Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2012 в 05:51, контрольная работа
Концепция предельной полезности возникла в 40 – 50-х гг. XIX в., однако широкое распространение получила лишь в 70-х гг. после опубликования трудов У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса и других экономистов. Используя концепции полезности и предельной полезности, можно описать потребительские предпочтения. Полезность – это степень удовольствия, полученного потребителем от потребления какого-то блага. Оценка потребителем степени полезности для себя различных товаров (например, товар X лучше, чем товар Y) называется потребительских предпочтением.
1. Теория предельной полезности……………………….……….….….…..3
1.1 Понятие полезности и предельной полезности…………..….………….3
1.2 Закон убывающей предельной полезности………………….……….….5
1.3 Измерение величины полезности…………………………….……….…6
1.4 Правила максимизации полезности……………………………….…..…9
1.5 Потребительский излишек……………………………………………….12
1.6 Предельная полезность и парадокс стоимости воды и бриллиантов…13
1.7 Временной аспект в теории потребительского поведения…………....14
Список литературы………………………………
Долгое время людей волновал вопрос: чем определяется цена товара? Ко второй половине XVIII в. сформировалось два альтернативных ответа на данный вопрос. Первый заключался в том, что цена товара определяется количеством вложенного в него труда (трудовая теория стоимости), а второй – цена товара определяется его полезностью для потребителя. Согласно второй концепции товар, который нужен всем, будет стоить дорого, а тот, который не нужен никому, не будет стоить ничего. А. Смит сформулировал убийственный аргумент против этой концепции, получивший в истории экономической мысли название «парадокс: вода и бриллианты». Он спрашивал, почему вода, которая столь необходима для жизни человека, имеет такую низкую цену, в то время как на бриллианты, которые могут быть совершенно не нужны, цена столь высока? Потому, - отвечал А. Смит, - что для огранки бриллиантов необходимо большое количество труда, а добыча воды практически ничего не стоит. Теперь, зная теорию предельной полезности, можно добавить: еще один стакан воды дает гораздо меньше дополнительной полезности человеку, чем еще один бриллиант, поэтому люди в большинстве случаев готовы платить больше за дополнительный бриллиант, чем за дополнительный объем воды. Однако умирающий от жажды человек в пустыне с готовностью отдаст все свои бриллианты за стакан воды. В этих условиях предельная полезность воды будет на много больше, чем предельная полезность бриллиантов. Таким образом, совокупная полезность воды не определяет спрос на нее. Потребители будут покупать товар до тех пор, пока отношение его предельной полезности к цене равно этому отношению для всех остальных благ. Теперь становится ясно, почему большое количество воды стоит дешево, несмотря на ее огромную полезность.
В теории поведения потребителей принимается во внимание и экономическая ценность времени. Время представляет собой ценный экономический ресурс. За один час работы человек в состоянии зарабатывать 300, 400, 600 руб. и больше в зависимости от своего образования, квалификации, умения и пр. но, затратив этот час на отдых или потребление, человек несет убытки в виде потерянного дохода; он жертвует 300, 400, 600 рублей и более которые мог бы зарабатывать за это время. Поэтому потребитель, оценивая предельные полезности потребляемых товаров, должен учитывать и ценность времени, необходимого для потребления этих товаров: знаменатели в правиле максимизации полезности должны включать не просто рыночную цену, а рыночную цену плюс ценность времени, затрачиваемого на потребление. Например, потребитель выбирает между покупкой билета на футбол и покупкой билета в театр. Рыночная цена билета на футбол равна 300 руб., а билеты в театр – 500 руб. Если, предположить что предельные полезности последующих посещений футбола и театра, одинаковы, то потребителю следует больше ходить на футбол, чем в театр. Но игра в футбол занимает больше времени, чем поход в театр предположим, чтобы сходить на футбол, потребитель затрачивает 4 ч., а в театр 2ч. Тогда, при ценности времени для потребителя 300 рублей в час, «полная цена» посещения футбола составит 300 + 300 * 4 = 1500 руб., а посещения театра – 500 + 300 * 2 = 1100 руб., т.е. в действительности «полная цена» билета в театр ниже «полной цены» билета на футбол. И с учетом фактора времени потребителю разумнее ходить в театр, чем на футбол.
Учет ценности времени позволяет понять конкретные наблюдаемые нами явления в реальной жизни. Например, почему неработающий пенсионер, для которого время имеет низкую ценность, может тратить несколько часов в день в поисках более дешевых товаров, при этом ездить из одного конца города в другой, а управляющий банком, который ценит свое время гораздо выше, зайдет в ближайший супермаркет и купит там нужные ему товары. Здесь, конечно, надо учитывать и разницу в доходах пенсионера и управляющего банком. Время на рынке труда ценится тем выше, чем уровень получаемого дохода.
Список литературы
Введение в экономическую теорию. Микроэкономика: Учеб. пособ. – М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2001.
Гальперин В., Игнатьев С., Моргунов В. Микроэкономика. – СПб.: Экономическая школа 1998.
История экономических учений / Под ред. Е.Б. Галкина: Метод. пособ. – М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2002.
Камаев В.Д. Основы экономики. – М.: Владос, 2002.
Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова – М.: КноРус, 2002.
Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Влдос, 2003