Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов рыночных структур, основанных на конкуренции.
Исходя из цели, в задачи работы было включено:
- определение сущности конкуренции и ее роли в экономике;
- исследование оценки эффективности конкуренции;
- рассмотрение видов конкуренции;
- освещение основных рыночных структур в современной экономике.
Введение
3
1 Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции. Эффективность конкурентных рынков
5
2 Виды конкуренции. Функциональная, видовая, межфирменная, внутриотраслевая и межотраслевая; совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная
11
3 Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия
21
Заключение
32
Список использованных источников
34
Разновидности конкуренции в зависимости от степени цивилизованности: строгая, по заранее определенным правилам; по прецедентам; без правил (недобросовестная).
Виды конкуренции в зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта: внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции.
Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом в механизме конкуренции. Основные функции внутриотраслевой конкуренции:
Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.
Основные функции
В условиях несовершенной
конкуренции происходят изменения
в проявлениях межотраслевой
конкуренции: усиливается влияние
факторов, замедляющих перелив капитала
(уровень развития транспорта, средств
связи, экономической информации, кредитных
отношений); ценообразование на продукцию
небольших предприятий
Виды конкуренции различают и в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара. Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.
Горизонтальная конкуренция - это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара (производители телевизоров конкурируют между собой по размеру диагонали, яркости звука, дополнительным услугам: сервисное обслуживание, условия доставки и др.). Лидерами становятся те. кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.
Вертикальная конкуренция - это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Например, с помощью телевизора можно удовлетворить потребность в получении информации, досуга, обучения и др. Потребность в получении информации, кроме телевизора, можно удовлетворить с помощью телефона, газет, журналов, радио и других источников, которые относятся к иным отраслям производства товаров, что и является разновидностью межотраслевой конкуренции [17].
Выделяют следующие виды конкуренции, являющиеся разновидностями внутриотраслевой конкуренции: конкуренция продавцов товара и конкуренция покупателей товара.
Чем выше степень конкуренции продавцов, тем ниже степень конкуренции покупателей и наоборот. Векторы действия этих двух тенденций противоположны, носила и воздействие их на общество одинаковы, поэтому между ними существует определенное равновесие. При взаимодействии кривых спроса и предложения возникает период относительного равновесия, который имеет три фазы: кратковременную, среднюю и длинную. При кратковременном равновесии цена определяется спросом. По мере удлинения периода времени цена уже определяется стоимостью, т.е. издержками [17].
Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости - это проявление центробежных сил. С другой - стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм — это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.
Таким образом, виды конкуренции классифицируются по различным признакам, на наиболее распространенной является классификация по типу (виду) рыночной структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. В их основе лежат характерные признаки, на сущностных сторонах которых мы остановимся ниже.
3 Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия
Поведение фирмы зависит от структуры рынка, в условиях которого она работает. Это поведение (или образ действий) фирмы определяет в результате проводимой ею политике ценообразования, получения прибыли, эффективности и в других областях деятельности. Во многих случаях экономическое поведение фирмы будет оказывать воздействие и на политику других фирм. В результате взаимодействия всех фирм будет определяться ситуация в данной отрасли.
Под рыночной структурой понимаются основные характерные черты рынка, в число которых входят количество и размеры фирм, характер продукции, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность информации, степень контроля, или власти над ценой [10, с.97].
На некоторых рынках конкуренция принимает форму соперничества множества мелких производителей, продающих, в сущности, идентичную продукцию, где вход и выход ничем не ограничены. На других рынках (например, автомобилей или компьютеров) конкуренция происходит между несколькими крупными фирмами-производителями, занимающими значительную долю рынка.
Фирмы-производители могут предлагать как однородную, так и разнородную (дифференцированный продукт) продукцию. Под однородность продукции понимается ситуация, при которой разные фирмы выпускают сходную (идентичную) продукцию. Свободный вход на рынок предполагает, что фирмы, которые только еще приступают к производству продукции, могут делать это на равных условиях с уже существующими фирмами с точки зрения цен, которые им приходится платить за те или иные виды ресурсов, доступа к государственным лицензиям и т.п., то есть барьеры для входа в отрасль отсутствуют.
Барьеры для вступления в отрасль – это легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм.
Барьеры могут быть: 1) законодательные (авторские права, патенты, ограничение импорта, требования по лицензированию); 2) финансовые (размер стартового капитала, более высокая степень заемных средств для вновь входящих в отрасль); 3) связанные с эффектом масштаба (снижение средних издержек с ростом производства означает, что в отрасли могут преуспеть только крупные предприятия); 4) контроль над важным ресурсом [12, с.87].
Под свободным выходом подразумевается, что фирмы не сталкиваются с какими-либо трудностями, покидая рынок.
Равный доступ к информации предполагает, что все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на все виды ресурсов, необходимых для их производства. Кроме того, покупатели знают все, что им необходимо знать о характеристиках продукта, а все производители располагают равной информацией о производственной технологии.
Исходя из определяющих признаков, характеризующих рыночную структуру, теоретически различают четыре типа рыночных структур (моделей рынка):
Характеристики этих четырех моделей рынка можно обобщить в виде таблицы 1.
Кратко охарактеризуем типы рыночных структур. В условиях совершенной конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт, новые фирмы могут легко войти в отрасль. На другом полюсе – чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта, не имеющего близких заменителей (субститутов), вход в отрасль блокирован.
Таблица 1 - Характерные черты основных моделей рынка
Тип рыночной структуры |
Количество и размеры фирм |
Характер продукции |
Условия входа и выхода |
Доступность информации |
Контроль над ценой |
1. Совершенная конкуренция |
множество мелких фирм |
однородная (стандартизированная продукция) |
очень легкие, препятствия отсутствуют |
равный доступ ко всем видам информации |
отсутствует |
2. Монополистическая конкуренция |
много небольших фирм |
разнородная (дифференцированный продукт) |
сравнительно легкие |
некоторые ограничения |
некоторый, но в довольно узких пределах |
3. Олигополия |
число фирм невелико, есть крупные фирмы |
стандартизированный или дифференцированный |
наличие существенных препятствий |
некоторые ограничения |
ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре |
4. Чистая монополия |
одна фирма |
уникальный, нет близких заменителей |
практически непреодолимые барьеры при входе |
некоторые ограничения |
значительный |
Третья рыночная структура – олигополия – представляет собой рынок нескольких фирм, причем, по крайней мере, некоторые из них контролируют значительную долю рынка. При этом каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения, формируя собственное поведение в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть стандартизированы (такие, как сталь и алюминий) или дифференцированы (например, автомобили). Вступить новым фирмам в олигополистическую отрасль достаточно сложно.
Еще один тип рыночной структуры – монополистическая конкуренция – характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (одежду, обувь, парфюмерию и др.). Монополистическая конкуренция напоминает совершенную конкуренцию тем, что тоже предполагает большое число мелких фирм, а также легкость входа и выхода из отрасли. Однако в данном случае продукция различных фирм дифференцирована [16, с.67].
Все рыночные структуры можно
условно разделить на два типа:
реальные и идеальные (абстрактные).
Олигополия и монополистическая
конкуренция описывают
Идеальные и реальные рыночные структуры играют разную роль в экономической теории. Идеальные (абстрактные) типы обладают тем преимуществом, что позволяют четко обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли. Исходя из этих ограничений, можно построить точные модели, позволяющие продемонстрировать всю совокупность альтернатив относительно объема выпуска продукции и уровня цен, а также определить оптимальный вариант выбора.
Заключение
Таким образом, конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями.
Конкуренция - двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.
Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике