Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов рыночных структур, основанных на конкуренции.
Исходя из цели, в задачи работы было включено:
- определение сущности конкуренции и ее роли в экономике;
- исследование оценки эффективности конкуренции;
- рассмотрение видов конкуренции;
- освещение основных рыночных структур в современной экономике.

Содержание работы

Введение
3
1 Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции. Эффективность конкурентных рынков

5
2 Виды конкуренции. Функциональная, видовая, межфирменная, внутриотраслевая и межотраслевая; совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная


11
3 Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия

21
Заключение
32
Список использованных источников
34

Файлы: 1 файл

ББ БГУ конкуренция.docx

— 65.23 Кб (Скачать файл)

Разновидности конкуренции  в зависимости от степени цивилизованности: строгая, по заранее определенным правилам; по прецедентам; без правил (недобросовестная).  

Виды конкуренции в  зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта: внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции.

Внутриотраслевая  конкуренция - это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом в механизме конкуренции. Основные функции внутриотраслевой конкуренции:

  • возможность установления общественной, рыночной стоимости товара и рыночной равновесной цены;
  • стимулирование научно-технического прогресса;
  • экономическое принуждение к повышению эффективности производства;
  • выявление слабых, менее организованных производителей;
  • ограничение экономической власти лидеров.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.

Основные функции межотраслевой  конкуренции:

  • возможность модернизации отраслей, так как новые предприятия создаются на прогрессивной научно-технической основе:
  • усиление интенсификации, рост эффективности производства;
  • оптимизация отраслевых пропорций, структурная перестройка экономики [10, с.77].

В условиях несовершенной  конкуренции происходят изменения  в проявлениях межотраслевой  конкуренции: усиливается влияние  факторов, замедляющих перелив капитала (уровень развития транспорта, средств  связи, экономической информации, кредитных  отношений); ценообразование на продукцию  небольших предприятий происходит в основном по законам совершенной  конкуренции, а на продукцию крупных  предприятий — в форме контроля за ценами с их стороны, которые преследуют цель стабилизации экономики. На рынке господствует установленная цена, которая уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости. Соответствие цен стоимостям устанавливается не путем колебания цен вокруг стоимости, а путем колебания стоимости вокруг зафиксированной цены продуктов: сохранение различий в производительности труда, преград, свойственных современной структуре экономики ведет к тому, что прибыль не распределяется равным образом с вложенным капиталом, а остается там, где она произведена.

Виды конкуренции различают и в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара. Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.

Горизонтальная  конкуренция - это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара (производители телевизоров конкурируют между собой по размеру диагонали, яркости звука, дополнительным услугам: сервисное обслуживание, условия доставки и др.). Лидерами становятся те. кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.

Вертикальная  конкуренция - это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Например, с помощью телевизора можно удовлетворить потребность в получении информации, досуга, обучения и др. Потребность в получении информации, кроме телевизора, можно удовлетворить с помощью телефона, газет, журналов, радио и других источников, которые относятся к иным отраслям производства товаров, что и является разновидностью межотраслевой конкуренции [17].

Выделяют следующие виды конкуренции, являющиеся разновидностями  внутриотраслевой конкуренции: конкуренция продавцов товара и конкуренция покупателей товара.

Чем выше степень конкуренции  продавцов, тем ниже степень конкуренции  покупателей и наоборот. Векторы  действия этих двух тенденций противоположны, носила и воздействие их на общество одинаковы, поэтому между ними существует определенное равновесие. При взаимодействии кривых спроса и предложения возникает  период относительного равновесия, который  имеет три фазы: кратковременную, среднюю и длинную. При кратковременном равновесии цена определяется спросом. По мере удлинения периода времени цена уже определяется стоимостью, т.е. издержками [17].

