Теория переходной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 01:40, курсовая работа

Описание работы

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека.
Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества.
Именно по этому целью данной курсовой работы является выявление особенности перехода России к рынку и его последствия.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
Выявить исходные позиции перехода России к рыночной экономической системе; рассмотреть основные программы экономических реформ в период перехода; рассмотреть последствия перехода; проанализировать состояние экономики России после перехода.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................4
1. Теория переходной экономики...............................................................................5
1.1 Цели и задачи переходной экономики.......................................................5
1.2 Основные черты и противоречия экономики переходного периода.....12
1.3 История реформирования в России.........................................................16
2. Состояние экономики России в переходный период..........................................22
2.1 Приватизация: цели, задачи, методы.......................................................22
2.2 Приватизационные процессы в современной России...........................30
2.3 Предложения по совершенствованию приватизационных процессов.33
Заключение.................................................................................................................44
Список используемых источников...........................................................................45

Файлы: 1 файл

Курсовая макро1.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Смысл современного этапа приватизации – продажа крупных предприятий новоявленным олигархам. С другой стороны, на этом этапе возможно перераспределение прав собственности, прежде всего исходя из общей экономической ситуации в стране, когда зона экономической ответственности местной власти велика, а крупного бизнеса – ограничена. Неплатежи и банкротство заставляют уже самих олигархов передавать государству под залог контрольные пакеты акций. Приватизация, проведенная в России, с одной стороны, создала условия для формирования рыночных отношений, с другой стороны – государственное имущество, созданное трудом всех граждан России, оказалась в руках немногих, а основная масса осталась вне собственности.

Массовая приватизация в России в 90-е годы является одним из крупнейших в мировой экономической истории фактов перераспределения собственности (табл. 1).

Всего за 1992 – 1997 гг. было приватизировано около 127 тысяч хозяйственных объектов. Количество государственных предприятий сократилось более чем в два раза. Малая приватизация привела к переходу в частную собственность за указанный период 88,6 % розничной торговли и общественного питания.

В результате доля частного и полугосударственного (приватизированного) секторов в производстве ВВП в 1997 г. составила около 70 %, в численности занятых – 60 % , в объеме инвестиций – 74 %.

Таблица 1 Основные показатели хода приватизации в России

Изменения нарастающим итогом

с 1 января 1992 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996г.

Госпредприятия на самостоятельном

балансе

204998

156635

138619

126846

90778

Число предприятий, подавших заявки

на приватизацию

102330

125492

137501

143968

147795

Приватизированные госпредприятия

46815

88577

103796

112625

118797

Акционированные госпредприятия

2376

14073

20298

24048

27040

Предприятия на аренде с выкупом

13868

14978

15658

12806

12198

 

Результаты приватизации в России представляются неоднозначными. К числу положительных результатов следует отнести следующие:

- ликвидирована абсолютная монополия государственной собственности, возникло многообразие форм собственности;

- новый класс частных собственников не только сформировался, но и превратился во влиятельную социальную и политическую силу;

- возник российский фондовый рынок;

- созданы объективные предпосылки для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций;

- грандиозное по своим масштабам перераспределение собственности произошло без глубоких социальных потрясений.

     Вместе с тем приватизация в России принесла целый ряд отрицательных результатов:

   - не сформировался «эффективный собственник». В подавляющем большинстве приватизированные предприятия не имеют определенного собственника. Возникло сложное переплетение прав собственности между государством, директорским корпусом, трудовым коллективом и внешними инвесторами;

     - не произошло сколько-нибудь заметного повышения экономической эффективности приватизированных предприятий. В переходной экономике влияние формы собственности на эффективность хозяйствования в конечном счете оказывается меньшим, чем воздействие государственной экономической политике в целом (налоговая, денежно-кредитная, валютная и др.). Только в отношении мелких предприятий подтвердился тезис о большей эффективности частых предприятий по сравнению с государственными. Что касается средних и крупных предприятий, то успешное их функционирование в переходной экономике больше зависит от качества управления, а не от форм собственности. Контроль за управляющими со стороны частного собственника (зачастую – коммерческого банка) далеко не всегда является более эффективным, чем со стороны государства;

