Теория поведения потребителя и рыночный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее влияния на рыночный спрос. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить кривые и карту безразличия; определить понятие предельной нормы замещения; исследовать особенности расположения бюджетной линии; определить характерные черты современного потребительского рынка; исследовать особенности потребительского поведения в современных условиях.

Содержание работы

Введение 3
1 Основы теории поведения потребителей
1.1.Маржинализм и теория поведения потребителя 5
1.2.Кардинализм: предельная полезность благ и
потребительское равновесие 7
1.3 Ординализм: категории потребительских предпочтений 12
2 Применение теории поведения потребителя в России
2.1 Структура потребительских расходов населения 19
2.2 Потребительские планы россиян на 2010 год 21
2.3Основные характерные черты современного
потребительского рынка 22
2.4 Потребительское поведение в современных условиях 25
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34

Файлы: 1 файл

курсоваяdoc.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2-Общая и предельная полезность

         Закон убывающей предельной полезности. Равновесие потребителя

Таким образом, суть экономического закона убывающей предельной полезности состоит в том, что по мере роста  потребления однородных благ суммарный  полезный  эффект от них увеличивается, но одновременно неуклонно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы этого приращения.

Как же отражается закон  убывающей предельной полезности на потребительском поведении? Для  ответа на этот вопрос нам надо учесть, что на реальном рынке:

  • присутствуют не один-единственный, а многие разные товары и услуги;
  • существуют деньги и , следовательно, каждый товар имеет цену;
  • денежный доход потребителя, его личный бюджет направляемый на закупку благ индивидуального пользования ограничен, он не может приобрести все присутствующие на рынке блага  и стоит перед проблемой выбора.

Кроме того, мы по-прежнему исходим из того, что потребитель  стремится получить от своих покупок  наибольший суммарный полезный эффект (или максимальную общую полезность).

Ограниченность личного бюджета  и стремление с учетом существующих цен распределить его наиболее рационально, вынуждают покупателя делать выбор: одни блага покупать, а от других отказываться. Из многочисленных альтернатив покупатель выбирает такие варианты  и сочетания благ, которые соответствуют его представлениям о полезности покупок, соизмеренных с возможностями личного бюджета.

Полезность благ, их потребительский  эффект соотносятся сопоставляются покупателем с уплаченными за них деньгами. В этом смысле деньги выступают для покупателей важной и достаточно определённой количественной мерой полезности. Если покупатель убежден, что полезность благ соразмерна с его ценой , то он покупает данное благо.

При этом покупка его первой единицы приносит наибольшее удовлетворение. Потребитель может далее купить вторую, третью и последующие единицы столь полезного для себя блага. Поскольку будет возрастать и суммарный объём этой полезности, то покупатель, возможно, продолжит закупки.

Закон равных предельных полезностей. Значение и ограниченность кардинализма

Желая повысить потребительский  эффект, рациональный потребитель соизмеряет полезность благ и их цены. Пока предельная полезность на единицу затрат (MU/P) хотя бы одного блага выше, чем у других, следует перераспределять закупки в его пользу. Одновременно будет сокращаться закупка благ с меньшей предельной полезностью на такую же сумму денежных затрат. Итогом же «перелива» расходов от одного блага к другому станет увеличение общей полезности. Именно с этой целью покупатель осуществляет переключение денежных затрат из личного бюджета на разные экономические блага.

Равновесие будет достигнуто только тогда, когда предельная полезность на единицу затрат сравняется у всех закупаемых благ- никаких мотивов к изменению структуры расходов в этой ситуации у потребителя уже не будет. По понятным причинам равновесная структура расходов обеспечивает  также максимум полезного эффекта. По этому поводу принято говорить, что максимизируя полезность, покупатель действует в соответствии с законом равных предельных полезностей на единицу своих денежных расходов.

В аналитической форме максимум общей полезности можно выразить так:

 

TU=max,

                                                               (1)

где MU-предельная полезность покупаемых благ, Р- цена покупаемых благ, λ-предельная полезность денег.

