Теории предпринимательской прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…........4
1. ГЛАВА 1.Теории предпринимательской прибыли. …………………......6
1.1. История развития предпринимательства, первые ученые………….........6
1.2 Учение экономистов классиков о происхождении теории прибыли.…8
1.3. Сущность, функции и роль предпринимательской деятельности……..12
2. ГЛАВА 2. Прибыль и ее роль в рыночной экономике…….…………...31
2.1. Экономическое содержание, роль и функции прибыли……..................31
2.2 Сущность планирования прибыли…………………………………….....35
2.3. Объективные и субъективные теории прибыли …..…………..……….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………………...46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................……………………………..…………...48

Файлы: 1 файл

теории предпринимательской прибыли.docx

— 83.01 Кб (Скачать файл)

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому  для выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема реализуемой продукции  и стоимость расходов и ресурсов, используемых в производстве.

• Прибыль  обладает стимулирующей функцией. Она  является основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение  принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

• Прибыль  является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает  в бюджеты в виде налогов и  наряду с другими доходными поступлениями  используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных  инвестиционных, производственных, научно-технических  и социальных программ.

Стремление  к получению прибыли ориентирует  товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение расходов на производство. При  развитой конкуренции этим достигается  не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль  является сигналом, указывающим, где  можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

Виды  прибыли.

В процессе анализа и планирования прибыли  необходимо различать:

1. Валовую прибыль – разность между выручкой (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавочную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.

2. Прибыль  от продаж товаров, продукции,  работ, услуг – разность между  выручкой (нетто) от их продаж  и себестоимостью коммерческих, управленческих расходов.

3. Прибыль  до налогообложения – рассчитывается  как прибыль от продаж товаров,  продукции, работ, услуг плюс  операционные, внереализационные доходы минус операционные, внереализационные расходы.

4. Прибыль  от обычной деятельности –  разность между прибылью до  налогообложения и налогом на  прибыль, иным аналогичным обязательным  платежам, произведенным организацией.

5. Чистую  прибыль (нераспределенная прибыль)  – прибыль от обычной деятельности  плюс чрезвычайные доходы и  минус, чрезвычайные расходы.

6. Налогооблагаемую  прибыль – расчетную прибыль,  определяемую в соответствии  с правилами Налогового кодекса  РФ, на которую начисляют налог  на прибыль предприятия.

7. Чистую  прибыль, остающуюся в распоряжении  предприятия – учитывает вычеты  налогов, процентов, штрафов, пени, неустоек и других необходимых  вычетов.

8. Маржинальную  прибыль – разность между выручкой (продажами товаров, работ, услуг)  и переменными затратами, которые  изменяются прямо пропорционально  изменению объема производства  продукции предприятия.

9. Среднерыночную  прибыль – среднестатистическую  прибыль среди предприятий данного  района, региона, выпускающих однородную  продукцию.

10.  Минимальную  прибыль – прибыль, ниже которой  могут начаться убытки, невыполнение  долговых обязательств, падение  ликвидности и кредитоспособности  предприятия или даже банкротство.

11.  Нормативную  прибыль – величина прибыли,  которая может быть определена  как нормативная величина в  финансовом разделе бизнес-плана  развития предприятия.

Принято различать экономическую и бухгалтерскую  прибыль. Они отличаются друг от друга  на сумму принимаемой оценки активов. Прибыль, исчисленная в бухгалтерском  учете, не отражает действительного  результата хозяйственной деятельности предприятия. В российской практике бухгалтерская прибыль корректируется на сумму вмененных издержек,  в результате  чего получается экономическая прибыль.

 

 

 Роль  прибыли в рыночной экономике.

Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе  внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования  прибыли в процессе хозяйственной  деятельности, тем меньше потребность  предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При  прочих равных условиях - тем выше уровень  самофинансирования его развития, обеспечения  реализации стратегических целей этого  развития, повышения конкурентной позиции  предприятия на рынке. При этом в  отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль.

 

2.2 СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

Важное  место в финансовом планировании занимает этап планирования прибыли. Планирование прибыли представляет собой процесс  разработки системы мероприятий  по обеспечению ее формирования в  необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с  задачами развития предприятия в  предстоящем периоде. Важнейшая  роль прибыли, усиливающаяся с развитием  предпринимательства, определяет необходимость  ее правильного исчисления. Достоверность  определения плановой прибыли влияет на успешную финансово-хозяйственную  деятельность предприятия. Правильное планирование прибыли имеет важное значение не только для предприятия, но и для экономики в целом. Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации.

Планирование  прибыли производится раздельно  по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как  некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие –  облагаются по повышенным ставкам. Виды:

*  от  реализации товарной продукции;

*  от  реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера;

*  от  реализации основных фондов и  другого имущества;

*  от  внереализационных доходов и  расходов.

В планировании могут применяться различные  коэффициенты:

а) коэффициент  рентабельности операционных активов  определяется как отношение суммы  чистой прибыли по операционной деятельности в рассматриваемом периоде к средней стоимости используемых операционных активов в рассматриваемом периоде;

б) коэффициент  маржинальной рентабельности реализации продукции;

в) коэффициент  валовой рентабельности реализации продукции;

г) коэффициент  чистой рентабельности реализации продукции;

д) коэффициент  валовой рентабельности операционных затрат;

е) коэффициент  чистой рентабельности операционных затрат.

