Теория заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Заработная плата, как форма цены рабочей силы, занятой в производственной сфере, - это основная часть жизненных средств работников, распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затрачиваемого труда, реальным трудовым вкладом каждого и зависящая от конечных результатов работы предприятия. Данная формулировка в большей мере характерна для производительного труда.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 48.60 Кб (Скачать файл)

Экономическое обоснование  повременно-премиальной системы  такое же, как и сдельно-премиальной, и состоит в проведении дополнительных расчетов, устанавливающих тот размер дополнительной оплаты, при котором  исключается возможность повышения  себестоимости продукции в результате выплаты премий. Экономическая эффективность  систем премирования за экономию материальных ресурсов зависит от соблюдения ряда условий: премируются работники, непосредственно  связанные с расходованием и  экономией материальных ценностей, при этом должны быть выполнены установленные  им задания как количественные, так  и качественные; необходим строгий  учет расходования материальных ресурсов, в том числе с использованием измерительной аппаратуры; размер премирования должен быть установлен в прямой зависимости  от фактически полученной прибыли (до 75% достигнутой экономии). Эти условия  обеспечат возможность снижения себестоимости продукции и заинтересуют рабочих в экономии материальных ценностей.

Планирование заработной платы на предприятии предусматривает  определение объема средств, необходимых  для оплаты труда работников в  соответствии с плановым выпуском продукции  в заданной номенклатуре и установленного качества, а также установление правильных соотношений в уровнях заработной платы по цехам предприятия и  категориям работающих с учетом характера  производства, различий в уровне квалификации, условий труда.

1. Планирования Фонда оплаты труда

Различают укрупненный и  дифференцированный методы планирования фонда заработной платы и социальных выплат. Дифференцированный метод планирования фонда заработной платы и социальных выплат широко использовался до экономической  реформы. Министерство утверждало предприятию  фонд заработной платы с учетом достигнутого уровня фонда заработной платы в отчетном году с увеличением его в соответствии с утвержденным правительством нормативом за каждый процент роста объема производства. Предприятие подразделяло его на прямой, часовой, дневной, месячный (годовой) фонд заработной платы.

Фонд прямой заработной платы  представлял собой оплату труда  рабочих-сдельщиков и повременщиков. Часовой фонд заработной платы включал  фонд прямой зарплаты и ряд доплат: премии рабочим, доплаты за работу в  ночное время, не освобожденным бригадирам, за обучение учеников, а также оплату брака не по вине рабочего. Фонд дневной  заработной платы включал часовой  фонд заработной платы и доплату  подросткам за сокращенный рабочий  день и оплату перерывов в работе кормящих матерей. Фонд месячной (годовой) заработной платы включал дневной  фонд заработной платы, оплату отпусков, времени за выполнение гос- обязанностей, выплату выходных пособий, зарплату командированным работникам на другие предприятия или учебу, вознаграждения, за выслугу лет и др. Такая дифференциация фонда заработной платы позволяла проводить детальный анализ направлений использования фонда заработной платы.

При разработке планов по труду  укрупненным методом применяют  два способа определения фонда  заработной платы и социальных выплат всему промышленно-производственному  персоналу: первый -- на основе расчетной численности работников и уровня их средней заработной платы; второй - по нормативам затрат заработной платы на единицу продукции. По первому способу плановый фонд заработной платы промышленно-производственного персонала определяется путем умножения расчетной численности работников на планируемую среднюю заработную плату. Однако в условиях резкого спада производства, высокой инфляции этот способ расчета фонда ФЗП и С позволяет определить его величину лишь ориентировочно, как правило, значительно завышенную. Поэтому рассчитанный таким укрупненным способом фонд заработной платы труда уточняется нормативным планированием на основе производственной программы и ее трудоемкости, рассчитанной по действующим на предприятий нормативам с учетом состава и уровня квалификации работников, тарифных систем, используемых форм и систем заработной платы, штатного расписания.

Нормативный способ планирования в условиях рыночных отношений позволяет  обеспечить более тесную увязку объема производства с суммой средств, выделяемых на оплату труда, повышает заинтересованность предприятий в увеличении объемов  производства, усиливает зависимость  заработной платы каждого работника  и трудового коллектива от результатов  своего труда, улучшает системы контроля за результатами расходования средств, выделяемых на оплату труда. Нормативное планирование не исключает необходимости детальных расчетов ФЗП и С и средней заработной платы по предприятию в целом, цехам, службам, отделам, категориям работников.

Нормативный фонд заработной платы основных и вспомогательных  работников предприятия, занятых на нормированных работах (Фнор), определяется по каждому изделию с последующим суммированием по формуле

Фнор=(Ппр*Нтр*Снч+НЗ*Кдоп)*Кц

где Ппр - планируемая производственная программа по выпуску изделий, шт ;

Нтр - нормативная трудоемкость изделия, час;

 

Снч - средняя стоимость нормо-часа из расчета действующих на предприятии тарифных сеток и ставок, грн.;

НЗ - нормативные затраты  заработной платы на производственную программу, (т. е. Ппр*Нтр*Снч), грн.;

Кдоп - коэффициент дополнительной зарплаты,

Кц - прогнозируемый предприятием коэффициент роста цен.

Фонд заработной платы  вспомогательных рабочих-повременщиков, занятых на ненормированных работах, определяется исходя из штатного расписания с учетом планируемого коэффициента дополнительной заработной платы, включающего  в себя различные доплаты, надбавки.

Фонд заработной платы  служащих, специалистов, руководителей  производственных и функциональных подразделений предприятия определяется также исходя из штатного расписания, где содержится перечень наименований должностей и размеры их месячных окладов с учетом планируемого процента премий.

Планируемый заводской фонд заработной платы и социальных выплат распределяется по структурным подразделениям с учетом трудоемкости выполняемых  работ, условий труда, ответственности  выполняемых работ. Выделенный фонд является лимитом, за пределы которого структурное подразделение предприятия выходить не имеет права.

Из расчетного периода  для подсчета среднего заработка  исключается время, в течение  которого работник освобождался от работы с частичным сохранением зарплаты или без оплаты, а также время  нахождения по временной нетрудоспособности. Премии и другие выплаты стимулирующего характера включаются при подсчете среднего заработка по времени их фактического начисления, а годовые  премии и вознаграждение за выслугу  лет -- в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода. При расчете среднего заработка учитываются выплаты, на которые начисляются страховые взносы.

В состав фонда заработной платы включаются, во-первых, зарплата по тарифным ставкам, окладам или  сдельным расценкам, независимо от форм и систем оплаты труда; во-вторых, стоимость  продукции, выдаваемой в порядке  натуральной оплаты; в-третьих, стимулирующие  выплаты; в-четвертых, выплаты компенсационного характера, связанные с режимом  работы и условиями труда; в-пятых, оплата за непроработанное время  в соответствии с законодательством (оплата ежегодных и дополнительных отпусков, оплата льготных часов подросткам, оплата специальных перерывов в  работе и простоев не по вине работника и другие).

К выплатам социального характера  относятся: оплата дополнительно предоставленных  по коллективному договору (сверх  предусмотренных законодательством) отпусков работникам; надбавки к пенсиям; единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда; стипендии  направленным предприятиями на обучение в средние и высшие учебные  заведения, имеющие аккредитацию; оплата путевок работникам на лечение и др.

С переходом на рыночные отношения  правительство перешло на косвенное  регулирование фонда оплаты труда, введя в 1993-- 1996 г. налогообложение  той части фонда оплаты труда, которая превышала установленный норматив.

Государственное регулирование  заработной платы открывает перспективу  постепенного увеличения ее связи с  конечными результатами производства и труда, которая сейчас существенно  нарушена. Такое регулирование по мере стабилизации экономики послужит основанием к разработке эффективных  систем и форм заработной платы работников по отраслям деятельности, нормативных  материалов по труду (норм выработки, нормативов численности и других), отвечающих складывающимся рыночным отношениям.

2. Оценка организации заработной  платы предприятий, на примере ао «народный банк Казахстана»

2. Характеристика предприятия

В 2003 году Народному банку  Казахстана исполнилось 80 лет.

История Народного банка  Казахстана - это история становления  и развития сберегательной системы на территории Казахстана.

Акционерное общество «Народный  банк Казахстана» было основано на базе реорганизованного Сберегательного банка Республики Казахстан.

В послереволюционное время, в период новых экономических  отношений, в 1923 году в г. Актюбинске была открыта первая сберегательная касса, а позже, в период коллективизации и сверх индустриализации, в 1936 году в г. Алматы открыт филиал Сберегательного Банка СССР. Фактически с 1923 года начинается новый виток развития и популяризации сберегательной системы, рассчитанной на широкие массы населения.