Попытки реального измерения абсолютной величины не увенчались успехом. Нет такого прибора, с помощью которого это можно было бы сделать. Хуже того, нет никаких оснований считать, что потребители способны проделать такую процедуру в реальности. Измерение как общей, так и предельной полезности в юстилях так и осталось условной процедурой. Многие положения кардинализма не поддаются практической проверке, и потому, несмотря на длительную историю существования этого направления, остаются гипотезами.

Вместе с тем проведенный  в рамках кардинализма анализ процесса максимизации общей полезности потребителем оказал огромное влияние на экономическую теорию и до сих пор часто используется как простейшая модель описания поведения потребителей.

 

 

1.3 Ординализм: категории потребительских предпочтений

 

Методологический подход ординалистов к изучению потребительского поведения основывается на ранжировании (порядковом сравнении) полезности благ покупателем. Предполагается, что хотя покупатель не может количественно измерить полезность приобретаемых благ,он тем не менее способен выстроить все имеющиеся блага в некий ряд(порядок) от наиболее ценного до наименее ценного. Поскольку в потребительском поведении важнейшая составляющая-это субъективизм индивидуальных оценок полезности благ, то для выявления закономерностей поведения ординалисты опираются на аксиомы, т.е. на своеобразные самоочевидные правила, описывающие общие принципы формирования потребительских предпочтений.

 Аксиомы ординализма

Действительно, принимаемые  учёными аксиомы просты и естественны.

Аксиома «ненасыщения»  гласит, что при прочих равных условиях( в том числе и одинаковой цене) для покупателя большее количество данного блага предпочтительнее меньшему его количеству; качественные блага предпочтительнее некачественных; экологически чистые-предпочтительнее загрязненных и т.д.

Аксиома «рефлективности»: если два набора благ одинаковы, то, оценивая их полезность, покупатель признает, что любой из этих наборов не хуже другого.

Аксиома «полной упорядоченности»: при наличии двух различающихся  наборов благ потребитель способен либо ранжировать свои предпочтения в пользу одного из них, либо признать их в равной степени предпочтительными.

Аксиома «транзитивности»:если покупатель предпочитает набор №1 набору №2, а набор №2  набору №3, то он предпочитает набор №1 набору №3. Соответственно, если  набор №1 для покупателя равнозначен набору №2 и набор №2 равноценен набору №3,то наборы №1 и №3 также для него равноценны.

Совокупность названных  аксиом позволяет внести однозначную  последовательность, ранжировать всевозможные сочетания благ и попарно сравнивать их при покупательском  выборе.

            Кривые безразличия и карта кривых безразличия. Предельная норма замещения

            Одним из основных инструментов анализа в порядковой теории полезности является кривая безразличия. Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия, которые впервые были применены английским экономистом Ф. Эджуортом в 1881 г.

Кривая безразличия - это геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие потребителю одинаковый уровень полезности.

Рисунок 3-Кривая безразличия

На представленной на рисунке  кривой безразличия выделены четыре точки, соответствующие четырем равнополезным для потребителя комбинациям двух благ (Х и Y). Эти комбинации товаров дают потребителю одинаковое общее удовлетворение.

Набор кривых безразличия  для одного потребителя одной  пары товаров образует карту безразличия. Карта кривых безразличия однозначно выражает предпочтения потребителя и позволяет предсказать его отношение к любым двум сочетаниям различных благ.

Рисунок 4- Карта безразличия

Кривая безразличия  всегда соответствует только одному уровню потребления, представленному в различных вариантах наборов благ. При этом наличие множества вариантов равнозначных наборов благ означает, что для потребителя они в определенной мере взаимозаменяемы. Количественная мера взаимозаменяемости разных экономических благ измеряется предельной нормой замещения (MRS).

Свойства предельной нормы замещения чаще всего описывают, опираясь на графическую иллюстрацию  кривой безразличия. По графику кривой безразличия видно, что:

1)кривая безразличия имеет отрицательный наклон (т.е. нисходящий, ниспадающий вид);

2)обычно ей свойственна  выпуклость к началу координат.

Нисходящий вид кривой безразличия означает, что предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна. Числовая величина  MRS имеет знак «минус» поскольку, чтобы получить больше блага, сохраняя достигнутый уровень благосостояния, покупатель вынужден сократить потребление другого блага.

При этом крутизна кривой отражает величину предельной нормы  замещения, показывающей количество единиц блага, от которого покупатель готов отказаться ради  дополнительного приобретения и потребления другого блага без сокращения полезности всего набора благ.

Наблюдаемая в большинстве  случаев выпуклость кривой безразличия  по направлению к началу координат  графика означает, что предельная норма замещения непостоянна. Она неуклонно уменьшается с увеличением потребления одного блага вместо другого в процессе их взаимного замещения.

Возможны и особые случаи. Так, кривая безразличия приняла  вид прямой линии при выборе совершенно взаимозаменяемых благ. Практический смысл этой ситуации состоит в том, что при совершенной взаимозаменяемости благ потребители делают выбор в пользу того из них, цена которого ниже.

Другой особый случай - совершенно дополняемые блага. Например, пара перчаток или обуви, которые не могут быть взаимно заменяемыми, но нужны только по паре. При совершенно дополняющих друг друга благах кривая безразличия приняла бы вид прямых углов.

Бюджетная линия. Равновесие потребителя

         Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом.

Бюджетное ограничение  указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Не всякий товарный набор доступен потребителю. Если весь свой фиксированный доход (М) потребитель тратит на покупку товаров Х и Y в количествах QX и QY по ценам PX и PY , то бюджетное ограничение может быть записано следующим образом:

M = PX ×QX + PY ×QY                                                                            (2)

Решив уравнение (2) относительно QY , получим уравнение бюджетной линии:

                                                                       (3)

Бюджетная линия - это геометрическое место точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ (товарные наборы).

Рисунок 5-График бюджетной линии

Точки пересечения бюджетной  линии с осями координат можно  получить следующим образом: если потребитель весь свой доход (М) израсходует на покупку товара Х, то он сможет приобрести М/PX единиц этого товара; аналогично, для товара Y - М/ PY единиц.

Из уравнения бюджетной  линии видно, что она имеет  отрицательный наклон. Соотношение  цен товаров PX /PY определяет угол наклона бюджетной линии, а отдаленность от начала координат - величина бюджета.

Все товарные наборы, соответствующие  точкам на бюджетной линии, являются доступными для потребителя. Товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны для  потребителя. Бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов.

Товарные наборы, расположенные  ниже бюджетной линии, также доступны потребителю, но их приобретение не позволяет полностью потратить бюджет потребителя.

Если при фиксированных  ценах на товары и неизменных предпочтениях потребителя его бюджет увеличивается (уменьшается), то бюджетная линия отодвигается от начала координат параллельно самой себе вверх (вниз).

Если при фиксированном  бюджете и неизменной цене товара Х цена товара Y снижается (повышается), то наклон бюджетной линии уменьшается (увеличивается), т.е. бюджетная линия повернется относительно какой-либо точки ее соприкосновения с осями координат.

Для определения товарного  набора, обеспечивающего потребителю  максимальное удовлетворение при заданном бюджете, необходимо совместить карту безразличия потребителя с его бюджетной линией. Из всех доступных для потребителя товарных наборов он выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения. Такой набор определит точка касания бюджетной линии с наиболее отдаленной кривой безразличия.

Рисунок 6-Совмещение кривых безразличия с бюджетной линией

Как видно на графике, кривая безразличия U1 проходит ниже, кривая U3-выше бюджетной линии KL.А кривая U2 касается бюджетной линии KL в точке E.

          Рассмотрим экономический смысл этой ситуации. Легко доказать, что максимизация полезности достигается в той единственной точке E,где кривая безразличия U2 проходит по касательной с бюджетной линией.

В самом деле, потребителю  предпочтительнее набор с большим  количеством обоих товаров, чем  набор с меньшим их количеством. Ситуация с большим количеством обоих товаров представлена кривой безразличия U3, расположенной выше бюджетной линии и не пересекающейся с ней. Очевидно, что при всей привлекательности высокого уровня потребления, соответствующего этой кривой безразличия, он не достижим для потребителя, поскольку цены товаров этого набора превышают его бюджетные возможности.

Информация о работе Теория поведения потребителя и рыночный спрос