Теория предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2012 в 05:51, контрольная работа

Описание работы

Концепция предельной полезности возникла в 40 – 50-х гг. XIX в., однако широкое распространение получила лишь в 70-х гг. после опубликования трудов У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса и других экономистов. Используя концепции полезности и предельной полезности, можно описать потребительские предпочтения. Полезность – это степень удовольствия, полученного потребителем от потребления какого-то блага. Оценка потребителем степени полезности для себя различных товаров (например, товар X лучше, чем товар Y) называется потребительских предпочтением.

Содержание работы

1. Теория предельной полезности……………………….……….….….…..3
1.1 Понятие полезности и предельной полезности…………..….………….3
1.2 Закон убывающей предельной полезности………………….……….….5
1.3 Измерение величины полезности…………………………….……….…6
1.4 Правила максимизации полезности……………………………….…..…9
1.5 Потребительский излишек……………………………………………….12
1.6 Предельная полезность и парадокс стоимости воды и бриллиантов…13
1.7 Временной аспект в теории потребительского поведения…………....14
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Микроэкономика конт.раб..docx

— 38.75 Кб (Скачать файл)

План:

 

1. Теория предельной полезности……………………….……….….….…..3

1.1 Понятие полезности и предельной полезности…………..….………….3

1.2 Закон убывающей предельной полезности………………….……….….5

1.3     Измерение величины полезности…………………………….……….…6

1.4 Правила максимизации полезности……………………………….…..…9

1.5 Потребительский излишек……………………………………………….12

1.6 Предельная полезность и парадокс стоимости воды и бриллиантов…13

1.7 Временной аспект в теории потребительского поведения…………....14

         Список литературы………………………………………………..………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория предельной полезности
    1. Понятие полезности и предельной полезности

 

Концепция предельной полезности возникла в 40 – 50-х гг. XIX в., однако широкое распространение получила лишь в 70-х гг. после опубликования трудов У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса и других экономистов. Используя концепции полезности и предельной полезности, можно описать потребительские предпочтения. Полезность – это степень удовольствия, полученного потребителем от потребления какого-то блага. Оценка потребителем степени полезности для себя различных товаров (например, товар X лучше, чем товар Y) называется потребительских предпочтением.

В Конце XIX в. Представители австрийской школы маржинализма (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк) полагали, что для каждого человека существует определенный количественный измеритель полезности, или измеритель счастья. Ученые с самого начала ввели в свой анализ слово «маржинализм» - использование предельных величин. В данном случае речь идет о предельной полезности. Предельная полезность (мы ее будем обозначать MU – от англ. Marginal utility) – это дополнительная полезность, полученная от потребления последующей единицы данного блага по сравнению с предыдущей. Так как предельная полезность – это приращение общей полезности, то она (предельная полезность) является производной от функции полезности. Экономисты считали, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность , имеет меньшую полезность, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага всегда имеется «предельный экземпляр» (конечный), который меньше всего удовлетворяет конкретную потребность. Е. Бем-Баверк иллюстрировал это на примере «поселенца, избушка которого одиноко стоит в первобытном лесу». Он предполагал, что у поселенца есть пять мешков зерна, из которых первый – для того, чтобы не умереть от голода; второй – для улучшения питания; третий – для откорма домашней птицы; четвертый – для приготовления спиртных напитков; пятый – для кормления попугая, болтовню которого приятно слушать. По этой теории второй мешок зерна имеет меньшую полезность, чем первый, третий – меньшую, чем второй и т.д. Полезность пятого мешка – это предельная полезность. Отсюда делался вывод, что стоимость данного блага определяется полезностью предельного экземпляра.

    Со временем  теория предельной полезности  претерпела значительные изменения:  в ней выделяются кардиналисты (Дж. Нейман) и ординалисты (Парето, Хикс, П. Самуэльсон). По теории кардиналистов полезность можно количественно измерить, т.е. потребитель способен определить, сколько именно добавочной полезности он получает при потреблении дополнительной единицы товара Х или товара Y. При этом экономисты используют вымышленную единицу измерения полезности – ютиль, что позволяет перевести рассуждения о поведении потребителя в количественную плоскость. Ординалисты же отрицают возможность количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. По мнению П. Самуэльсона, полезность – абстракция, означающая субъективное удовольствие, пользу от потребления продукта, и измерить ее невозможно. Мы будем использовать теорию предельной полезности в микроэкономическом анализе, заранее определив ее границы: нельзя эмпирически вычислить функцию полезности  f(и). Она носит индексный характер (1,2,3,4,5…). Важно лишь то, что большая полезность имеет большую величину, чем меньшая. Но насколько большую, этого никто сказать не может.

 

 

 

 

 

 

    1. Закон убывающей предельной полезности

 

  Сущность закона убывающей предельной полезности состоит в том ,что, начиная с определенного момента, предельная полезность снижается по мере увеличения массы потребляемого товара. Каков же механизм действия закона? Если хотя бы один из товаров по сравнению с другими имеет более высокую предельную полезность, то его потребление, спрос увеличиваются и цены растут. В результате происходит отвлечение ресурсов к данному товару от производства других товаров, предельная полезность которых ниже. Данного товара становится много, его предельная полезность снижается, т.е. спрос сокращается, цены снижаются, и происходит отвлечение ресурсов на производство других товаров, предельная полезность которых выше. В конечном итоге данного товара становится мало и опять повышается его предельная полезность и т.д.

    Чем больше  товара потребляет потребитель,  тем большую совокупную полезность  он получает. Совокупная (общая) полезность (U) определяется путем суммирования показателей предельной полезности. Если потребитель получит отрицательную предельную полезность, то совокупная полезность будет уменьшаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Измерение величины полезности

 

 Все точки зрения по поводу измерения полезности можно объединить в две группы. Одни экономисты используют так называемый кардиналистский подход. Они пытаются ввести различные количественные единицы измерения полезности – денежные, специальные, например, ютиль (от англ. «utility» — полезность). Другие экономисты используют ординалистский подход (от нем. Diе Ordnung – порядок). Они полагают, что поскольку категория предельной полезности носит сугубо субъективный характер, т.е. для каждого отдельного потребителя полезность любого товара теоретически всегда индивидуальна, то ее невозможно измерить. С их точки зрения, целесообразно ввести «ординальную, т.е. порядковую» величину полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребности. Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативные товары могут быть ранжированы. Выбирая, потребитель присваивает первый ранг товару с большей для него полезностью. Затем идет второй, третий и другие ранги. Рассмотрим пример количественного измерения полезности в единицах, которые называются «ютили». Для количественного измерения полезности предполагается, что каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности – «пользометр», который позволяет измерить, насколько потребитель удовлетворен. В табл.1 представлена предельная полезность яблок для потребителя X. Совокупная полезность определяется сложением совокупной полезности первой единицы (далее второй и т.д.) и предельной полезности следующей единицы.

 

 

 

 

Таблица 1. Количественное измерение  предельной полезности яблок с помощью  ютилей

 

Единица продукта

Предельная полезность – MU (ютили)

Совокупная полезность –  U (ютили)

Первая

10

10

Вторая

6

16

Третья

2

18

Четвертая

0

18

Пятая

-5

13


 

Итак, совокупная полезность, например, трех яблок определяется как 10+6+2=18 ютилей или совокупная полезность двух яблок плюс предельная полезность третьего яблока, т.е. 16+2=18 ютилей.

В данном примере прослеживается закон убывающей предельной полезности. Он начинает действовать с первого  яблока. Каждая следующая единица  обладает все меньшей полезностью  сравнению с предыдущей.

Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении предельных полезностей имели мало успеха. В теории предельной полезности XX в., сделавшей своим основным содержанием проблему выбора потребителя, преобладающим стал ординалистский подход. Одним из его основоположников является итальянский экономист В.Парето.

В.Парето (1848—1923) исследовал проблему предельной полезности с иных позиций, чем представители австрийской школы и ранние экономисты-математики. Он рассматривал предельную полезность не как единственное основание цен, а как лишь один из факторов, который через свое влияние на спрос воздействует и на изменение цен. В учение о предельной полезности Парето ввел ряд новых моментов. Если А. Маршалл считал еще возможным измерение предельных полезностей, то Парето выдвинул тезис о невозможности абсолютных измерений предельной полезности и предложил перейти к оценке предпочтений одних товаров по сравнению с другими (или одних комбинаций товаров по сравнению с другими комбинациями товаров), выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. В качестве орудия такого анализа им были предложены кривые безразличия.

Широкое распространение  идеи ординализма получили после появления работ английского экономиста Дж.Хикса – «Стоимость и капитал» (1939) и «Ревизия теории спроса» (1956). Дж.Хикс, подобно В.Парето, считал необходимым отказаться от абсолютного измерения предельных полезностей и сконцентрировать внимание на предпочтении одних товаров другим. В.Парето и Дж.Хикс исходили из наличия у потребителя определенной субъективной шкалы предпочтений. В случае с двумя товарами эти предпочтения принимают форму кривых безразличия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правила максимизации полезности

 

       Допустим, потребитель определенную часть своего дохода тратит на приобретение товаров X и Y. Возникает вопрос, на какое количество товаров X и Y должен предъявить спрос покупатель, чтобы максимизировать свою полезность? Предложим, что в начале потребитель оценивает предельную полезность товара X больше, чем Y. Тогда он начинает увеличивать потребление товара X и сокращать потребление товара Y. Но согласно закону убывающей предельной полезности при увеличении потребляемого количества товара X его предельная полезность начинает снижаться, а предельная полезность товара Y – увеличиваться. В конце концов, должно установиться равенство оценок предельных полезностей товаров Х и Y. В такой ситуации потребитель не будет тратить ни на рубль больше, чтобы приобрести дополнительное количество товара Х, и ни на рубль меньше, чтобы сократить количество потребляемого товара Y. Создается идеальное положение, когда человеку не выгодно потреблять одно благо вместо другого и вообще как-то менять структуру потребления. Любое изменение приведет только к ухудшению его благосостояния, т.е. покупатель склонен изменять структуру потребления, переключаясь с одного товара на другой, последовательно продвигаясь к такому состоянию, когда менять уже ничего не нужно. В этом заключается смысл второго закона Госсена.

     В таком состоянии достигается равенство оценок предельной полезности товаров X и Y.

       Таким образом, правило максимизации полезности с точки

зрения теории предельной полезности состоит в том, что потребитель так должен распределить свой доход, чтобы отношение предельной полезности к цене было одинаковым для всех товаров, при этом денежные средства должны быть истрачены полностью:

 

 

 

 

Где MU – предельная полезность товаров X и Y; P – их цена.

 

Отношение MU/P показывает величину предельной полезности в расчете на каждый затраченный рубль. Так, если предельная полезность от потребления второго яблока равна трем (см. табл.1), то при цене единицы товара 10 руб. предельная полезность на 1 затраченный рубль равна 0,3. При рассмотрении максимизации благ для потребителя мы не можем сравнивать абсолютные величины предельных полезностей различных товаров, так как цена у них разная. Например, нельзя сравнить предельную полезность первой машины и первой кофеварки. Однако же предельные полезности в расчете на один рубль сравнить можно. Что же произойдет, если цена товара X уменьшится? Здесь мы снова сталкиваемся с эффектами замещения и дохода:

  1. После того как цена товара Х уменьшилась, каждый рубль,

затраченный на приобретение товара Х, стал приносить большую  предельную полезность, чем рубль, затраченный  на товар Y:

 

 

 

   Это означает, что  для того чтобы достигнуть  равновесия, необходимо переключать  расходы с товара Y на товар Х, т.е. будет происходить замещение товара Y более дешевым товаром Х.

  1. В случае снижения цены товара X реальный доход потребителя

увеличивается. Реальный доход – это общая сумма благ, которую можно приобрести на номинальный доход, т.е. выраженный в деньгах. Общая сумма благ увеличивается за счет дополнительного приобретения товаров Х и Y. Максимизация полезности будет уже при другом наборе товаров X и Y, когда деньги будут истрачены полностью.

     С проблемой  выбора , какие товары следует купить на свой ограниченный доход, а от каких товаров следует отказаться, потребитель сталкивается всякий раз, когда формирует свою потребительскую корзину. Максимальная полезность достигается при выборе такой потребительской корзины, которая, во-первых, удовлетворяет бюджетному ограничению и, во-вторых, содержит такое количество товаров, при котором отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Потребительский излишек

 

   Теория предельной  полезности позволяет понять, как  возникает дополнительная выгода, получаемая потребителем при  покупке товаров, или потребительский  излишек. Потребительский излишек представляет собой разницу между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той ценой, которую он действительно платит при покупке. Каждая единица товара, приобретенная потребителем, стоит столько же, сколько и последняя единица. Но согласно закону убывающей предельной полезности первые единицы товара потребитель ценит больше, чем последние. Поэтому от покупки первых он получает дополнительную выгоду. Когда эта дополнительная выгода становится равной нулю, потребитель перестает покупать товар. Например, человек готов заплатить 150 руб. за 1 кг говядины, но платит 110 руб. Сэкономленные 40 рублей представляют его потребительский излишек. Если сложить потребительские излишки всех покупателей, то получим совокупный потребительский излишек.

     Концепция  потребительского излишка применяется  для определения выгоды, получаемой  людьми при покупке товаров,  выраженной в денежных единицах. Несмотря на то, что изменение  потребительского излишка является  приближенным показателем, он  оказывается очень полезным для  практических целей.

Информация о работе Теория предельной полезности