Теории трудовой стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Петти можно считать основателем трудовой теории стоимости. Карл Маркс писал о «Трактате» Петти: «В рассматриваемом нами произведении Петти по сути дела определяет стоимость товаров сравнительным количеством содержащегося в них труда. В свою очередь, «от определения стоимости зависит и определение прибавочной стоимости». В этих словах Маркса в самой сжатой форме выражена суть научного достижения английского мыслителя.

Файлы: 1 файл

содержание .docx

— 58.44 Кб (Скачать файл)

Безработными  признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Совокупное предложение труда в обществе, определяется как минимум четырьмя показателями:

1. общей численностью  населения;

2. численностью активного  трудоспособного населения;

3. количеством отработанного  времени за год;

4. качеством, производительностью  и квалификацией затраченного  труда.

Однако  если мы захотим выяснить, как отразится  рост заработной платы на предложении  труда не общества в целом, а отдельного человека, то увидим иную картину. Особенностью предложения рабочей силы является то, что оно зависит от личной воли и предпочтения людей. Работник сам определяет, сколько времени  он хотел бы работать, а сколько - отвести для альтернативного  вида занятий и отдыха.

  Ценой равновесия на рынке труда является заработная плата. Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера Базылев Н.И. Экономическая теория, С 65. Ставки заработной платы различны для различных категорий работников и видов работ. Они зависят от уровня квалификации, производительности, характера трудовой деятельности, массовости или наоборот, уникальности профессии. Чем уже профессиональная группа, тем сильнее заработная плата в ней может отличаться от среднего уровня зарплаты по отрасли, по народному хозяйству. Чем более массовая профессия и чем легче определенных рамках переход от одного рода занятий к другому, тем в большей степени рынок труда соответствует условиям рынка совершенной конкуренции.

Номинальная заработная плата - заработная плата  в денежном выражении. Характеризует  уровень заработной платы вне  связи с ценами на товары и услуги. По ее размеру можно судить об уровне дохода, но не об уровне потребления  человека.

Реальная  заработная плата - заработная плата, выраженная в материальных благах и услугах; показывает, какое количество предметов  потребления и услуг работник может фактически приобрести на свою заработную плату. Реальная заработная плата определяется размером номинальной  заработной платы, уровнем цен на предметы потребления и услуги, а  также величиной взимаемых налогов.

В случае превышения реальной заработной платы  уровня равновесной предложения  на рынке труда превышает спрос  на него, рабочих мест не хватает  для всех желающих продать свой труд по этой цене.

В случае снижения реальной заработной платы, по сравнению с равновесной, спрос на рынке труда превышает предложение, в результате чего образуются не заполненные рабочие места, поскольку работников, согласных работать за более низкую заработную плату, не хватает.

Обе ситуации (безработица и наличие  незанятых рабочих мест) в условиях конкурентного рынка не могут  быть устойчивыми, они подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления равновесия. Колебания спроса на труд и предложения  труда позволяют в самом общем  виде дать ответ на вопрос о том, почему высокая или низкая заработная плата.

Если  бы рынок труда носил конкурентный характер, на нем были бы невозможны длительные, устойчивые отклонения от равновесия.

Земля как фактор производства и рента

  Земля как фактор производства не является результатом человеческого труда, невоспроизводима и количественно ограниченна.

С этой точки зрения земля является всеобщим условием любого производства. Но для сельского хозяйства земля еще и основное средство производства. Поэтому, говоря о земле, мы в первую очередь будем иметь ввиду ее использование в аграрном секторе.

В аграрном секторе, во-первых, земля является не только всеобщим условием производства, но и основным средством производства. Во-вторых, производство находиться под  воздействием природных, климатических  и погодных условий. В-третьих, земля  устойчиво качественно неоднородна  по плодородию и местоположению относительно рынков сбыта.

Основа  аграрного производства - собственность  на землю, поскольку от характера  присвоения земли зависят отношения  пользования, владения и распоряжения землей, а значит, и результатами сельскохозяйственного производства. Поэтому необходимо различать категории  землевладения и землепользования, без которых анализ рынка земли  и ренты как факторного дохода провести затруднительно.

- землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся  земельными участками на праве  пожизненного наследуемого владения;

- землепользователи  - лица, владеющие и пользующиеся  земельными участками на праве  постоянного (бессрочного) пользования  или на праве безвозмездного  срочного пользования.

В реальной хозяйственной жизни пользователь и владелец - нередко разные люди.

Спрос на землю различают со стороны  сельскохозяйственных и несельскохозяйственных покупателей. Первые - это все те, кто использует плодородные почвы  для производства сельскохозяйственной продукции любого типа. Вторые - это  все те, кому земля нужна для  строительства, промышленного или  иных целей, не связанных с использованием плодородия. Спрос на землю определяется как совокупный спрос всех заинтересованных в этих видах деятельности предпринимателей.

Предложение земли определяется общим предложением всех собственников земли. Земля  обладает природной ограниченностью, общее количество не может увеличиваться  под воздействием роста цен на нее и уменьшаться при снижении цен. Это обуславливает абсолютно  неэластичное предложение земли  цене.

Поскольку предложение земли относительно неизменно по сравнению с другими  факторами производства, объем ренты  полностью зависит от спроса на землю: чем он выше, тем выше рента, и  наоборот.

  Земельная рента - часть прибавочного продукта, создаваемая непосредственно производителями в сельском хозяйстве и присеваемая собственниками земли. Земельная рента является основным элементом арендной платы:

Арендная  плата = Земельная рента + процент  на ранее вложенный в участок  капитал + Амортизация возведенных  на участке сооружений.

Слово "рента" означает определенный доход  с капитала, имущества или земельного участка, не требующий от своих получателей  предпринимательской деятельности. Именно поэтому рента присваивается  владельцам земли, а не арендаторам (землепользователем). Вопрос о том, справедливо ли это, лежит вне  рамок позитивного анализа.

Рента как экономическая категория  означает доход от любого фактора, предложение  которого неэластично.

Принцип установления ренты, или арендной платы (эти два понятия часто используют как синонимы), такой же, как и  равновесной цены в случае других факторов производства.

  На практике цена земли зависит  от множества факторов. Например, рост цен на землю может  быть связан с растущим спросом  на нее для несельскохозяйственных  целей. Резко возрастает спрос  на землю (и вообще на недвижимость) в условиях инфляции и особенно  гиперинфляции, что соответственно  ведет к росту цены земли.

Капитал как фактор производства и процент

  На рынке факторов производства под капиталом понимается физический капитал, или производственные фонды, - капитальное благо, используя которое, можно в будущем увеличить поток доходов. Таким образом, производительностью обладает не только труд, но и капитал. Если фактор труд - феномен, созданный вне экономической системы, то капитал - фактор, производимый самой экономической системой.

Капитал пользуется спросом, потому что он производителен. Субъектами спроса на капитал являются предприниматели, бизнес, субъектами предложения  капитала - домашние хозяйства.

Спрос на капитал - это процесс на инвестиционные средства, а не просто деньги. Бизнес предъявляет спрос на определенные денежные суммы для покупки капитала в физической форме. Спрос на деньги имеет другую природу, она не связанна с предпринимательской деятельностью.

Графический спрос на капитал можно представить  как кривую, имеющую отрицательный  наклон, поскольку применительно  к капиталу, так же как и к  другим факторам производства, действует  закон убывающей доходности: уровень  дохода на капитал имеет тенденцию  к понижению по мере роста инвестиционных средств. Уровень дохода на капитал  называют еще чистой производительностью  капитала, а выраженную в процентах - естественной нормой процента.

Предложение капитала не следует понимать в том  смысле, что домашние хозяйства (население) предлагают бизнесу станки, оборудование и т.д. Они предлагают инвестиционные средства, т.е. денежные суммы, которые  бизнес использует для приобретения производительных фондов. Происходит это при помощи посредников - инвестиционных фондов, коммерческих банков и т.п.

Графически  предложение капитала можно представить  кривой, имеющей положительный наклон, что обусловлено сущностью процента, заключающейся в следующем. Субъекты, предлагающие капитал, по сути, отказываются от самостоятельного альтернативного  его применения: открывать собственное  дело и получать доход; покупать землю  и получать ренту, поехать отдыхать на престижный курорт (получить полезность).

