Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов рыночных структур, основанных на конкуренции.
Исходя из цели, в задачи работы было включено:
- определение сущности конкуренции и ее роли в экономике;
- исследование оценки эффективности конкуренции;
- рассмотрение видов конкуренции;
- освещение основных рыночных структур в современной экономике.

Содержание работы

Введение
3
1 Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции. Эффективность конкурентных рынков

5
2 Виды конкуренции. Функциональная, видовая, межфирменная, внутриотраслевая и межотраслевая; совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная


11
3 Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия

21
Заключение
32
Список использованных источников
34

Файлы: 1 файл

ББ БГУ конкуренция.docx

— 65.23 Кб (Скачать файл)

В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается  их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество  мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную  деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка [13, с.54].

Таким образом, конкуренция выполняет важные функции в рыночной экономике: регулирующую, инновационную, аллокационную (функция наиболее эффективного размещения производственных ресурсов) и др.

Развитие конкуренции  тесно связано со степенью экономической  власти фирмы над рынком. Чем слабее конкуренция на рынке, тем сильнее  диктат производителя и наоборот.

Определенное представление  об уровне конкуренции на рынке можно  получить, анализируя данные о количестве фирм: чем больше фирм, тем более  конкурентным будет казаться рынок.

По поводу понятия эффективной  конкуренции существуют различные  мнения. Й.Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Шумпетер и называл эффективной конкуренцией [14, с.69]. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

Таким образом, конкуренция, имеет достаточно много значений. Но в общеупотребляемом значении определяется как соперничество. Она выполняет важную роль в рыночной экономике, как правило связанную с регулированием, дифференциацией рынка, определением его эффективности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2     Виды  конкуренции. Функциональная, видовая,  межфирменная, внутриотраслевая и  межотраслевая; совершенная и  несовершенная, добросовестная и  недобросовестная

 

Существует множество  критериев и подходов к классификации  конкуренции. В данной работе представлены некоторые из многочисленных классификаций.

Различают:

  • функциональную (это конкуренция определенного товара);
  • видовую (по цене и качеству);
  • межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
  • внутриотраслевую и межотраслевую;
  • совершенную и несовершенную;
  • добросовестную и недобросовестную [14, с.98].

В зависимости от соотношения  между количеством производителей и количеством потребителей различают  следующие виды конкурентных структур:

а) большое количество самостоятельных  производителей некоторого однородного  товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в  принципе, может купить товар у  любого производителя, сообразуясь  с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного  товара. Каждый производитель может  продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной  выгодой. Ни один из потребителей не приобретает  какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка порождает  так называемую совершенную конкуренцию;

б) значительное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;

в) единственный потребитель  товара и множество самостоятельных  производителей. При этом единый потребитель  приобретает весь объем предложения  товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура  порождает особый тип несовершенной  конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);

г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется  единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной [8, с.154].

Таким образом, конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

1)    количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых организаций, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

2)    дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

3)    свобода вхождения фирмы на рынок и выхода из него;

4)    доступность (свобода) информации;

5)   контроль над рыночной ценой;

6)   неценовая конкуренция;

7)   сектор экономики, в котором преобладает данная структура [9, с.104].

Конкуренцию можно условно  разделить на добросовестную и недобросовестную. Основные методы добросовестной конкуренции:

  • повышение качества продукции,
  • снижение цен («война цен»),
  • реклама,
  • развитие до- и послепродажного обслуживания,
  • создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

Основные методы недобросовестной конкуренции:

  • подделка продукции конкурентов, незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки;
  • подкуп и шантаж;
  • обман потребителей относительно характера, способа, места изготовления товара и его качества;
  • махинации с деловой отчетностью;
  • валютные махинации;
  • сокрытие дефектов и т.д. [15, с.97].

К незаконным методам неценовой  конкуренции также относятся  промышленный шпионаж, переманивание  специалистов, владеющих производственными  секретами, выпуск товаров, внешне ничем  не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Марокко, Гонконге, на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии [15, с.98].

В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим  ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен»  - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства («Тексас инструментс» установила в 1972 году цену на портативный калькулятор 149,95 долларов, а в 1977 году снизила ее до  6-7 долларов)   и    соответствующего   повышения массы прибыли [9, с.114].

Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют  точно также: позиции фирм на рынке  не претерпевают изменений, однако норма  прибыли падает, финансовое состояние  фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед  и вытеснения конкурентов наступают  неожиданные разорения и банкротства.

Вот почему в наши дни  нередко наблюдается не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен  улучшению потребительских свойств  товаров, которое невозможно отрицать.

Ценовая конкуренция применяется  главным образом фирмами –  аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары [9, с.68].

При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. К примеру, американские покупатели готовы переплатить 1–2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину отечественного производства. Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма «SONY» осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям [3, с.71].

К числу неценовых методов  относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе  обучение персонала), бесплатное сервисное  обслуживание, зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования  на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, так как с помощью рекламы фирмы не только    доносят     до    покупателей     информацию   о  потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле. С помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны [8, с.115].

Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную, гомогенную (без дифференциации) и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией).

Конкуренция подразделяется на открытую и закрытую и полузакрытую, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль. 

Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором  она будет пытаться работать, можно  выделить конкуренцию трех видов:

- функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара;

- видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.

- предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции [6, с.95].

В зависимости от степени антагонизма выделяют конкуренцию без крайностей и  с нарушением норм действующего законодательства.

Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике