Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2012 в 05:51, контрольная работа
Концепция предельной полезности возникла в 40 – 50-х гг. XIX в., однако широкое распространение получила лишь в 70-х гг. после опубликования трудов У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса и других экономистов. Используя концепции полезности и предельной полезности, можно описать потребительские предпочтения. Полезность – это степень удовольствия, полученного потребителем от потребления какого-то блага. Оценка потребителем степени полезности для себя различных товаров (например, товар X лучше, чем товар Y) называется потребительских предпочтением.
1. Теория предельной полезности……………………….……….….….…..3
1.1 Понятие полезности и предельной полезности…………..….………….3
1.2 Закон убывающей предельной полезности………………….……….….5
1.3 Измерение величины полезности…………………………….……….…6
1.4 Правила максимизации полезности……………………………….…..…9
1.5 Потребительский излишек……………………………………………….12
1.6 Предельная полезность и парадокс стоимости воды и бриллиантов…13
1.7 Временной аспект в теории потребительского поведения…………....14
Список литературы………………………………
План:
1. Теория предельной полезности……………………….……….….….….
1.1 Понятие полезности и предельной полезности…………..….………….3
1.2 Закон убывающей предельной полезности………………….……….….5
1.3 Измерение величины полезности…………………………….……….…6
1.4 Правила максимизации полезности……………………………….…..…9
1.5 Потребительский излишек……………………………………………….12
1.6 Предельная полезность и парадокс стоимости воды и бриллиантов…13
1.7 Временной аспект в теории потребительского поведения…………....14
Список литературы………………………………………………..
Концепция предельной полезности возникла в 40 – 50-х гг. XIX в., однако широкое распространение получила лишь в 70-х гг. после опубликования трудов У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса и других экономистов. Используя концепции полезности и предельной полезности, можно описать потребительские предпочтения. Полезность – это степень удовольствия, полученного потребителем от потребления какого-то блага. Оценка потребителем степени полезности для себя различных товаров (например, товар X лучше, чем товар Y) называется потребительских предпочтением.
В Конце XIX в. Представители австрийской школы маржинализма (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк) полагали, что для каждого человека существует определенный количественный измеритель полезности, или измеритель счастья. Ученые с самого начала ввели в свой анализ слово «маржинализм» - использование предельных величин. В данном случае речь идет о предельной полезности. Предельная полезность (мы ее будем обозначать MU – от англ. Marginal utility) – это дополнительная полезность, полученная от потребления последующей единицы данного блага по сравнению с предыдущей. Так как предельная полезность – это приращение общей полезности, то она (предельная полезность) является производной от функции полезности. Экономисты считали, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность , имеет меньшую полезность, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага всегда имеется «предельный экземпляр» (конечный), который меньше всего удовлетворяет конкретную потребность. Е. Бем-Баверк иллюстрировал это на примере «поселенца, избушка которого одиноко стоит в первобытном лесу». Он предполагал, что у поселенца есть пять мешков зерна, из которых первый – для того, чтобы не умереть от голода; второй – для улучшения питания; третий – для откорма домашней птицы; четвертый – для приготовления спиртных напитков; пятый – для кормления попугая, болтовню которого приятно слушать. По этой теории второй мешок зерна имеет меньшую полезность, чем первый, третий – меньшую, чем второй и т.д. Полезность пятого мешка – это предельная полезность. Отсюда делался вывод, что стоимость данного блага определяется полезностью предельного экземпляра.
Со временем
теория предельной полезности
претерпела значительные
Сущность закона убывающей предельной полезности состоит в том ,что, начиная с определенного момента, предельная полезность снижается по мере увеличения массы потребляемого товара. Каков же механизм действия закона? Если хотя бы один из товаров по сравнению с другими имеет более высокую предельную полезность, то его потребление, спрос увеличиваются и цены растут. В результате происходит отвлечение ресурсов к данному товару от производства других товаров, предельная полезность которых ниже. Данного товара становится много, его предельная полезность снижается, т.е. спрос сокращается, цены снижаются, и происходит отвлечение ресурсов на производство других товаров, предельная полезность которых выше. В конечном итоге данного товара становится мало и опять повышается его предельная полезность и т.д.
Чем больше
товара потребляет потребитель,
Все точки зрения по поводу измерения полезности можно объединить в две группы. Одни экономисты используют так называемый кардиналистский подход. Они пытаются ввести различные количественные единицы измерения полезности – денежные, специальные, например, ютиль (от англ. «utility» — полезность). Другие экономисты используют ординалистский подход (от нем. Diе Ordnung – порядок). Они полагают, что поскольку категория предельной полезности носит сугубо субъективный характер, т.е. для каждого отдельного потребителя полезность любого товара теоретически всегда индивидуальна, то ее невозможно измерить. С их точки зрения, целесообразно ввести «ординальную, т.е. порядковую» величину полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребности. Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативные товары могут быть ранжированы. Выбирая, потребитель присваивает первый ранг товару с большей для него полезностью. Затем идет второй, третий и другие ранги. Рассмотрим пример количественного измерения полезности в единицах, которые называются «ютили». Для количественного измерения полезности предполагается, что каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности – «пользометр», который позволяет измерить, насколько потребитель удовлетворен. В табл.1 представлена предельная полезность яблок для потребителя X. Совокупная полезность определяется сложением совокупной полезности первой единицы (далее второй и т.д.) и предельной полезности следующей единицы.
Таблица 1. Количественное измерение предельной полезности яблок с помощью ютилей
Единица продукта |
Предельная полезность – MU (ютили) |
Совокупная полезность – U (ютили) |
Первая |
10 |
10 |
Вторая |
6 |
16 |
Третья |
2 |
18 |
Четвертая |
0 |
18 |
Пятая |
-5 |
13 |
Итак, совокупная полезность, например, трех яблок определяется как 10+6+2=18 ютилей или совокупная полезность двух яблок плюс предельная полезность третьего яблока, т.е. 16+2=18 ютилей.
В данном примере прослеживается закон убывающей предельной полезности. Он начинает действовать с первого яблока. Каждая следующая единица обладает все меньшей полезностью сравнению с предыдущей.
Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении предельных полезностей имели мало успеха. В теории предельной полезности XX в., сделавшей своим основным содержанием проблему выбора потребителя, преобладающим стал ординалистский подход. Одним из его основоположников является итальянский экономист В.Парето.
В.Парето (1848—1923) исследовал проблему предельной полезности с иных позиций, чем представители австрийской школы и ранние экономисты-математики. Он рассматривал предельную полезность не как единственное основание цен, а как лишь один из факторов, который через свое влияние на спрос воздействует и на изменение цен. В учение о предельной полезности Парето ввел ряд новых моментов. Если А. Маршалл считал еще возможным измерение предельных полезностей, то Парето выдвинул тезис о невозможности абсолютных измерений предельной полезности и предложил перейти к оценке предпочтений одних товаров по сравнению с другими (или одних комбинаций товаров по сравнению с другими комбинациями товаров), выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. В качестве орудия такого анализа им были предложены кривые безразличия.
Широкое распространение идеи ординализма получили после появления работ английского экономиста Дж.Хикса – «Стоимость и капитал» (1939) и «Ревизия теории спроса» (1956). Дж.Хикс, подобно В.Парето, считал необходимым отказаться от абсолютного измерения предельных полезностей и сконцентрировать внимание на предпочтении одних товаров другим. В.Парето и Дж.Хикс исходили из наличия у потребителя определенной субъективной шкалы предпочтений. В случае с двумя товарами эти предпочтения принимают форму кривых безразличия.
Допустим, потребитель определенную часть своего дохода тратит на приобретение товаров X и Y. Возникает вопрос, на какое количество товаров X и Y должен предъявить спрос покупатель, чтобы максимизировать свою полезность? Предложим, что в начале потребитель оценивает предельную полезность товара X больше, чем Y. Тогда он начинает увеличивать потребление товара X и сокращать потребление товара Y. Но согласно закону убывающей предельной полезности при увеличении потребляемого количества товара X его предельная полезность начинает снижаться, а предельная полезность товара Y – увеличиваться. В конце концов, должно установиться равенство оценок предельных полезностей товаров Х и Y. В такой ситуации потребитель не будет тратить ни на рубль больше, чтобы приобрести дополнительное количество товара Х, и ни на рубль меньше, чтобы сократить количество потребляемого товара Y. Создается идеальное положение, когда человеку не выгодно потреблять одно благо вместо другого и вообще как-то менять структуру потребления. Любое изменение приведет только к ухудшению его благосостояния, т.е. покупатель склонен изменять структуру потребления, переключаясь с одного товара на другой, последовательно продвигаясь к такому состоянию, когда менять уже ничего не нужно. В этом заключается смысл второго закона Госсена.
В таком состоянии достигается равенство оценок предельной полезности товаров X и Y.
Таким образом, правило максимизации полезности с точки
зрения теории предельной полезности состоит в том, что потребитель так должен распределить свой доход, чтобы отношение предельной полезности к цене было одинаковым для всех товаров, при этом денежные средства должны быть истрачены полностью:
Где MU – предельная полезность товаров X и Y; P – их цена.
Отношение MU/P показывает величину предельной полезности в расчете на каждый затраченный рубль. Так, если предельная полезность от потребления второго яблока равна трем (см. табл.1), то при цене единицы товара 10 руб. предельная полезность на 1 затраченный рубль равна 0,3. При рассмотрении максимизации благ для потребителя мы не можем сравнивать абсолютные величины предельных полезностей различных товаров, так как цена у них разная. Например, нельзя сравнить предельную полезность первой машины и первой кофеварки. Однако же предельные полезности в расчете на один рубль сравнить можно. Что же произойдет, если цена товара X уменьшится? Здесь мы снова сталкиваемся с эффектами замещения и дохода:
затраченный на приобретение товара Х, стал приносить большую предельную полезность, чем рубль, затраченный на товар Y:
Это означает, что для того чтобы достигнуть равновесия, необходимо переключать расходы с товара Y на товар Х, т.е. будет происходить замещение товара Y более дешевым товаром Х.
увеличивается. Реальный доход – это общая сумма благ, которую можно приобрести на номинальный доход, т.е. выраженный в деньгах. Общая сумма благ увеличивается за счет дополнительного приобретения товаров Х и Y. Максимизация полезности будет уже при другом наборе товаров X и Y, когда деньги будут истрачены полностью.
С проблемой выбора , какие товары следует купить на свой ограниченный доход, а от каких товаров следует отказаться, потребитель сталкивается всякий раз, когда формирует свою потребительскую корзину. Максимальная полезность достигается при выборе такой потребительской корзины, которая, во-первых, удовлетворяет бюджетному ограничению и, во-вторых, содержит такое количество товаров, при котором отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров.
Теория предельной
полезности позволяет понять, как
возникает дополнительная
Концепция
потребительского излишка