     - приватизация не выполнила не одной из своих главных задач – привлечение крупных стратегических инвесторов и крупных прямых инвестиций. Российский частный капитал в ходе приватизации стремился по дешевке получить государственную собственность, зачастую не задумываясь о перспективах ее дальнейшего эффективного использования. Иностранные же инвесторы или предпочитали создавать предприятия заново, или ограничивались в основном портфельными инвестициями;

      - не оправдались надежды на денежную приватизация как важный источник доходов государственного бюджета;

     - произошло усиление социальной дифференциации не только по доходам, но и по имуществу. Вскоре после завершения массовой приватизации начался активный процесс перераспределения акций, полученных работниками предприятий на ваучерном этапе, в пользу директорского корпуса.

 

2.2 Приватизационные процессы в современной России

 

В августе 2008 года правительство России рассмотрело прогнозный план приватизации федерального имущества на 2009-2011 гг.

При подготовке плана приватизации на следующий год было решено, что находящиеся в ведении Минсельхоза сельхозпредприятия должны быть переданы учебным заведениям, если на них проходят практику студенты этих заведений. Именно поэтому было принято решение исключить из плана приватизации соответствующие сельхозпредприятия.

Еще из плана приватизации на 2009 год были исключены геологоразведочные предприятия, потому что их включение противоречит 942-му указу Президента РФ о запрете на приватизацию геологоразведочных компаний.

Принято решение о передаче полномочий по акционированию ФГУПов из ведения Росимущества отраслевым ведомствам. Минтрансу будет передано в управление 146 дорожно-строительных предприятий.

В проект прогнозного плана приватизации на 2009 год включено 239 федеральных государственных унитарных предприятий, акции 320 акционерных обществ, доли в уставных капиталах 4 обществ с ограниченной ответственностью, а также 18 объектов недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации.

Отраслевая структура организаций, включенных в проект программы приватизации на 2009 год, традиционна для последних лет. Так, в структуре акционерных обществ, включенных в проект программы приватизации на 2009 год, в зависимости от доли Российской Федерации в их уставных капиталах, преобладают стопроцентные пакеты акций. Доля миноритарных пакетов акций, подлежащих продаже в следующем году, также высока. Как пояснили нам в минэкономразвития, тем самым решается задача сокращения количества акционерных обществ, в которых активное участие Российской Федерации как акционера ограничено незначительным размером пакета акций.

Основным способом продажи акций будут аукционы с открытой формой подачи предложений о цене, организуемые Росимуществом. Крупные объекты, для продажи которых требовались бы специальные решения правительства, в представленном проекте отсутствуют.

Вообще, как отмечают в минэкономразвития, в плане широко представлены небольшие предприятия и акционерные общества, так как крупные предприятия либо уже приватизированы, либо отнесены к перечню стратегических.

Однако этот фактор, уверены в министерстве, не отменяет значения приватизации как источника пополнения федерального бюджета, но в абсолютном выражении порядок доходов, ожидаемых от реализации программ приватизации 2008, 2009 и 2010 годов, уже другой - ежегодно планировалось получать в бюджет по 12 миллиардов рублей.

По данным минэкономразвития, удельный вес доходов от приватизации в общей сумме доходов федерального бюджета в 1997 году составил 5,3 процента, а в 2007 году - 0,26 процента. Напомним, что в годы массовой приватизации к крупным продажам относили сделки на сумму более 500 миллионов рублей.

Такие цифры не удивительны. Государственная собственность у нас продается, как правило, без особого энтузиазма. Каждый год составляется план, который делался за счет продажи 2-3 крупнейших предприятий, а остальные плавно перетекают из года в год, становясь "переходящими". В министерстве объясняют такую ситуацию тем, что предприятия, выставляемые на продажу, - это "неликвиды", которые неинтересны рынку.

