Теории предпринимательской прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…........4
1. ГЛАВА 1.Теории предпринимательской прибыли. …………………......6
1.1. История развития предпринимательства, первые ученые………….........6
1.2 Учение экономистов классиков о происхождении теории прибыли.…8
1.3. Сущность, функции и роль предпринимательской деятельности……..12
2. ГЛАВА 2. Прибыль и ее роль в рыночной экономике…….…………...31
2.1. Экономическое содержание, роль и функции прибыли……..................31
2.2 Сущность планирования прибыли…………………………………….....35
2.3. Объективные и субъективные теории прибыли …..…………..……….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………………...46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................……………………………..…………...48

Файлы: 1 файл

теории предпринимательской прибыли.docx

— 83.01 Кб (Скачать файл)

В современных  условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.

В условиях рынка от предпринимателя требуется  умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает  партнера (партнеров) как субъект  предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

Целью предпринимательской  активности является производство и  предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и  который приносит предпринимателю  прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Однако  получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:

• обычная  прибыль делового человека;

• излишек  над обычной прибылью делового человека.

Второй  элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

Всякий  предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

Предпринимательство и его признаки. Функции предпринимателя.

Определения предпринимательства, встречающиеся  в отечественной и зарубежной литературе, разнообразны, что объясняется  сложностью и многозначностью самого явления. Предприниматель — энергичный и инициативный человек, открывающий  и ведущий на свой риск предприятие (бизнес). Сегодня к предпринимателям относят владельцев компаний; менеджеров — наемных управляющих, которые  не являются собственниками компании; организаторов бизнеса, сочетающих в одном лице владельцев и управляющих. Предпринимательская способность  находит свое выражение в развитии предпринимательства. Предпринимательство  — способ ведения бизнеса на самостоятельной  независимой основе.

При рассмотрении предпринимательства выделяют ряд признаков, позволяющих определить сущность этого явления с позиций экономической науки. Такими сущностными характеристиками предпринимательства являются:

1. Бремя  риска. Предприниматель действует  в неопределенной среде: в случае  успеха он получит прибыль,  а в случае неудачи — понесет  убытки. Неопределенность будущего (конкурентная борьба, динамика экономической  конъюнктуры, природные и техногенные  катаклизмы) делают любой бизнес  рисковым. Предприниматель рискует  своим временем, деловой репутацией  и вложенными средствами. Классическим  образом предпринимателя является  сочетание в одном лице организатора  бизнеса и его управляющего. Одной  из причин, почему предпринимателей  рискует в одиночку, является  асимметрия информации Для того чтобы привлечь потенциального партнера, необходимо поделиться с ним своей идеей организации бизнеса. В такой ситуации всегда существует опасность, что данная идея может быть похищена. Еще одна причина ведения бизнеса в одиночку — в случае успеха предпринимателю не придется делиться полученными прибылями с партнерами.

2. Соединение  в определенной комбинации производственных  ресурсов. Предприниматель берет  на себя инициативу соединения  ресурсов земли, капитала и  труда в единый процесс   производства. Именно предпринимателю  общество обязано обилием и  многообразием товаров и услуг,  поскольку именно предприниматель  соединяет и в различных пропорциях  комбинирует раз­личные ресурсы,  производя необходимые блага.  Как отмечал В. Зомбарт, «без него [предпринимателя] ничего не происходит. ... Все прочие факторы производства — труд и капитал — находятся в зависимости от него [предпринимателя] и только благодаря его творческой деятельности пробуждаются к жизни. Стремясь к максимизации своего дохода, предприниматель прибегает к наиболее рациональным способам применения экономических ресурсов.

К сведению. Немецкий экономист Вернер Зомбарт (1863—1941) является представителем исторической школы экономической мысли. Долгое время был сторонником марксизма, затем стал его оппонентом. В годы войны перешел на позиции немецкого национализме. Широкую известность получил благодаря публикации трех томов «Современного капитализма», в которых рассматривал вопросы капитала, кредита, внешнего и внутреннего спроса, проблемы народонаселения. Движущей силой общества В. Зомбарт полагал предпринимате­ля-капиталиста. При этом он различал три типа предпринимателей: промышленник, купец и финансист.

3. Новаторство.  Сегодня предприниматель не только  готов к любым возможностям, которые  предоставляет ему рынок, но  и сам создает эти возможности.  В современном рыночном хозяйстве  традиционные экономические ниши  уже заняты и возможность получения прибылей обеспечивается за счет инноваций.

Инновация — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые экономические и социальные изменения. Первая фирма, которая выйдет на рынок  с новым товаром или предложит  новую технологию, может, по крайней мере, некоторое время, продавать его по иене выше альтернативной стоимости.

4. Принятие  основных решений. Получение предпринимательского  дохода связано с обеспечением  жизнедеятельности руководимого  предприятия. Здесь необходимо  наличие всех составляющих производства, выбор определенной направленности  деятельности и ее достаточное  финансирование, расстановка кадров  и планирование производства, принятие  эффективных управленческих решении.  Необходим также отлаженный механизм  взаимодействия предприятий, предполагающий своевременную поставку! продукции, ее своевременную оплату и пр. Предприниматель должен обладать навыками подбора кадров, иметь знания в области менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета и пр. По опенкам специалистов, основное причиной банкротства является не то, что бизнес был основан на неудачной идее, а то, что предприниматели совершают массу ошибок уже в ходе веления дела.