Фактор  риска в рыночном хозяйстве связан с неопределенностью, как минимум  чертой рыночного прогресса. Вы рискуете, предоставляя ссуду малоизвестной  фирме или отдельному лицу, чье  финансовое положение не досконально  известно. Вы рискуете в принципе, откладывая возможность сегодняшнего распоряжения деньгами, так как завтра могут  измениться политическая ситуация в  стране, налоговое законодательство; и человек не вечен. Поэтому чем  выше риск при предоставлении ссуды, тем выше должна быть ставка процента.

Сравнения уровня дохода на капитал с процентной ставкой - это один из способов обоснования  эффективности инвестиционных проектов. Другой способ, имеющий огромное значение и использующийся не только в сфере  бизнеса, - это процедура дисконтирования1 (приведение экономических показателей разных лет к сопоставимому во времени виду), которое неразрывно связанно с фактором времени и заключается в том, что при осуществлении инвестиционных проектов (покупка оборудования, строительство нового завода и т.п.) необходимо сопоставлять величину сегодняшних затрат и будущих доходов, т.е. это процедура определения сегодняшней стоимости будущей суммы денег.

Так, при получении выигрышей по лотерее  на разных временных условиях, получении  денежных сумм по завещанию, где так  же оговорены различные временные сроки выплаты денег и т.п., люди используют процедуру дисконтирования, которая помогает осуществить экономический выбор.

  Предпринимательская способность как фактор производства

Предпринимательская деятельность - специфический фактор производства. Она предполагает использование  инициативы, смекалки и риска в  организации производства. Предпринимательство - неотъемлемый атрибут рыночной экономики, и хотя понятие "предприниматель" в экономике появилось в XVIII веке, только в текущем столетии оно стало рассматриваться как фактор производства.

Самой историей доказано: предпринимательство  было и будет основным компонентом  экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом  множество сложных задач, среди  которых важное место занимает развитие предпринимательства.. А.С. Пелих Организация предпринимательской деятельности: [Учебное пособие / Под ред. А.С. Пелиха] - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 - 735 с. С. 5

Предпринимательская способность - это особый вид человеческого  капитала, представленного деятельностью  по координации и комбинированию всех других факторов производства в  целях создания благ и услуг. Специфика  этой разновидности человеческого  ресурса состоит в умении и  желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые  виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса при  определенной степени риска и  возможности понести убытки. Предпринимательская  деятельность по своим масштабам  и результатам приравнивается к  затратам высококвалифицированного труда.

Согласно теории Маркса, факторами  производства выступаю труд, предметы труда и средства труда. Производство общественных благ является следствием их взаимодействия. Марксизм не признает предпринимательство как один из факторов производства.

Согласно  маржиналистской теории, выделяются три основных фактора производства. Это земля, труд и капитал. Доходом труда как фактора производства является заработная плата, доходом земли является рента, доходом капитала - процент.

Также маржиналистами, наряду с тремя вышеперечисленными факторами, выделяется также предпринимательство  как фактор производства. Задача этого  фактора - объединение вышеперечисленных  факторов в производственном процессе.

В результате развития науки и последовавшими за этим изменениями в общественной и экономической жизни, выделился  еще один фактор производства - это  информация. В отличие от остальных  факторов производства, информация обладает особенными, присущими исключительно  ей свойствами и в связи с этим имеет свое специфическое влияние  на производственный процесс.

В результате проведенной работы можно  выделить фактор производства, который  является основным.

Первопричиной любого производства является идея организации  этого производства. Человеческая мысль, плод человеческого разума, который  будет реализован посредством конкретных действий. Причиной производства является вовсе не потребность общества в этом производстве, а способность конкретных людей организовать это производство, объединить все факторы производства в производственном процессе. Потребность не может быть удовлетворена сама собой, необходима чья-то способность ее удовлетворить. Идея производства, которая является отправной точной создания любого предприятия, должна быть предпринимательская. Только в этом случае возможна эффективная организация рентабельного производства, которое способно в полной мере удовлетворять потребности общества. Те, кто организуют эффективное производство, исходят не из целей удовлетворения общественных потребностей, а из целей личной выгоды.

Информация о работе Теории трудовой стоимости