Все эти  коэффициенты связанны с критическими точками убыточности.

 Процесс  планирования прибыли включает  в себя: определение объёма прибыли  от обычной деятельности (прибыль  от продаж, операционных и внереализационных  операций) и  планирование распределения  прибыли.

 

2.3. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИНВЫЕ ТЕОРИИ

Объективные теории об источнике прибыли.

Объективные теории объясняют происхождение  прибыли некими внешними причинами, так или иначе связанными с  нарушениями конкурентного равновесия.

Конъюнктурные теории.

В условиях рыночного равновесия весь доход  фирмы распределяется между различными факторами соответственно их предельному  продукту. При этом не возникает  ни прибыль, ни убыток. Если в результате каких-то внешних причин изменилась рыночная конъюнктура (например, произошло  повышение спроса на товар из-за случайного упоминания известными людьми), это приведёт к изменению как цены, так и выручки. Однако цены факторов производства не изменились, их производительность также осталась неизменной. Таким образом, нет причин выплачивать владельцам факторов доход сверх прежнего. Следовательно, у фирмы остаётся некая часть, не доставшаяся никакому фактору. Это и есть прибыль или убыток фирмы.

Монополия.

Одно  из объяснений появления прибыли  связано со ссылками на несовершенство конкуренции. Прибыль получается фирмой вследствие нарушения конкурентного  равновесия из-за доминирования на рынке с элементами диктата цен  вплоть до полной монополии.

Капитал.

Общепринятой  в XVIII—XIX вв. была трактовка «прибыли на капитал» как третьей составной  части валового дохода наряду с заработной платой и рентой. Экономисты того времени  не делали различия между явными и  неявными затратами и считали  прибылью излишек, получаемый капиталистом после возмещения расходов. «Прибыль на капитал» А. Смитом (1723—1790), Н. У. Сениора (1790—1864) и Дж. С. Милля (1806—1873) разделяли на процент на вложенный капитал — «вознаграждение за воздержание» предпринимателя от расходования собственного капитала на текущее потребление; и на предпринимательский доход — плату за управление предприятием и несение определённого делового риска.

Одни  и те же факторы — воздержание, риск, напряженный труд — требуют  соответствующего вознаграждения и  должны получить его из валовой прибыли. Три части, на которые, можно считать, разделяется прибыль, могут быть представлены как процент на капитал, страховая премия и заработная плата за управление предприятием

О той  же триаде прибыли писал и И. Г. фон Тюнен во 2-м томе своего «Изолированного государства». Однако большинство авторов, даже если упоминали о том, что прибыль распадается на процент и предпринимательский доход, рассматривали их, как правило, вместе, не делая между ними принципиального различия, тем самым под «прибылью» понимая на самом деле процент на капитал. Характерна цитата из популярного в дореволюционной России учебника политической экономии:

Предпринимательскую прибыль нельзя <…> противопоставлять  проценту на капитал; обе эти формы  дохода являются ветвями, идущими из одного корня — права собственности  на капитал и права частного распоряжения капиталом, а потому и условия  их определения в главных чертах однородны.

Представители классической школы и социалисты XIX века приравнивали предпринимателя  к капиталисту. Проще всего это  объяснить тем обстоятельством, что в те времена собственники и управляющие фирмами действительно  в большинстве случаев были представлены одними и теми же людьми. Однако ещё  до А. Смита его соотечественник  Р. Кантильон (1680—1734) в работе «Опыт о природе торговли вообще» (издана в 1759 г. в переработанном виде), разделил функции капиталиста и предпринимателя, понимая под последним человека, берущего на себя ответственность (риск) за продажу товара или услуги по заранее непредсказуемой цене.

Прибавочная стоимость.

Карл  Маркс показал в «Капитале» (1867 год), что основу прибыли составляет прибавочная стоимость, которую  капиталист присваивает в форме  результата «работы» его капитала. При этом не происходит обмана или  принуждения.[4] Прибыль образуется из-за того, что специфический товар  «Рабочая сила» способен создавать новую стоимость, размер которой превышает реальный размер стоимости самой рабочей силы. Но прибыль является превращённой формой прибавочной стоимости, а не собственно прибавочной стоимостью, так как часть прибавочной стоимости трансформируется в форму «затрат» — проценты по кредиту, рента, налоги, надбавки к зарплате.

         Субъективные теории об источнике прибыли.

Субъективные  теории предполагают наличие дополнительного  фактора производства — «предпринимательского  таланта» и соответственно наличия  дохода у владельца этого фактора (предпринимателя) — предпринимательской  прибыли.

Оплата  услуг предпринимателя.

Ж.-Б. Сэй (1767—1832) сделал значительный шаг вперед по сравнению с А.Смитом в плане введения в научный оборот термина «предприниматель» как отличного от капиталиста участника экономического процесса. Сэй писал: о той части прибылей предпринимателя, которая поступает как бы в вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство.

Однако  трактовка предпринимательской  прибыли у Сэя, как и у многих других экономистов, сводилась к плате за управление, не отличающейся принципиально от заработной платы рабочих. Размер предпринимательской прибыли, по Сэю, зависит от соотношения спроса и предложения на рынке труда предпринимателей, а высокая ценность данного товара объяснима его недостаточным предложением, чему способствуют три причины:

Информация о работе Теории предпринимательской прибыли