Кроме того, многие предприятия и сами не рвутся стать приватизированными. Минэкономразвития отмечает, что у большинства из них нет правоустанавливающих документов и документов технического учета на объекты федерального имущества, в том числе земельные участки. Более того, руководители предприятий нередко саботируют требования по подготовке к приватизации - не представляют информации, затягивают сроки работ и так далее.

Есть и другая сторона медали: процесс подготовки ФГУП к приватизации занимает достаточно длительный период времени, выходя порой за рамки одного года. То же относится к продаже низколиквидных пакетов акций, которые последовательно выставляются на торги, что с учетом сроков их объявления также растягивается на несколько месяцев.

Тем не менее, опускать руки государство не собирается и в следующем году будет продолжена работа по избавлению государства от ФГУПов и АО. Что же касается лакомых кусочков госсобственности, то, по мнению экспертов, у государства на самом деле еще много чего есть продать. Просто все это придерживается до худших времен. А чтобы ситуация не казалась такой запущенной, минэкономразвития предлагает проводить приватизацию в рамках трехлетнего прогнозируемого периода. Это, по мнению министерства, повысит ее эффективность за счет непрерывности инвентаризационных процедур и предпродажной подготовки и равномерности осуществления приватизации в течение года.

Сейчас, как пояснили в министерстве, из-за окончания срока действия программы приватизации ожидают включения объектов в программу следующего года. Вместе с тем очевидно, что решение о дополнении программы приватизации неприватизированным имуществом не несет никакой концептуальной нагрузки и зачастую является простой формальностью. Переход на трехлетнее планирование расширит временной горизонт для последовательной реализации системных проектов по формированию интегрированных структур и выводу унитарных предприятий на рынок через их акционирование и дальнейшую продажу акций.

В процессе исполнения прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2009-2011 годы минэкономразвития планировалось преобразование более 3000 ФГУП, в отношении которых отсутствуют законодательно установленные ограничения на приватизацию, в акционерные общества, казенные предприятия, учреждения, автономные учреждения (в случае внесения соответствующих изменений в законодательство), а также их реорганизацию и ликвидацию.

 

2.3 Предложения по совершенствованию приватизационных процессов

нации всей системы экономики

1.      В отношениях собственности требуется усиление функций государственного регулирования и контроля за предприятиями, использующими природные ресурсы общенационального и регионального значения, обеспечение роста участия работников во владении и управлении предприятиями

2.      Новое качество труда предполагает рост самоуправления работников на предприятиях, создание эффективной структуры занятости и справедливой системы распределения

3.      Для экономического подъема Россия располагает необходимыми материальными и финансовыми ресурсами при их эффективном использовании

При оценке перспективы экономического развития России в XXI в. нередко слышны пессимистичные выводы о том, будто Россия отстала от современного мира уже навсегда. Результат может быть достигнут при меньших ресурсных напряжениях, обеспечивая сокращение затрат на финансовую надстройку экономики, не допуская раздувания перепотребления и рационализируя разумное потребление.

Недостатки современной экономической системы в России

В настоящее время в экономике сочетаются весьма противоречивые способы координации. Это не только определенная комбинация свободного рынка и государственного регулирования. В современной России также реально присутствуют пережитки централизованного планирования и управления, локальное корпоративно-монополистическое регулирование, некоторые элементы натурально-хозяйственных, дорыночных связей. Их влияние желательно последовательно минимизировать. Рынок – не только содержание экономических реформ, а одна из форм хозяйствования наряду с планом, которые можно и должно эффективно использовать. Причем использовать необходимо, прежде всего, наиболее развитые и эффективные формы рынка, очистив их от негативных черт. И осуществлять это в рамках всей системы координации экономики как совокупности экономических отношений, взаимосвязанных с отношениями труда, социальной, политической и духовной организацией общества.

В области регулирования экономики следует не только повысить роль государства, но и уменьшить влияние кланово-корпоративных структур. Для этого желательны такие меры, как демократический, идущий снизу контроль и учет со стороны производителей, работников, граждан.

Информация о работе Теория переходной экономики