточное количество институтов обеспечивает эффективное функционирование рынков, институты, созданные для охраны прав собственности имеют большое значение для работы рынка.

Таким образом, институциональная  инфраструктура общества обычно состоит из формальных и неформальных правил. Формальные правила включают конституцию, законодательные акты и другие правила.

Они определяют политическую систему (иерархическая структура, полномочия по принятию решений, права  личности); экономическую систему (права собственности на ограниченные ресурсы, контракты), и систему защиты (правосудие, полиция, армия). Неформальные правила происходят из опыта, традиционных ценностей, привычек, веры и других факторов, которые влияют на субъективное восприятие реальности.

1.2 Международные экономические отношения как многоуровневый комплекс экономических отношений

При изучении международных  экономических отношений рассматривают  две важнейшие составляющие: 1) собственно международные экономические отношения  и 2) механизм их реализации. Международные экономические отношения осуществляются посредством участия их субъектов в международном разделении труда. На реализацию международных экономических отношений влияют также политические, социально-экономические, правовые и иные факторы.

Механизм международных  экономических отношений включает в себя правовые нормы и инструменты  по их реализации (международные экономические  договоры, соглашения, «кодексы», хартии и т.д.), соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на реализацию целей по развитию международных экономических отношений.

Международные экономические  отношения, включают многоуровневый комплекс экономических отношений между  отдельными странами, их региональными  объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства.

Международные экономические  отношения - это определенный способ взаимодействия между субъектами различных  стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Важнейшей отличительной особенностью является то, что они осуществляются через государственные границы.

 При этом международные  экономические отношения могут  осуществляться на различных уровнях. Субъектами международных экономических отношений на микроуровне являются отдельные домохозяйства и фирмы, осуществляющие внешнеэкономические операции.

На мезоуровне основными  участниками международных экономических  отношений являются различные региональные объединения и ассоциации товаропроизводителей, институты. На макроуровне основными субъектами международных экономических отношений являются национальные государства, регулирующие и осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, интеграционные объединения стран.

На наднациональном уровне действуют международные организации и наднациональные институты. Необходимым условием эффективного развития современных международных экономических отношений является их институциональное оформление и обеспечение реализации растущих потребностей субъектов этих отношений через соответствующие регулятивные инструменты и механизмы.3 Условия, которые является необходимыми и достаточными для признания отношений международными.

Первое условие - наличие  как минимум двух организационно оформленных, устойчивых социумов, внешнеэкономические связи которых уже подвели их к объективному формированию и субъективному различию внутреннего и внешнего.

Второе условие - наличие  внутри каждого их таких социумов явного каким-то образом институционализированного центра власти.

Третье условие заключается  в наличие между социумами  постоянных экономических взаимодействий, перерастающих в устойчивые связи.

Четвертое условие - поддержание и эволюция таких отношений только и исключительно в сферах, в которых ни один из участников этих отношений не обладает полной и безусловно фактической властью. И пятое условие - это формирующее воздействие этих связей и отношений на состояние и развитие данных социумов

2. Институциональные  основы современных МЭО

 

Институциональные основы современных экономических международных отношений подразумевают комплексный характер проблемы, принимая во внимание значительное количество участников, многообразие форм и уровней международных экономических отношений.

Для выявления сущности институциональных основ современных экономических международных отношений необходимо принять во внимание дилемму рынок-государство, чтобы определить эффективность национальной экономики через функционирование различных институтов.

Известно, что с развитием экономических отношений меняется вид экономических сделок и цель деятельности экономического субъекта: от максимизации прибыли или полезности к максимизации гарантий получения ожидаемого результата, поэтому главной функцией деятельности институтов становится снижение трансакционных издержек;

Институциональная структура - это определенный упорядоченный  набор институтов, создающих матрицы  экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих  субъектов, которые формируются  в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности.

Государство играет важнейшую  роль в формировании и изменении  институциональной структуры экономики  той или иной страны.

Государство может как  способствовать созданию эффективных  рыночных институтов, так и, наоборот, создавать институциональную структуру, которая не позволяет проявиться преимуществам конкурентного порядка из-за монопольной власти и других факторов, ведущих к росту трансакционных издержек.

