Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 01:40, курсовая работа
На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека.
Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества.
Именно по этому целью данной курсовой работы является выявление особенности перехода России к рынку и его последствия.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
Выявить исходные позиции перехода России к рыночной экономической системе; рассмотреть основные программы экономических реформ в период перехода; рассмотреть последствия перехода; проанализировать состояние экономики России после перехода.
Введение.......................................................................................................................4
1. Теория переходной экономики...............................................................................5
1.1 Цели и задачи переходной экономики.......................................................5
1.2 Основные черты и противоречия экономики переходного периода.....12
1.3 История реформирования в России.........................................................16
2. Состояние экономики России в переходный период..........................................22
2.1 Приватизация: цели, задачи, методы.......................................................22
2.2 Приватизационные процессы в современной России...........................30
2.3 Предложения по совершенствованию приватизационных процессов.33
Заключение.................................................................................................................44
Список используемых источников...........................................................................45
Переход к демократическому регулированию и социальному программированию экономики предполагает разработку и реализацию долгосрочных целевых программ, обеспечивающих социальную переориентацию и структурную перестройку экономики. Стране необходима новая стратегическая программа, где цель развития объединит в единую систему государственные и рыночные методы. Селективное регулирование (фискальная, кредитная, денежная политика государства, нормативы и т.п.) полезно соединить с долгосрочными планами государственных расходов (инвестиций и т.д.), встроить в долгосрочные социальные программы и служить средством их реализации, согласуясь по целям, объектам, этапам. Целесообразно двигаться в направлении точечного регулирования, ориентированного на поддержку наиболее важных сфер экономики.
Исходя из этого, важно стимулировать в первую очередь саморегулирующиеся трудовые коллективы государственных и коллективных предприятий, кооперативов и их объединений; ассоциации наемных работников (профсоюзов); потребительских, экологических и других организаций. На их базе целесообразно формирование ориентированных на социальные приоритеты и обладающих широкими экономическими полномочиями массовых демократических организаций – объединений трудовых коллективов, профсоюзов, потребительских, экологических, творческих союзов. Демократизм этих институтов достигается за счет внутренних принципов организации регионального и федерального уровней – самоуправления, открытости для демократического регулирования и контроля, включенности в стратегические программы.
Не менее важно демократизировать механизмы деятельности и центральных экономических органов и институтов. Некоторые из них могут носить негосударственный характер и создаваться на основе инициативы снизу и зависеть экономически и организационно от эффективности их деятельности по обслуживанию производителей и потребителей.
Желательно постепенно двигаться к тому, чтобы государственные органы (экономические институты, прежде всего правительство) становились подотчетными и подконтрольными законодательной власти и ее соответствующим структурам (комитетам, комиссиям парламента и т.п.).
Перспективной задачей может явиться формирование добровольных и открытых ассоциаций производителей и потребителей, создаваемых на контрактной основе. Такие объединения могут стать своего рода островами или архипелагами сознательно регулируемого развития в рыночной среде и соединять преимущества крупных корпораций с преодолением ключевых пороков монополизма за счет открытости, добровольности, подконтрольности, подвижности таких ассоциаций.
Демократическое реформирование отношений собственности
Для развития творческой деятельности и новаторского потенциала широкого круга тружеников необходимо преодоление отчуждения работников от труда и управления, формирование у них совместной хозяйской мотивации. Имеющийся общемировой опыт включает определенную передачу собственности в руки работников, повышение эффективности кооперативных предприятий; расширение участия работников в управлении и самоуправления в рамках частных корпораций; успехи коллективного сектора в экономике Китая; развитие различных форм партнерской деятельности и общественных ассоциаций в сферах технологии, науки, образования.
Важнейшим стратегическим средством создания экономики для человека является демократическая реформа отношений собственности, включение хозяйской мотивации и предприимчивости значительной части населения и снятие как государственно-
Речь при этом идет о более демократичном распределении ключевых прав собственности. К числу важнейших задач здесь можно отнести следующие.
Предпосылкой реформирования отношений собственности должна явиться своего рода инвентаризация имеющегося в стране имущества с точным определением и юридической фиксацией системы прав собственности: не только составление реестра акционеров, но и отмена коммерческой тайны в области отношений собственности, в том числе для холдингов и т.п. На основе этого будет составлен своего рода портрет системы прав собственности в России с обязательной фиксацией законности или незаконности получения собственности нынешними владельцами, а также меры эффективности использования имущества новыми собственниками. В результате может быть поставлен вопрос о незаконно приватизированных и неэффективно используемых объектах собственности.
Ключевым шагом в реформировании отношений собственности должна стать передача в руки государства предприятий, использующих природные ресурсы общенационального (федеральная собственность) или регионального (муниципальная собственность) значения, для предотвращения их хищнического применения и переориентации рентных доходов на пользу всех граждан страны. Необходимость такого решения обоснована в работах академика Д. Львова и ряда других ученых.
Важным шагом в перспективе может стать перераспределение прав собственности в пользу демократических институтов. Это предполагает: создание дополнительных возможностей (льгот, кредитов, государственных общественно-инвестиционных фондов) для рядовых граждан стать со собственниками частных акционерных предприятий, консолидируя свои пакеты акций; перераспределение ряда прав собственности на любых (индивидуальных, акционерных и т.д.) предприятиях в пользу работников и их организаций (профсоюзов, советов трудовых коллективов и т.п.).
В частности, это могло бы включать право работников на контроль за деятельностью собственника (например, за выплатой зарплаты) и участие в решении вопросов занятости, условий и оплаты труда (как, например, в Бельгии); ответственность собственника за целесообразное и эффективное использование имущества (как, например, в ФРГ); права неправительственных организаций и местных органов на контроль за соблюдением экологических и иных норм, затрагивающих интересы жителей и многое другое.
Рост экономических функций государства и числа государственных предприятий поставит в качестве важнейшей проблемы дебюрократизацию государственной собственности. Здесь возможны следующие шаги.
Во-первых, передача ряда существующих государственных предприятий в хозяйственное ведение или аренду трудовым коллективам (за исключением имеющих стратегическое народнохозяйственное значение, особо опасных и тому подобных производств). В этом случае права и ответственность собственника распределяются между государством и трудовым коллективом. Предприятие работает на началах самоуправления, коллектив нанимает профессиональный управленческий персонал, делегируя ему необходимые полномочия по текущему руководству; стратегические решения принимаются органами самоуправления в рамках (если таковые имеются) общегосударственных программ, за эффективность и качество решений коллектив отвечает своим доходом, в случае стабильной убыточности предприятия коллектив может быть расформирован.
Не менее важна, во-вторых, радикальная демократизация органов, обеспечивающих по поручению государства распоряжение собственностью. С этой целью необходимо определить законодательно правомочия, компетенцию и ответственность этих органов и возложить контроль за соблюдением такого регламента и их деятельностью на добровольные ассоциации трудовых коллективов самоуправляющихся предприятий и другие общественные структуры.
Изменение отношений собственности предполагает и широкое развитие ассоциаций новаторов, венчурных кооперативов и других типов предприятий, находящихся в собственности их работников, предоставив им (как адекватным для развития инновационных проектов) экономические льготы. Наконец, на формирование экономики для человека может в определенных масштабах работать и частный бизнес (как отечественный, так и зарубежный), при условии, что он ориентирован на решение стратегических задач гуманизации и социализации экономики и функционирует за счет собственных средств предпринимателей и кредитов (но не паразитического перераспределения государственной собственности). Поддержка частных предприятий, реализующих долгосрочные программы интенсивного развития, “нейтралитет” по отношению к бизнесу, работающему на реальный сектор, выдавливание (через налоги, нормативы и т.п.) спекулятивного капитала при обязательном соблюдении всеми ими социальных и экологических нормативов – такой может быть политика государства и общества по отношению к частным предприятиям.
Восстановление прав государства как собственника. Национализация.
Необходимость возврата части переданного в частные руки государственного и муниципального имущества стала сегодня более чем очевидной. Счетная палата признала необходимость разработки и принятия закона о национализации и муниципализации, который определил бы принципы и порядок возмездного отчуждения государством и муниципальными образованиями имущества частных собственников. По мнению авторов записки, речь должна идти о безусловном возвращении государству, равно как и муниципальному образованию, незаконно приватизированного имущества.