К числу  основных функций современного предпринимательства  принято относить:

• Ведение  финансов и учета. Управление финансами  предполагает мобилизацию капитала, накопление доходов от предпринимательской  деятельности, управление использованием капитала и доходов. Главная задача предпринимательства — обеспечение  максимальной отдачи предпринимательской  деятельности при минимальном риске.

• Кадровую функцию. Управление кадрами включает отбор кандидатов и прием на работу, управление персоналом организации. Управление персоналом — система управленческой деятельности в сфере социально-трудовых отношениях коллектива организации.

Конкурентные  преимущества кик всей страт, так  отдельного предприятия сегодня  во многом определяются человеческими  ресурсами. По расчетам Всемирного байка, в составе национального богатства  США основные производственные фонды (зда­ния и и сооружения, машины и оборудование) составляют всего 19 51, природные ресурсы - 5% человеческий капитал - 76 %. В Западной Европе соответствующие показатели — 23,2 и 74 %. В России — 10, 40 и 50 %. Кроме того, растут вложения в чело­веческие ресурсы, что обуславливает важность проблемы их оку­паемости.

• Материально-техническое  обеспечение. Эта деятельность охватывает операции по приобретению сырья и  материалов, ма­шин и оборудования. Главной задачей на данном этапе  является бесперебойное снабжение  производства необходимыми ресурса­ми при минимальных затратах.

• Производственную функцию. Производство предполагает превращение  сырья, материалов и полуфабрикатов в готовый продукт. Управление производством связано с техническими в технологически ми аспектам и направлено на поиск такой комбинации факторов производства, которая при минимальных издержках производства позволила бы максимизировать прибыль.

• Маркетингу предполагающий определение нужд потребите­лей. Маркетинг — система учета  потребительских предпочтений и  воздействия на потребителя, призванная обеспечить сбыт продукции на рынке. На данном этапе задачей предпринимателя  становится выявление предпочтений потребителей, а зачастую и формирование новых.

• Научно-исследовательскую  деятельность, направленную на создание новых технологий, обновление системы  управления, разработку и выпуск новой  продукции. В век научнотехнической, а затем и информационной революции научные открытия и их технологическое применение играют все более важную роль и во многом определяют положение предприятия на рынке, а следовательно, и величину предпринимательского дохода.

• Связи  с общественностью, подразумевающие  управление отношениями между фирмой и общественными структурами (ор­ганами  государственной власти, обществами потребителей, профсоюзами, средствами массовой информации).

С конца XX в все большее распространение получает клея социально ответственного бизнеса. Сущность концепции социальной ответственности бизнеса состоит в том, что бизнес, основ ной целью которого валяется получение прибыли, должен попутно решать и социальные задачи. Социальная направленность в деятельности компании, соблюдение кодекса корпоративного поведения и деловой этики приводят к укреплению ее репутации и имиджа в обществе и государстве.

Типы  предпринимателей и предпринимательской  деятельности

В современном  мире выделяют три типа предпринимателей. Предприниматель-собственник —  владелец свободных денежных средств, которые он вкладывает в наиболее прибыльные сферы. Капитал-собственность  институционально закрепляется в ценных бумагах. Доход таких предпринимателей образуется из прироста курсовой стоимости  ценных бумаг и годовых дивидендов. Предприниматель-новатор занимается разработкой и внедрением инноваций» Предприниматели внедряют новые  методы производства и распределения  для снижения издержек, осваивают но­вые виды продукции для увеличения дохода. Они используют новую и новейшую технику и технологию, по-новому организуют процессы труда и производства. Доход таких предпринимателей образуется из нескольких источников. Во-первых, за счет продажи новых товаров по более высоким ценам, чем това­ры-аналоги. Во-вторых, внедрение новых технологий позволяет снизить издержки производства по отношению к средним издержкам отрасли, что позволит получить дополнительный доход. Кроме того, предприниматель, который не может или не желает самостоятельно заниматься внедрением новшества, может продать его. Предприниматель-организатор создает бизнес и управ­ляет им (учреждает предприятия, ищет инвестиции, покупает факторы производства, организует производство и т. д.). Получение предпринимательского дохода связано с обеспечением жизнедеятельности руководимого предприятия. Основным источником предпринимательского дохода является эффективная маркетинговая служба. В целях получения большего дохода предприниматель по-новому организует маркетинговую службу: он лучше конкурентов определяет рынок покупки средств производства, сырья и материалов, рабочей силы; вычисляет, на ка­ком рынке и когда будет наибольший платежеспособный спросе на его товар (услугу). Доход таких предпринимателей образуется также за счет снижения издержек производства ниже средних по отрасли. Еще одним источником дохода является ускорение оборачиваемости капитала. Чем быстрее оборачивается капитал предприятия, тем больший доход он приносит своему владельцу.

Выделяют  три типа предпринимательской деятельности: производственную, коммерческую и финансовую. Производственное предпринимательство  — деятельность, осуществляемая в  промышленной сфере и связанная  с созданием материально-вещественной продукции. Коммерческое предпринимательство  — деятельность, реализуемая в  формах товарно-денежных и торгово-обменных операций. Финансовое предпринимательство  — деятельность в области купли-продажи  финансовых ресурсов.

Информация о работе Теории предпринимательской прибыли