Институциональная структура  экономики любой страны - это, прежде всего, результат прошлых действий государства и спонтанного эволюционного отбора наиболее эффективных институтов. Современные международные экономические отношения становятся стимулом к поиску лучшего общественного, экономического и политического устройства, тем самым, обостряя проблему социально-экономического выбора и еще более поднимая научную, методологическую значимость ответов, на вопросы, рождаемые развитием международных отношений.

Экономическая система  – совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся отношений собственности и организационно-правовых норм; это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определённую целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ; совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся отношений собственности и организационно-правовых форм.

В истории человечества известны три типа экономических систем:

1) традиционная, в которой  три фундаментальные проблемы  экономики решались на основе традиций и обычаев;

2) плановая, в которой  три фундаментальные проблемы  решались за счёт централизованного планирования;

3) рыночная, в которой три фундаментальных проблемы экономики решаются с помощью стихийных механизмов рынка.

В настоящее время  наибольшее распространение в мире получило рыночное хозяйство, ставшее  в силу этого важнейшим объектом изучения экономической теории, и это является важным моментом изучения институциональных основ международных экономических отношений.4

Как экономическая система  рыночное хозяйство опирается на ряд основных институтов.

Институты рынка. По классическому  определению Нобелевского лауреата Дугласа Норта, институты – это правила игры в обществе или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми.

С известной условностью  можно выделить девять важнейших  правил игры, которым подчиняется рыночная экономика.

 
                                                                                                                                   Таблица 1 
Основные институты рыночной экономики

 
Институты

 
Сфера действия

 
1. Преобладание частной собственности

 
Собственность, её субъекты и объекты, способы перехода собственности

 
2. Взаимодействие субъектов экономики  через систему рынков

 

 

 
3. Свобода предпринимательства и  свобода потребительского рынка

 
Механизмы

 
4. Приоритет личного (корыстного) интереса, индивидуализм

 
саморегуляции

 
5. Конкуренция

 
рынка

 
6. Рынок и цены как механизм  саморегуляции

 

 

 
7. Денежное хозяйство

 
Механизмы обмена

 
8. Социальное неравенство

 
Социальные проблемы,

 
9. Социально-рыночная направленность  деятельности государства

 
регулирование стихийных рыночных процессов


 

Институт собственности и основные типы собственников

В рыночной экономике безусловно преобладает частная собственность. При всей значимости прочих институтов все они в большей или меньшей степени являются производными от частной собственности.

В наиболее обобщённой форме собственность можно определить как отношения людей по поводу присвоения материальных благ. 
Другими словами, в ней присутствуют два слоя отношений:

1) субъект-объектные отношения человека с вещью (что оно с ней может сделать, а что нет);

2) субъект-субъектные отношения, возникающие между собственником и другими людьми (какие права и обязанности собственник имеет по отношению к окружающим).

Наиболее принятым в настоящее время и наиболее плодотворным для экономического анализа направлением является теория прав собственности Рональда Коуз.

Коуз предложил рассматривать не собственность как таковую, а отдельные элементы прав собственности.

С этой точки зрения собственность является не монолитом, а представляет собой некий набор, или пучок, прав. 
Чаще всего пучок прав собственности включают 11 элементов:

Составные части пучка прав собственности раскрывают конкретное содержание понятие собственности, определяя характер отношений между людьми по поводу материальных благ.

В зависимости от принадлежности тому или иному кругу лиц собственность бывает:

- общей – в этом случае она доступна всем без исключения (право «открытого доступа»), как это бывает, например, с правом на ловлю рыбы в океане;

- государственной – тогда она в принципе принадлежит всем гражданам страны, но реально используется так, как это считают правильным государственные органы. Муниципальная собственность по своему содержанию однотипна с государственной, но существует не в масштабах всей страны, а в отдельном муниципальном образовании.

- частной – в этом случае пучок прав (или его часть) собственности принадлежит конкретному лицу или группе лиц.

Частная собственность. В любой экономической системе сосуществуют все три формы собственности, но их значение в разных системах неодинаково. Так, большая часть потребительских благ всегда находится в частной (точнее, её разновидности – личной) собственности.

Рыночная же экономика отличается тем, что в ней преобладает частная собственность на экономические ресурсы, необходимые для осуществления производства.

Именно бесспорное преобладание частной собственности на ресурсы отличает рыночную экономику от других экономических систем. 
Для реализации права собственности необходимо: 
1) определение права каждого собственника; 
2) разграничение элементов пучка между владельцами; 
3) их законодательное закрепления и защита.

Информация о работе Теории институциализма