Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 16:39, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ основных показателей экономического роста и современных моделей экономического роста.
Для достижения цели следует решить следующие задачи:
• Определить понятие экономического роста;
• Рассмотреть типы, факторы и теории экономического роста;
• Изучить модели экономического роста;
• Рассмотреть взгляды ученых-экономистов.
Введение………………………………………………………………………………...3
Экономический рост………………………………………………………… …….5
Понятие экономического роста………………………………………………..5
Типы и факторы экономического роста….……………………………...........7
Измерение экономического роста…….……………………………………...13
Теории и модели экономического роста…………………………………………17
Неокейнсианские модели экономического роста…………………………...18
Неоклассические модели роста ……………………………...………………23
Заключение……………………………………………………………………………28
Список использованных источников………………………………………………..30
Tp = S/C,
где Тр - темп экономического роста; S -отношение чистых сбережений (инвестиций) к совокупному доходу (S / НД); С - коэффициент капиталоемкости (К/НД). Большая величина S (норма накопления) позволяет получить высокий темп роста. Чем ниже коэффициент капиталоемкости продукции С, тем больше будет получено продукции. Следовательно, темп роста прямо пропорционален S норме накопления и обратно пропорционален С - коэффициенту капиталоемкости продукции.
Посткейнсианское направление привело к возникновению еще одной разновидности моделей, в которых важнейшим фактором роста, в существенной мере определяющим накопление капитала, выступает процесс распределения национального дохода. В этом плане известна модель Н. Калдора, которая в дальнейшем была развита Л. Пазинетти. [10, 251]
Выделяют целый класс моделей оптимального роста, основная цель разработки которых состоит в определении и изучении свойств оптимальной траектории развития, в частности максимально возможного темпа роста экономики в рамках имеющихся ограничений по факторам производства. При этом используется понятие магистрали как особой (среди оптимальных) траектории, на которой достигается максимальный средний темп роста экономики.
С начала 80-х годов нынешнего столетия появляются модели экономического роста, в основе которых - стремление к реализации проблемы «качества жизни» взамен отказа от экономического роста. Эти модели исходили от американских обществоведов и были реакцией на высокие темпы экономического роста большинства стран мира после Второй мировой войны и нарушение равновесия между природой и человеком.
Для стран, достигших достаточно высокого уровня развития, связь «больше - лучше» теряет смысл. Насыщение первичных потребностей неизбежно требует социально-экономической переориентации развития.
Основной целью развития при этом становится его социальная направленность, повышение качества жизни общества, что во все большей степени в настоящее время определяет «параметры» воспроизводственного процесса макроэкономических систем, усложняя его оценочные показатели. На смену «объемным» характеристикам приходит анализ изменения «качества жизни» посредством определения целого ряда показателей, отражающих различные аспекты этого сложного явления (в том числе продолжительность жизни, уровень образования, обеспеченность жильем и т.д.). [5, 217]
Отражением интересов авторов моделей «качества жизни» были первые доклады Римского клуба (модели «Нулевого роста» и «Органического роста»). Эти доклады сыграли свою положительную роль, обратив внимание мира на экологическую катастрофу.
Однако рекомендуемая Римским клубом модель простого воспроизводства не могла быть принята странами с низким уровнем доходов и потребления, решающими задачи удовлетворения элементарных материальных потребностей.
Сравнительный анализ моделей экономического роста на примере Японии, новых индустриальных стран, Китая, России и стран Восточной Европы позволяет выделить модели сбалансированного и несбалансированного роста.
Страны бывшей социалистической системы выбрали несбалансированную модель экономического роста, заменив экономические взаимосвязи на внеэкономические и начав экономический подъем с тяжелых отраслей промышленности. Используя политические методы, государство смогло мобилизовать прибавочный продукт на цели накопления и обеспечить в течение 10-15 лет высокие темпы экономического роста. Однако накопление при этой модели роста неизбежно вступает в противоречие с потреблением населения, снижается трудовая активность, падают эффективность производства и темпы экономического роста. [9, 298]
Сбалансированный экономический рост, характеризующийся последовательным развитием по схеме: сельское хозяйство - легкая промышленность - тяжелая промышленность - высокие технологии, как показывает опыт НИС, Китая и других, оказался единственно приемлемым для достижения долгосрочного и успешного экономического развития. [1, 104]
Заключение
Экономический рост в масштабе всей национальной экономики может быть представлен как увеличение объема производства товаров и услуг за некоторый период времени. Важным является тот факт, что при анализе экономического роста во внимание принимается только изменение реального роста ВНП (ВВП).
Тенденция изменения номинальных показателей не может рассматриваться как экономический рост. Следовательно, уточняя первое определение экономического роста, можно сделать вывод о том, что указанная категория представляет собой увеличение реального ВНП (ВВП) за период времени. Экономический рост обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем любого государства.
Рассматривая типы экономического роста необходимо отметить, что при экстенсивном экономическом росте происходит сокращение уровня безработицы, достигается полная занятость населения, которая позволяет увеличить темпы роста производства. Но это явление временное, т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же. Значит, данный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников. Следовательно, экстенсивный путь практически исчерпал себя, в условиях новых, еще развивающихся экономических отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому необходимо объективно менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако следует заметить, что экстенсивный путь дал рождение новому типу развития – интенсивному. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира. В настоящее время в индустриально развитых странах нельзя найти в чистом виде первый или второй тип экономического роста, они сочетаются в каком-то соотношении. В зависимости от того, какой способ увеличения производства товаров и услуг преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или интенсивном типе экономического роста. Однако в условиях научно-технической революции, развернувшейся с середины ХХ века, преимущественным типом экономического роста в западных индустриальных странах, в том числе и нашей Стране, становится интенсивный тип экономического роста.
Существуют множество факторов, влияющих на экономический рост страны, но ключевых всего два. Во-первых, накопление капитала - физического или человеческого в расчете на одного занятого или душу населения. Во-вторых, изменения технологического уровня экономики. Данные изменения отражают темпы технического прогресса и структурных сдвигов в экономике. Все прочие факторы (политика государства, предпочтения населения и институты рынка, определяющие инвестиционный климат в стране, уровень развития инфраструктурных секторов и т. д.), оказывают позитивное или негативное влияние на темпы экономического роста через эти два процесса.
Модели со временем преобразовываются и усовершенствуются. В настоящее время в нашей стране чаще всего используются неоклассические модели экономического роста, которые рассматривают такие факторы, как труд, капитал и технологический прогресс.
В неоклассических моделях экономического роста современного поколения осуществляется попытка ученых отразить новые тенденции и подходы в экономической науке. В частности, человеческий капитал и обучение на опыте, а также норма сбережения включается в модель экономического роста в качестве его важнейших эндогенных факторов. Условная зависимость между расходами на образование, нормами накопления человеческого и физического капитала и темпами долгосрочного экономического роста позволяет сделать предположение о том, что в условиях современного производства долгосрочный экономический рост может носить эндогенный характер.
Список использованных источников
258 с.