Теория поведения потребителя и рыночный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее влияния на рыночный спрос. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить кривые и карту безразличия; определить понятие предельной нормы замещения; исследовать особенности расположения бюджетной линии; определить характерные черты современного потребительского рынка; исследовать особенности потребительского поведения в современных условиях.

Содержание работы

Введение 3
1 Основы теории поведения потребителей
1.1.Маржинализм и теория поведения потребителя 5
1.2.Кардинализм: предельная полезность благ и
потребительское равновесие 7
1.3 Ординализм: категории потребительских предпочтений 12
2 Применение теории поведения потребителя в России
2.1 Структура потребительских расходов населения 19
2.2 Потребительские планы россиян на 2010 год 21
2.3Основные характерные черты современного
потребительского рынка 22
2.4 Потребительское поведение в современных условиях 25
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34

Файлы: 1 файл

курсоваяdoc.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

                                                         Экономико-математический факультет

Кафедра Экономической  теории и анализа

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Теория поведения потребителя и рыночный спрос»

 

 

                                                                      

                                                                      Выполнила: студентка 1 курса

                                                         очной формы обучения

                                       группы Э-16

                                                                             Халиуллина Э.И. —————      

                                                            Научный руководитель:

                                                     асс. Тимиршина С.В.                                

 

                                                                                                                                                               

 

                                                                                                                                                                                                                                            

 

 

 

 

Нефтекамск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

            1 Основы теории поведения потребителей

                 1.1.Маржинализм и теория поведения  потребителя 5

     1.2.Кардинализм: предельная полезность благ и

      потребительское равновесие                                                                 7

     1.3 Ординализм: категории потребительских предпочтений  12

2 Применение теории поведения потребителя в России

     2.1 Структура потребительских расходов населения 19

     2.2 Потребительские планы россиян на 2010 год 21

     2.3Основные характерные черты современного

       потребительского рынка 22

  2.4 Потребительское поведение в современных условиях 25

             Заключение                       32

             Список использованных источников и литературы 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе своей жизнедеятельности  человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности.

В современной литературе потребности подразделяют на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под  первичными подразумеваются насущные потребности в пище, одежде, жилище. Вторичные связаны с интеллектуальной, творческой деятельностью человека – образование, искусство, развлечения. Потребности людей в материальных благах, услугах постоянно видоизменяются и обновляются по мере развития человеческой цивилизации. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

Теория потребления изучает  принципы рационального поведения  покупателей на рынке товаров  и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных благ.

Потребители товаров и услуг– это люди, группы людей, а также организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары и услуги. Избиратели, домашние хозяйки и домохозяйства, малые фирмы и глобальные компании, страны или нации, международные организации и даже мировое сообщество в целом – все они могут рассматриваться как потребители конкретных товаров в материальной форме и услуг.

Нарастающая интенсивность конкуренции  глобализующихся рынков закономерно  обращает интересы производителей товаров  и услуг в разных странах к исследованию механизмов поведения потребителей и к возможностям использования этих механизмов для достижения своих целей.

Основными агентами на рынке  готовой продукции являются домохозяйства  и фирмы. Поведение домохозяйств определяет спрос на товары и услуги. Поведение фирм-производителей характеризует предложение товаров и услуг.

Эти проблемы представляет не только теоретический, но и практический интерес. Как потребителю сориентироваться среди обилия товаров и услуг, как сделать выбор, при котором полезность была бы максимальной, а затраты – минимальными? Потребители чаще всего ищут ответы на эти вопросы интуитивно, на основе опыта, методом проб и ошибок. Предприниматели расходуют на изучение спроса немало средств, пытаясь понять особенности потребительского выбора и воздействовать на поведение домохозяйств

Актуальность выбранной темы состоит  в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения  и ее влияния на рыночный спрос. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы  к анализу полезности и спроса; изучить кривые и карту безразличия; определить понятие предельной нормы замещения; исследовать особенности расположения бюджетной линии; определить характерные черты современного потребительского рынка; исследовать особенности потребительского поведения в современных условиях.

1 ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

1.1 Маржинализм и теория потребительского поведения

 

          Анализ соотношения потребностей и спроса и их влияния на цены начали применять представители теоретического направления, получившего название «маржинализм» (marginal - предельный).

Маржинализм ,как научное  направление возникло в последней  трети XIXв. Принципиальной новизной подхода маржиналистов к анализу экономических процессов стали категории предельной полезности. Маржинализм и его основная часть-теория поведения потребителя, основываются на постулате, что анализ экономических процессов, в том числе и процессов потребления благ, следует начинать с выявления субъективных предпочтений людей и выявления полезности благ. Теория поведения потребителя служит фундаментом и глубинным обоснованием теории спроса.

Полезность благ. Классификация благ

Полезность благ- это  их потребительский эффект ,наличие таких свойств и качеств, которые удовлетворяют конкретным субъективным запросам людей. Полезность свойственна любым благам: экономическим и неэкономическим, если они выступают объектом производительного или индивидуального потребления людей.

В основе классификации благ лежит их разделение на экономические и неэкономические. Например, такие естественные ценнейшие жизненные блага, как атмосферный воздух, пресная вода в открытых водоёмах, соленая вода в морях и океанах и другие, принято считать неограниченными и преимущественно свободными для общего пользования людей. Именно в силу их неограниченности и общей доступности, подобные блага не являются экономическими.

Экономические блага- это  редкие блага, доступный объём которых  меньше потребности в них. В подавляющем  большинстве случаев экономические блага становятся пригодными к потреблению лишь после предварительной технологической обработки для придания им таких потребительских свойств, которые удовлетворяли бы потребности человека.

По своей натурально-вещественной форме экономические блага могут быть также подразделены на: 1)ресурсы земли; 2)ресурсы капитала; 3)ресурсы труда; 4)ресурсы предпринимательской способности.

 Ценность благ

Совершенно очевидно, что способность благ удовлетворять  человеческие потребности имеет не только качественную, но и количественную сторону. Плохая еда удовлетворяет ту же потребность человека в питательных веществах, что и хорошая. Но понятно, что ценность («величина полезности») второй выше, чем первой.

Как измерить ценность благ, чем определять степень их полезности, если речь идет об экономических благах индивидуального потребления? Поиски ответов на вопросы о полезности благ имеют длительную историю и до настоящего времени относятся к числу наиболее сложных в экономической науке. Целевые установки потребительского поведения индивида всегда субъективны: отсутствуют и объективные критерии оценки, и четкие количественные измерители. Соответственно весьма неопределенной становится и ценность блага.

Кардинализм и ординализм

В решении этих сложных проблем сформировались два важнейших направления. Одно из них- кардинализм - основано на допущении возможности точно измерить полезность благ и на использовании с этой целью гипотетических количественных единиц полезности- ютилей.

Ординализм, более современное направление, концентрирующее своё внимание на приоритетах потребления. Акцент здесь делается не на абсолютной величине полезности, а на сравнительных предпочтениях, на порядке, в котором в голове человека товары выстраиваются от самых желанных, до наименее привлекательных. Ординалисты анализируют шкалу предпочтений экономических благ, и устанавливают ряд аксиом, типичных для потребительского поведения при выборе покупателем альтернативных по потребительским свойствам наборов товаров. При наличии выборов среди многих альтернативных наборов благ покупатель предъявляет спрос, соответствующий его уровню благосостояния (бюджетным возможностям) и своим субъективным представлениям о максимальной полезности приобретаемых благ.

 

1.2 Кардинализм: предельная полезность благ и потребительское равновесие

 

Общая полезность. Предельная полезность

Для количественной оценки степени удовлетворения потребителя  от покупок кардиналисты используют условный, т.е. мыслимо представляемый показатель полезности благ (обозначается U) Другими словами, допусается, чо экономисты точно знают, какую степень удовлетворения получил потребитель в результате покупки.

Последовательно покупая  всё большее количество экономических  благ, считают кардиналисты, потребитель  стремится увеличить для себя их суммарную, совокупную полезность. Накопленная сумма полезностей от всей совокупности последовательно приобретенных единиц определенного блага называется общей полезностью (и обозначается TU).

При совершении последовательной серии покупок одного и того же блага каждая дополнительная единица последующих покупок данного блага приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущее. Причины этого носят не экономический, а психологический характер. Человек так устроен, что первому платью, первой порции еды, первому телевизору в доме, он радуется больше чем второму, а второму- больше чем третьему и т.д. Впервые особенность процесса насыщения субъективных потребностей людей в экономических благах описал Г.Госсен. Открытые им особенности данного субъективного процесса в сфере товарных покупок получили название первого закона Госсена, или закона убывающей предельной полезности благ.

Предельная полезность (MU),это полезность, которую приносит потребителю использование дополнительной единицы данного блага. Этот гипотетический измеритель в теориях кардинализма выступает своебразным критерием субъективно определяемой потребителем ценности экономических благ. Величина полезного эффекта от приобретения ещё одной порции блага может быть ничтожно мала, но её наличие увеличивает общую, суммарную полезность покупок данного блага.

Рисунок 1-График предельной полезности

Стремление покупателя к приращению полезности выражается в дополнительных покупках экономических благ, которые удовлетворяют запросы и потребности, а следовательно, приносят соответствующий полезный эффект. Ведь суммарный полезный эффект от потребления 2-х,или 3-х,или 4-х и большего числа единиц товара выше, чем от 1-ой единицы товара, имеющего необходимые покупателю потребительские свойства.

Однако, как уже отмечалось, при возрастании суммарного эффекта  полезности одновременно происходит также  неуклонное убывание предельной полезности каждой последующей единицы одноимённого блага. Классический пример: утоление жажды и удовлетворение от первого стакана воды большее, чем от второго, третьего и т.д., пока, наконец, в дальнейшем потреблении воды просто не отпадёт надобность.

Информация о работе Теория поведения потребителя и рыночный спрос