После открытия сберкассы  в Актюбинске, в течение последующих 4-х лет в республике было сформировано 335 сберегательных касс. В 1929 году была организована Республиканская сберегательная касса, которая осуществляла руководство  деятельностью всех сберегательных касс в Казахстане. В последующие  годы количество их быстро увеличивалось. Чтобы вовлечь в число вкладчиков большее количество рабочих, служащих и колхозников, особое внимание уделялось  открытию сберегательных касс непосредственно  при заводах и фабриках, колхозах и совхозах, при учреждениях связи  и других предприятиях и организациях.

Сама природа социально-экономических  и финансовых отношений в социалистическом обществе способствовала тому, что  практически каждый советский гражданин  являлся вкладчиком Сберегательного  Банка. Глобальная система массового  обслуживания населения способствовала накоплению огромного исторического  опыта системы сбережений и закреплению  устоявшихся традиций банковского  дела на территории Казахстана.

Сберегательным кассам была также разрешена выдача срочных  ссуд под залог облигаций государственных  займов и под другие ценные бумаги. Они могли выполнять фондовые и другие финансовые и банковские операции.

В этот период сберегательное дело характеризовалось становлением и постепенным развитием государственного кредита. За эти годы было выпущено восемь государственных займов, в  том числе три в натуральном  и два в золотом исчислении. Натуральные займы (два хлебных и сахарный) и займы в золотом исчислении были выпущены в дореформенный период.

К концу 1960 года число вкладчиков в сберегательных кассах достигло 1770 тысяч, сумма вкладов составила 322,7 млн.рублей, а средний размер вклада вырос до 182 рублей. Число сберегательных касс с 1950 года по 1960 год увеличилось в 1,8 раза и на конец 1960 года составило 2805. Развитие сберегательного дела и расширение сети сберегательных касс в Казахстане обусловлено главным образом развитием народного хозяйства, значительным ростом материального благосостояния трудящихся в результате массового освоения целинных и залежных земель. На долю сберегательных касс целинных областей: Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Целиноградской только в 1955 году приходилось 44,1 процента всех лицевых счетов вкладчиков и 44 процента остатка вкладов, имеющихся в республике (Незаменимые услуги, М.Д.Джолдасбеков и др., Алма-Ата, 1986 г.).

В начале 60-х годов сберегательные кассы были привлечены к операциям  по приему платежей населения за квартиру, коммунальные и другие услуги. Сберегательным кассам было также передано большое  хозяйство текущих счетов фабрично-заводских  и местных комитетов профсоюзов, касс взаимопомощи, а также общественных организаций, не занимающихся хозяйственной  деятельностью. Заметное развитие получили операции сберегательных касс по безналичным  перечислениям на счета во вклады сумм из заработной платы рабочих  и служащих, а также денежных заработков колхозников при соблюдении принципов строгой добровольности.

Для развития сберегательной системы немалое значение имело  укрепление денежной единицы. Однако реформа 1961 года, задуманная как мера контроля над массой и ограничением эмиссии, не получила подкрепления в преобразовании всего хозяйственного строя и  свелась к замене денежных знаков и установлению нового курса рубля. С 1963 года, после передачи сберегательных касс из ведения Министерства финансов в ведение Госбанка, средства населения  с вкладов стали направляться на пополнение его кредитных ресурсов. В конце 60-х годов произошел  бурный расцвет сберегательного  дела, обеспечивший направление крупных  средств на кредитование народного  хозяйства, источником которых являлись денежные сбережения населения.

Банковская реформа 1988 года наметила переход к двухуровневой  банковской системе: центральный банк - специализированные банки. Государственные  трудовые сберегательные кассы были преобразованы в Сбербанк СССР как  государственный специализированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц.

Государственная независимость  Республики Казахстан и обретение  суверенитета ознаменовала начало третьего, реорганизационного этапа - трансформирование  и переориентация структуры и  функций банкинга и начало хронологии непосредственного развития Народного Банка Казахстана.

После получения суверенитета, в декабре 1990 года, Казахстан сразу  же приступил к созданию собственной  банковской системы, отвечающей требованиям  рыночной экономики. Уже в январе 1991 года был принят Закон "О банках и банковской деятельности в Казахской  ССР", что ознаменовало начало банковской реформы в независимом Казахстане.

Спустя год после официального провозглашения независимости, в 1992 году, был создан Сберегательный Банк Республики Казахстан, официальным юридическим  преемником которого является Народный Банк Казахстана.

В 1993 году Сберегательный Банк реорганизуется в самостоятельную  юридическую структуру "Народный Банк Казахстана", принадлежащую  Правительству Республики Казахстан.

Информация о работе Теория заработной платы