Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов рыночных структур, основанных на конкуренции.
Исходя из цели, в задачи работы было включено:
- определение сущности конкуренции и ее роли в экономике;
- исследование оценки эффективности конкуренции;
- рассмотрение видов конкуренции;
- освещение основных рыночных структур в современной экономике.
Введение
3
1 Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции. Эффективность конкурентных рынков
5
2 Виды конкуренции. Функциональная, видовая, межфирменная, внутриотраслевая и межотраслевая; совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная
11
3 Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия
21
Заключение
32
Список использованных источников
34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий»
Белорусского государственного университета
Оршанский филиал
Кафедра экономики и управления финансами
Ковалёва Юлия Сергеевна
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему: «Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике»
Студентки 2 курса, группы
з1111
Руководитель:
канд. экон. наук,
доцент Л.И. Китаёва
Допущено к защите «__»___2012 г.
Орша 2012
Содержание
Введение |
3 |
1 Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции. Эффективность конкурентных рынков |
5 |
2 Виды конкуренции.
Функциональная, видовая, межфирменная,
внутриотраслевая и |
11 |
3 Основные рыночные
структуры в современной |
21 |
Заключение |
32 |
Список использованных источников |
34 |
Введение
ХХ век в мировом экономическом развитии, без сомнения, можно назвать веком конкуренции. Явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Динамика экономического развития мирового сообщества свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для экономики любой страны. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов «Экономикс» К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: «Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу» [5, с.192].
Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно не только из теории, но и из повседневной практики, связанной с понятиями рыночных конкурентных структур, конкурентоспособности товаров и т.п.
Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ - человек всегда либо конкурирует с другими людьми. Знания о конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе формы неценовой конкуренции, предпринимателю легче продвигаться к успеху.
Рассмотрение категории
«конкуренция» представляет интерес
также потому, что само отношение
к содержанию термина «конкуренция»
в отечественной экономике
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов рыночных структур, основанных на конкуренции.
Исходя из цели, в задачи работы было включено:
- определение сущности конкуренции и ее роли в экономике;
- исследование оценки эффективности конкуренции;
- рассмотрение видов конкуренции;
- освещение основных рыночных
структур в современной
При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделяют совершенной и несовершенной конкуренции, их признакам, достоинствам и недостаткам, распространенности данных форм в экономике.
Это важно с тех позиций, что экономические решения фирм детерминируются конкурентной структурой рыночной модели, под которой понимается характер соперничества фирм, наличие у них рыночной власти, возможность влияния, прежде всего, на цену производимого продукта. Чем меньше возможность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок реализуемого товара, тем более конкурентным является рынок, а, следовательно, более эффективна данная рыночная структура.
Предмет исследования курсовой работы – конкуренция как рыночный механизм; объект исследования – национальная экономика.
При написании работы была использована учебная, методическая, научная литература следующих авторов: Н.И.Базылева, В.Н.Шимова, Л.Н.Новиковой, В.А.Воробьева и др.
Методы исследования, применяемые при написании работы: диалектика, абстракция, анализ и синтез, логический и исторический и др.
1 Понятие
конкуренции, ее роль в
Наиболее сильным фактором, определяющим условия функционирования того или иного рынка, является степень развития конкуренции и, как следствие, - возможность фирмы контролировать цену на производимую продукцию.
Конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – форма столкновения интересов субъектов рынка, их соперничества. Это - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это – поведенческая трактовка конкуренции, характерная для классической и неоклассической экономической теории. Это - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей [12, с.58]
Существуют и другие определения конкуренции. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, обеспечить себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». Р.Пиндайк, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъекта рынка [10, с.32].
В литературе, посвященной
данной проблеме, присутствует три
подхода к определению
Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Он основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:
- состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
- состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
- состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
- это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
- соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
- соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей [2, с.69]
Для литературы советского
периода характерно отрицательное
отношение к конкуренции в
целом. Конкуренция определяется как
«антагонистическая форма экономического
соревнования частных товаропроизводителей.
Наибольшее развитие конкуренция получает
в условиях капиталистического способа
производства. Цель конкуренции - борьба
за получение возможно большей прибыли.
В ходе конкуренции происходит массовое
разорение мелких и средних
В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей» [12, с.36].
Второй подход рассматривает
конкуренцию как элемент
В рамках классической экономической
теории конкуренция рассматривается
как неотъемлемый элемент рыночного
механизма. А. Смит трактовал конкуренцию
как поведенческую категорию, когда
индивидуальные продавцы и покупатели
соперничают на рынке за более
выгодные продажи и покупки
Конкуренция выступает в
качестве силы, обеспечивающей взаимодействие
спроса и предложения, уравновешивающей
рыночные цены. В результате соперничества
продавцов и покупателей
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка [12, с.87].
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Понятие конкуренции настолько
многозначно, что оно не охватывается
каким-либо универсальным определением.
Это и способ хозяйствования, и
такой способ существования капитала,
когда один капитал соперничает
с другим капиталом. В конкуренции
усматривается как главная
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.
Во-первых, конкуренция способствует
установлению равновесной цены, уравнению
спроса и предложения. На чисто конкурентном
рынке отдельные фирмы
Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции предприниматели, руководствующиеся мотивом прибыли, будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются» [5, с.195]. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравновешивает цены, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества с максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике