Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 01:40, курсовая работа
На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека.
Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества.
Именно по этому целью данной курсовой работы является выявление особенности перехода России к рынку и его последствия.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
Выявить исходные позиции перехода России к рыночной экономической системе; рассмотреть основные программы экономических реформ в период перехода; рассмотреть последствия перехода; проанализировать состояние экономики России после перехода.
Введение.......................................................................................................................4
1. Теория переходной экономики...............................................................................5
1.1 Цели и задачи переходной экономики.......................................................5
1.2 Основные черты и противоречия экономики переходного периода.....12
1.3 История реформирования в России.........................................................16
2. Состояние экономики России в переходный период..........................................22
2.1 Приватизация: цели, задачи, методы.......................................................22
2.2 Приватизационные процессы в современной России...........................30
2.3 Предложения по совершенствованию приватизационных процессов.33
Заключение.................................................................................................................44
Список используемых источников...........................................................................45
Важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурная перестройка народного хозяйства, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.
Необходимость структурной перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием структуры производства структуре потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной ориентацией на производство товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей народного хозяйства и населения; низкой конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке.
Одно из основных направлений переходного периода — интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема на этом направлении — перестройка внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Формирование рыночной экономики требует решения ряда других задач. К ним относятся:
- ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Должен произойти отказ государства от большинства функций, выполняемых им в командной экономике, то есть регулирование всего и вся. Главной задачей государства должна стать защита формирующейся рыночной экономики, сохранение стабильности в работе народного хозяйства;
- демонополизация экономики — ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров одного либо небольшого числа производителей;
- введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве;
- обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен. Переход подавленной инфляции, характерной для командно-административной системы, проявляющейся в "вымывании " товаров с прилавков и росте цен на "черном рынке", в открытую инфляцию, требует проведения жесткой антиинфляционной политики;
- развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения; финансового рынка, создание регулируемого рынка труда;
- формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;
- финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;
- преодоление в экономическом мышлении у значительной части населения проявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма (уравнительности в распределении).
1.2 Основные черты и противоречия экономики переходного периода
Специфика переходной экономики проявляется в ее особенных чертах:
1) Перманентное реформирование, т.е. непрерывное проведение экономических реформ. Экономическая реформа - сознательно проводимое преобразование, направленное на изменение существующих экономических отношений. Причины экономических реформ в разных странах различны - изменение объективных условий, политических сил у власти, неэффективность ранее используемых инструментов достижения хозяйственных или социальных целей. Их необходимость возникает регулярно, они обычно не затрагивают глубинных основ системы. Другой характер носят реформы, стремящиеся к преобразованию системы в целом, они более длительны.
Первая треть 20 века характеризовалась усилением государственного вмешательства в экономику, разброс форм которого изменялся от планового хозяйства в СССР до нового курса Рузвельта. В экономической теории этот период характеризуется как кейнсианская революция. Теория государственного вмешательства Кейнса господствовала в теории и на практике в течение нескольких десятилетий и исходила из того, что рынок неэффективен, его надо ограничивать. С последней четверти 20 века начался период экономических реформ, смысл которых можно охарактеризовать как ренессанс рынка. С начала 80-х в США, Англии, СССР, странах Восточной Европы, Азии началось усиление рыночных начал в экономике.
2) Экономический кризис - трансформационный спад (Корнаи), его особенности:
- кризис носит всеобщий характер, затронул все сферы и отрасли экономики, его уровень критический;
- долговременный (спад шел 9 лет);
- рабочая сила и капитал только начинают высвобождаться из устаревших отраслей;
- его степень не соответствует трансформационному спаду, а является следствием ряда отклонений российской экономической политики от мировых рыночных стандартов:
боязнь рынка корпораций и направленность на формирование рынка предприятий (сейчас исправляется через создание финансово-промышленных групп);
установление ссудного процента на уровне, ниже инфляционного роста цен с целью снабжения частного сектора средствами для скупки госсектора;
распродажа госимущества по символическим ценам, что блокирует инвестиционную активность;
установление цен на энергоносители в несколько раз превышающих средний уровень цен (доведение до мировых);
- введение внутренней конвертируемости рубля в условиях разрыва между курсом доллара и реальной покупательной способностью рубля, что дает инфляционный эффект;
- нестабильность экономической и политической системы.
Стабильность (устойчивость) экономической системы определяется:
- нагрузкой на экономику - оптимальным удовлетворением потребностей через использование ограниченных ресурсов. Исторически сложившийся уровень потребления инерционен, поэтому в условиях кризиса нагрузка на ослабленную экономическую систему увеличивается;
- структурой системы - т.е. системой производственных отношений - ломается старая, плановая экономика, и строится новая – рыночная;
- жесткостью - способностью сопротивляться деформациям. Она характеризует консерватизм экономической системы, ее способность к развитию в рамках определенного хозяйственного механизма;
- несовершенствами системы - отклонениями от нормы, ослабляющими устойчивость, но легко устраняемыми.
Степень неустойчивости переходной экономики, как уже отмечалось, объективно высока, что обусловлено тем, что уровень потребления (нагрузка) уменьшается (потребление мяса в 1992 г. снизилось на 42%), но стабильность не восстанавливается, поскольку состояние экономической системы можно охарактеризовать как запредельное.
Анализируя характер противоречий современной экономики переходного периода, следует учесть, что на смену диалектики двойственности приходит диалектика множественности. Поэтому по аналогии с диалектикой двойственности Гегеля, основным противоречием переходной к рынку экономики следовало бы считать противоречие между государственным и частным (частно-корпоративным) секторами, которое разрешается в процессе борьбы между ними. Однако, отказываясь от политического понятия борьбы, можно сказать, что эти сектора экономики должны не бороться за расширение своего масштаба, а занимать соответствующую экономической природе каждого из этих секторов экономическую нишу, т.е. охватывать те отрасли производства материальных благ и услуг, для нормального функционирования которых они обеспечивают наиболее благоприятные условия.
Поэтому важнейшее противоречие переходной экономики - это противоречие между старой экономической системой (централизованно-управляемой) и новой (рыночной). Формальное разрушение старой системы не может устранить одномоментно те формы экономического поведения и экономической психологии, которые культивировались на протяжении жизни трех поколений. В силу этого основное противоречие переходной экономики обусловлено существованием следующих главных препятствий на пути становления рыночной экономики:
1. Господство групповых интересов. В централизованно-управляемой экономике правящую элиту составляли директора предприятий, партийные, советские и государственные чиновники (высшие) - 5,9 млн. человек (с клерками и членами семей). С ликвидацией госсобственности они теряют контроль над экономикой и их сопротивление наглядно видно на примере аграрной реформы, которая всячески тормозится.
2. Антикапиталистическая ментальность: подчинение индивида государству надо заменить новой экономической психологией, совместимой с принципом свободы предпринимательства, глубокой дифференциацией доходов, верой в личные силы.
3. Отсутствие доверия к правительству, к власти, которое является одним из препятствий либерализации экономики. Оно обусловлено постоянными изменениями экономического курса (сначала пытались реформировать социалистическую систему), несовершенством законодательства, непоследовательностью и движением рывками с отступлением назад. Но главное все-таки достигнуто - конституционно оформлена частная собственность.
4. Синдром рыночного социализма, в соответствии с которым считается возможным переход к рыночной (т.е. эффективной) экономике без частной собственности, лишь на основе изменения форм хозяйствования. Популяризируется переход к регулируемому рынку, т.е. к рыночному социализму. Но источником всех перераспределительных процессов является лишь производство, увеличение налогов на которое (т.е. на предпринимателей) подрывает само производство. Стремление к социальной справедливости приводит к ее нарушению и переходу к старому распределению государством нищенских доходов.
5. Мафиозные структуры и коррупция.
6. Регионализм и сепаратизм - претензии регионов на все имеющиеся у них природные ресурсы (Якутия, Тюмень). Собственником всех своих природных ресурсов может быть лишь территориальное образование, способное к самостоятельному выживанию в экономическом, политическом и военном отношениях. Если этого нет, то регион не может рассчитывать на безнаказанность сепаратистских устремлений (отделение, обособление). Экономический сепаратизм исключает организацию рентной системы налогообложения, в которой рента с природных ресурсов, равным совладельцем которых является каждый гражданин РФ, выступает наиболее естественным источником пенсионных и других социальных выплат.
1.3 История реформирования в России
Историко-генетический анализ является наиболее адекватным подходом в анализе переходной экономики. Его применение позволяет выделить существование двух политических вариантов реформирования в начале рыночных преобразований (конец октября - начало декабря 1991 г.):
- при сохранении СССР, интегрированного хозяйства (Горбачев, Силаев, Явлинский);
- проведение экономических реформ при экономической самостоятельности и независимости.
В тот период были выработаны в соответствии с этими подходами различные программы реформ:
1. Экономическая программа перехода к рынку (1989г., Абалкин, Рыжков).
2. Программа 500 дней (1990г., Явлинский).
3. 1-я программа российских реформ «Стратегия России в переходном периоде» (сентябрь-октябрь 1991г., Чубайс, Васильев, Улюкаев, Шохин, Глазьев, Гайдар).
Исходным условием разработки последней программы (ограничением) был тот факт, что с 19августа 1991г. СССР фактически не существовал. Республики выступали за экономический союз и немедленную политическую независимость, что равносильно было осуществлению реформ за счет России. Поэтому выход для России был в провозглашении экономической независимости и самостоятельном проведении реформ, т.е. стабилизация и реформистская политика в условиях формирования институтов национальной государственности. С другой стороны, это был отказ от «русского пути» и признание и использование мирового опыта рыночных преобразований, в соответствии с которым первичным звеном стабилизации и реформ является финансовая стабилизация, т. к.:
- она достижима в краткосрочном периоде в отличие от приватизации и демонополизации;
- без нее в условиях разрушения нерыночных механизмов нельзя сформировать рыночные ресурсопотоки;
- без нее нельзя развить предпринимательскую активность, привлечь иностранные инвестиции.
Практика реализации последней программы показала:
1. инерционность масштабной экономики на инфляцию влияет мало, а на безработицу сильно,
2. возникает временной лаг между изменением денежной политики и инфляцией - с 2 месяцев увеличившийся до 6 месяцев,
3. сезонный характер развития инфляционных процессов.
За 6 месяцев (ноябрь 1991 - апрель 1992гг.) были созданы предпосылки рыночной экономики в России:
а) политические - устойчивый реформистский политический режим (августовская республика, по определению Улюкаева А.),
б) экономические - формирование некомандно-плановой системы обеспечения жизнедеятельности через развитие негосударственной торговли.
Осуществление общеэкономической системной трансформации в России включало:
- либерализацию цен,
- либерализацию внутренней и внешней торговли, некоторую стабильность в бюджетно-фискальной сфере,
- формирование институтов экономической самостоятельности России - эмиссионной, кредитно-денежной, таможенной, бюджетно-фискальной, инвестиционной политики, соответствующего законодательства и институтов.
Гипотетически возможны были следующие модели будущего социально-экономического устройства России:
1. Марксистская теоретическая модель социализма, которая занимает видное место в экономической истории, но не может выступать, как показал опыт, моделью будущего человечества. Однако социальные требования, формулируемые социалистической концепцией, реализуемы в рамках смешанной экономики, сочетающей социальные гарантии и экономическое принуждение, рыночные механизмы и государственное регулирование. Современные условия предъявляют социальные требования к распределению собственности, к обязанностям собственников, к характеру и масштабам прав работников, распределению доходов. Суть их сводится к ограничению возможностей для произвольных действий собственников, укреплению социального статуса работников, перераспределению доходов в интересах поддержания приемлемой материальной обеспеченности большинства населения и поддержки социально слабых слоев. Но абсолютизация этих закономерных требований тормозит развитие общества, которое невозможно без обеспечения прав собственников, ответственности работников, стимулирующего воздействия материальной дифференциации, удержания в определенных рамках социальных затрат, подчинения поведения всех групп требованиям экономически эффективного использования ресурсов.