В настоящее время практически в каждом российском регионе идут судебные процессы, которые нередко заканчивается возвращением имущества приватизированного предприятия в государственную собственность – полностью или частично. Этот процесс сдерживается отсутствием политической воли руководства страны в этом вопросе и недостаточной силой (на сегодняшний день) давления общества, которое заставило бы власть активизировать процесс восстановления прав государства как собственника в судебном порядке.
Счетная палата предлагает и другой способ решения проблемы - разного рода «компенсационные возмещения». Например, за недооцененное имущество либо намерено заниженную стоимость приватизированных предприятий, за невыполненные социальных и инвестиционных условий сделок и пр.
В России могут быть применены три законных способа восстановления прав государства как собственника.
Первый способ. Добровольный возврат, путем выкупа государством приватизированного имущества, дарения имущества государству, мены долга предприятия государству на соответствующий пакет акций на этапе мирового соглашения до суда.
Второй способ. Принудительный в судебном порядке.
Третий способ. Национализация - принудительное обращение собственности граждан и юридических лиц, в собственность государства на основании закона.
Цели национализации могут быть самими различными.
Во-первых, сохранение предприятий для обеспечения национально - государственной безопасности страны либо социально значимых, в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточном объеме из-за высокой стоимости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска и т.п.
Если говорить о нашей стране, необходимо учитывать то, что оборудование большинства российских предприятий морально и физически устарело. Согласно экспертным оценкам, более 80 % отечественных предприятий нуждаются в модернизации производственных мощностей. Российский частный капитал не в состоянии, даже, если бы и захотел, своими силами осуществить модернизацию большей части приватизированных предприятий без государственной поддержки, а в целом ряде случаев без их возврата в государственную собственность, по крайней мере, на какое-то время.
Необходимость, когда это оправдано и целесообразно, исполнения государством функций собственника в сфере производства, порой ставится под сомнение по причине якобы изначально более низких экономических результатов работы государственных предприятий по сравнению с частными фирмами. При этом, как правило, сопоставлялся весь «массив» частных предприятий и весь «массив» государственных. При проведении такого сравнения не проводилось разграничение государственных предприятий на две группы. Коммерческие государственные предприятия, главной целью которых является извлечение максимальной прибыли (только они и могли сопоставляться), и некоммерческие государственные предприятия, главной целью которых является удовлетворение государственных и общественных нужд. Эффективность некоммерческих государственных предприятий, финансируемых, по крайней мере, частично, из бюджета, не может быть оценена с использованием традиционных показателей: прибыль, рентабельность, убыточность и т.п.
Во-вторых, целью национализации, может быть выведение из-под контроля иностранного капитала важных для обеспечения экономического суверенитета страны предприятий посредством их передачи в государственную собственность.
В-третьих, национализация может быть необходима для обеспечения экологической безопасности страны.
В-четвертых, национализация может проводиться для защиты потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий. Не случайно на Западе прибегали к национализации там, где не было возможности преодолеть негативные последствия естественной монополии рыночными методами.
В-пятых, осуществление путем национализации структурной перестройки народного хозяйства, необходимость которой остро ощущается в сегодняшней России.
В-шестых, пресечение незаконного перевода прибылей за границу.
В-седьмых, изменение профиля приватизированного предприятия (в случае, когда это изменение противоречит общественным интересам).
В России нет пока закона о национализации. Имеются несколько законопроектов. В правительственном законопроекте допускается возможность национализации для удовлетворения потребности государства в продукции (работах, услугах), непосредственно обеспечивающей обороноспособность и безопасность государства, с предварительным, единовременным и равноценным возмещением Российской Федерацией национализируемого имущества по рыночной стоимости в денежной форме, а также других убытков, причиняемых прежнему собственнику за счет средств федерального бюджета. При этом, национализированное имущество должно быть закреплено за федеральными казенными предприятиями, основная деятельность которых связана с удовлетворением потребности государства в соответствующей стратегической продукции, а при необходимости на базе национализированного имущества может быть создано новое федеральное казенное предприятие.