Теории предпринимательской прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…........4
1. ГЛАВА 1.Теории предпринимательской прибыли. …………………......6
1.1. История развития предпринимательства, первые ученые………….........6
1.2 Учение экономистов классиков о происхождении теории прибыли.…8
1.3. Сущность, функции и роль предпринимательской деятельности……..12
2. ГЛАВА 2. Прибыль и ее роль в рыночной экономике…….…………...31
2.1. Экономическое содержание, роль и функции прибыли……..................31
2.2 Сущность планирования прибыли…………………………………….....35
2.3. Объективные и субъективные теории прибыли …..…………..……….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………………...46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................……………………………..…………...48

Файлы: 1 файл

теории предпринимательской прибыли.docx

— 83.01 Кб (Скачать файл)

Прибыль выступает как главный мотив  предпринимательской деятельности. Предприниматель тем охотнее  занимается какой-либо деятельностью, чем больше величина прибыли, которую  эта деятельность приносит. Экономисты используют тер­мин «прибыль» для обозначения разницы между совокупным до­ходом фирмы и ее издержками.

До начала производства права собственности  принадлежат владельцам экономических  ресурсов (землевладельцам, капиталистам, рабочим). В процессе производства право  пользования факторами производства передается на определенных условиях предпринимателю, который должен обеспечить собственникам ресурсов доход в  виде земельной ренты, процента и  заработной платы. В результате возникает  два вида монополии на каждый из факторов производства: монополия собственности  и монополия хозяйствования. Монополия  собственности на экономические  ресурсы реализуется в соответствующих доходах (рента, процент, заработная плата). Монополия же предпринимателя на эти ресурсы является временной монополией хозяйствования и фор­мой ее реализации служит предпринимательский доход.

Предпринимательский доход — часть прибыли от предпринимательской  деятельности, которую получают сами предприниматели за риск, новаторство, организацию производства и труда. Предпринимательский доход, с одной  стороны, является вознаграждением  за проявленные предпринимательские  способности, а с другой стороны, результатом итогового распределения  прибыли предприятия.

Предпринимательский доход включает:

• нормальную прибыль. Если ее величина будет недостаточна, то предприниматель займется другим, более прибыльным бизнесом или откажется  от предпринимательской деятельности вообще ради получения заработной платы, работая по найму;

• экономический  доход, т. е. доход, полученный сверх  нормальной прибыли. Эта часть предпринимательского дохода есть функция от экономической  прибыли. Напомним, что экономическая  прибыль — разность между валовым  доходом (выручкой) фирмы и ее экономическими издержками (суммой как внешних, так  и внутренних издержек). Иногда ее еще  называют сверхприбылью.

Количественное  определение предпринимательского дохода на микроуровне вызывает некоторые  затруднения. Напомним, что бухгалтерская  и экономическая трактовка прибыли  не сов­падают. Для бухгалтера предпринимательский  доход отождествляется с нераспределенной прибылью предприятия за отчетный период. Экономист же трактует прибыль более  узко, рассматривая как доход только экономическую прибыль.

Предпринимательство как специфический фактор производства является объектом собственности предпринимателя, он имеет определенную форму реализации — в виде предпринимательского дохода. Предпринимательский доход выступает главной целью предпринимательской деятельности.

Прибыль в экономике выполняет ряд  важнейших функций:

• является двигателем экономического развития. В условиях  рыночной экономики  именно от прибыли, вернее от ее величины, зависит, какие блага и в каком  количестве будут производиться, поскольку  каждый предприниматель ищет то количество товара и ту цену, при которых он сможет по­лучить максимальную прибыль;

• способствует эффективному распределению ресурсов. Ресурсы распределяются среди фирм и отраслей на основе способности  последних платить. Готовность фирм платить за экономические ресурсы, в свою очередь, определяется их прибыльностью. Прибыльно работать будет только та фирма, продукция которой пользуется спросом. Эффективное распределение  ресурсов означает, что они направляются на производство именно той продукции, которая необходима обществу сегодня;

• стимулирует  нововведения. Ожидание прибыли побуждает  предпринимателя осуществлять нововведения. Инновационной деятельностью сегодня  занимаются все эффективные предприятия, все успешные предприниматели и  менеджеры. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные  инновации, имеют возможность получать дополнительный доход и максимизируют  свои прибыли.

             Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход на предпринимательскую деятельность, понимая ее как плату за риск, новаторство и организацию бизнеса. Объяснения сводятся к следующему:

• риск. В статичной экономической системе, характеризующейся неизменностью  параметров, неопределенность и риск сведены к минимуму. В такой экономике нет места прибыли. В динамичной экономике будущее всегда неопределенно: могут измениться вкусы потребителей, экономическая конъюнктура, цены ресурсов и пр. Иными слова­ми, такая экономика характеризуется значительной неопределенностью, а предпринимательская деятельность в таких условиях неизбежно сопряжена с риском, который и порождает экономическую прибыль;

• монопольное  положение на рынке. Монополист может  контролировать рынок, не допускать  на него конкурентов, ог­раничивать выпуск продукции, способствуя тем самым рос­ту цен. Результатом явится рост экономических прибылей. Здесь необходимо отметить, что предпринимательский доход может как содержать, так и не содержать элементы монопольной прибыли. Иными словами, монопольная прибыль — только часть предпринимательского дохода. Возможность получения монопольной прибыли в рамках предпринимательского дохода является результатом монополии хозяйствования и следствием слабости институциональных отношений в обществе

Маркетинг как форма предпринимательства.

Одной из функций предпринимательства является маркетинговая деятельность. Маркетинг  — процесс определения желаний  покупателей и направление потока товаров и услуг для всемерно­го  удовлетворения этого спроса. Стратегия  маркетинга явилась новым методом  борьбы за рынок в условиях ужесточения  конкуренции, ставшей следствием концентрации производства и капитала, постепенного заполнения рынков. Маркетинговая деятельность представляет собой попытку предпринимателя  максимально сократить неопределенность и риск. Маркетинг предполагает следующие  виды предпринимательской активности:

• Разработка и создание товара. Сегодня рынок  постоянно пополняется новыми товарами и услугами, новыми способами их реализации. Новый товар — товар, в основе которого лежит новое  изделие, качественные характеристики которого отличаются от аналогов создаваемых  ранее. Фирмы создают товары для  нового и традиционного потребителя, нового и данного рынка. Непрерывный  поток изобретений и технологических  изменений ведет к улучшению  производственных возможностей фирмы, росту ее прибылей.

Важный  аспект конкурентной борьбы — повышение  качества продукции. Качество продукции  представляет  совокупность таких  параметров как долговечность, надежность, простота эксплуатации и ремонта, готовность к потреблению, дизайн и устройство, соответствие международным стандартам и другие свойства. Повышение качества продукции имеет своей целью  достижение определенного экономического эффекта — повышения прибыли.

Сегодня важнейшей проблемой качества является растущий с каждым годом выпуск контрафактной  продукции. По оценкам Всемирной  таможенной организации в 2004 г. подделки состави­ли 5—7 % мирового объема розничных  продаж, т. е. 512 млрд долл. По сведениям Всемирной организации здравоохранения до 10 % лекарственных препаратов в мире являются подделками и обходятся фармацевтической отрасли в 46 млрд долл. в год. Почти две трети поддельных товаров производится в Китае. Фальсифицированная продукция выпускается в на Филиппинах, во Вьетнаме, России, Украине, Бразилии, Пакистане, Болгарии, Парагвае. Чаще всего подделывают электронику, программное обеспечение, предметы роскоши, автозапчасти, мотоциклы, оде­жду и обувь, лекарства, парфюмерию, сигареты. Помимо материального ущерба, наносимого выпуском поддельных товаров фирмам-производителям оригинальной продукции, особую тревогу  вызывает безопасность производимой контрафактной продук­ции. Безопасность — один из параметров качества продукции.

• Доставка товара на место, удобное для потенциального покупателя. Этот этап маркетинга включает все сферы деятельности, необходимые  при доставке товара покупателю: перевозку, хранение, распространение товаров, услуги оптовой и розничной торговли и пр. Сегодня в конкурентной борьбе обычно побеждает тот, у кого лучше организована служба сбыта и торговая сеть.

• Продвижение  товара на рынок. Важнейшими инструмента­ми данного этапа маркетинговой  деятельности являются рекла­ма, активность коммивояжеров и другие способы продвижения товара на рынок, в результате которых покупатель может полу­чить необходимую информацию о ценах, характеристиках, мес­тах продажи товара. Реклама — любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от производителя к потребителю. Основная цель рекламы — распространение информации. Однако сегодня реклама не только распространяет информацию, но и формирует вкусы, представления и спрос потребителей.

Приемы  шоковой или эпатажной рекламы, в которой ставка делается на скандал, начала широко использоваться на Западе еще в середине 1980-х гг., а сегодня  широко распространилась и в России. Например, российские рекламщики, пытаясь  привлечь внимание потребителя, широко используют эротические образы.

• Установление цены на товар. Правильный выбор цен  очень важен для успеха деятельности фирмы. При установлении цены необходимо учесть следующие факторы: цены должны меняться на протяжении жизненного цикла  товара; группы товаров с раз­личными  ценами привлекают различные сегменты рынка; цены должны быть достаточно низкими, чтобы конкурировать с другими  товарами. Существуют различные ценовые  стратегии маркетинга. Например, стратегия  «прорыва на рынок» предполагает установление так называемой цены проникновения. Цена проникновения — низкая цена, предназначенная для захвата  рынка определенного товара (услуги). Еще одна ценовая стратегия маркетинга — стратегия престижных цен. Престижная цена — высокая цена, предназначенная  для привлечения потребителей, которые  больше обеспокоены качеством товара и его уникальностью, чем ценой.

 

 

 

 

 

                           ГЛАВА 2. ПРИБЫЛЬ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

2.1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ПРИБЫЛИ

Прибыль – это превышение доходов от продажи  товаров и услуг над затратами  на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей  финансовых результатов хозяйственной  деятельности предприятия и предпринимателей.

Прибыль исчисляется как разность между  выручкой от реализации продукта хозяйственной  деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в  денежном выражении.

Прибыль наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. С экономической точки  зрения прибыль - это разность между  денежными поступлениями и денежными  выплатами хозяйствующего субъекта. С хозяйственной точки зрения прибыль – это разность между  имущественным состоянием предприятия  на конец и начало отчётного периода.

Как экономическая  категория прибыль характеризует  финансовый результат предпринимательской  деятельности; является основой экономического развития организации и наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество произведённой  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем она оказывает стимулирующее  воздействие на укрепление коммерческого  расчёта, интенсификацию производства. Показатели прибыли характеризуют  степень деловой активности и  финансового благополучия. По прибыли  определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в  активы.

  В  условиях формирования рыночной  экономической  системы  в  нашей стране происходит значительное  изменение в отношении к показателю  прибыли в пользу возрастания  его роли в хозяйст­венном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выс­тупает не только основным источником развития  хозяйственной деятельности любого  предприятия,  но  и  является  стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

В обобщенном виде прибыль отражает конечные результаты ра­боты предприятий и фирм,  характеризует экономическую эффективность их хозяйственной деятельности.

Функции прибыли:

• Прибыль  характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли  в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  используется система показателей.

Значение  прибыли состоит в том, что  она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли  и ее динамику воздействуют как зависящие  от усилий предприятия факторы, так  и не зависящие от них. Практически  вне сферы воздействия предприятия  находится конъюнктура рынка, уровень  цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят  от предприятия такие факторы, как  уровень цен на реализуемую продукцию  и заработная плата. К факторам, зависящим  от предприятия, относятся уровень  хозяйствования, компетентность.

Информация о работе Теории предпринимательской прибыли