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости - это  проявление центробежных сил. С другой - стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм — это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Таким образом, виды конкуренции  классифицируются по различным признакам, на наиболее распространенной является классификация по типу (виду) рыночной структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. В их основе лежат характерные признаки, на сущностных сторонах которых мы остановимся ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия

 

Поведение фирмы зависит от структуры рынка, в условиях которого она работает. Это поведение (или образ действий) фирмы определяет в результате проводимой ею политике ценообразования, получения прибыли, эффективности и в других областях деятельности. Во многих случаях экономическое поведение фирмы будет оказывать воздействие и на политику других фирм. В результате взаимодействия всех фирм будет определяться ситуация в данной отрасли.

Под рыночной структурой понимаются основные характерные черты рынка, в число которых входят количество и размеры фирм, характер продукции, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность информации, степень контроля, или власти над ценой [10, с.97].

На некоторых рынках конкуренция  принимает форму соперничества  множества мелких производителей, продающих, в сущности, идентичную продукцию, где  вход и выход ничем не ограничены. На других рынках (например, автомобилей или компьютеров) конкуренция происходит между несколькими крупными фирмами-производителями, занимающими значительную долю рынка.

Фирмы-производители могут  предлагать как однородную, так и  разнородную (дифференцированный продукт) продукцию. Под однородность продукции понимается ситуация, при которой разные фирмы выпускают сходную (идентичную) продукцию. Свободный вход на рынок предполагает, что фирмы, которые только еще приступают к производству продукции, могут делать это на равных условиях с уже существующими фирмами с точки зрения цен, которые им приходится платить за те или иные виды ресурсов, доступа к государственным лицензиям и т.п., то есть барьеры для входа в отрасль отсутствуют.

Барьеры для вступления в  отрасль – это легальные или  естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм.

Барьеры могут быть: 1) законодательные (авторские права, патенты, ограничение импорта, требования по лицензированию); 2) финансовые (размер стартового капитала, более высокая степень заемных средств для вновь входящих в отрасль); 3) связанные с эффектом масштаба (снижение средних издержек с ростом производства означает, что в отрасли могут преуспеть только крупные предприятия); 4) контроль над важным ресурсом [12, с.87].

Под свободным выходом  подразумевается, что фирмы не сталкиваются с какими-либо трудностями, покидая  рынок.

Равный  доступ к информации предполагает, что все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на все виды ресурсов, необходимых для их производства. Кроме того, покупатели знают все, что им необходимо знать о характеристиках продукта, а все производители располагают равной информацией о производственной технологии.

Исходя из определяющих признаков, характеризующих рыночную структуру, теоретически различают четыре типа рыночных структур (моделей рынка):

    • совершенную конкуренцию;
    • монополистическую конкуренцию;
    • олигополию;
    • чистую монополию [8,с .105].

Характеристики этих четырех  моделей рынка можно обобщить в виде таблицы 1.

Кратко охарактеризуем типы рыночных структур. В условиях совершенной конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт, новые фирмы могут легко войти в отрасль. На другом полюсе – чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта, не имеющего близких заменителей (субститутов), вход в отрасль блокирован.

 

Таблица 1 - Характерные черты основных моделей рынка

Тип рыночной

структуры

Количество и  размеры фирм

Характер продукции

Условия входа  и выхода

Доступность информации

Контроль над  ценой

1. Совершенная

конкуренция

множество мелких фирм

однородная (стандартизированная  продукция)

очень легкие, препятствия  отсутствуют

равный доступ ко всем видам  информации

отсутствует

2. Монополистическая конкуренция

много небольших фирм

разнородная (дифференцированный продукт)

сравнительно легкие

некоторые ограничения

некоторый, но в довольно узких пределах

3. Олигополия

число фирм невелико, есть крупные  фирмы

стандартизированный или  дифференцированный

наличие существенных препятствий

некоторые ограничения

ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре

4. Чистая монополия

одна фирма

уникальный, нет близких заменителей

практически непреодолимые  барьеры при входе

некоторые ограничения

значительный


 

Третья рыночная структура  – олигополия – представляет собой рынок нескольких фирм, причем, по крайней мере, некоторые из них контролируют значительную долю рынка. При этом каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения, формируя собственное поведение в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть стандартизированы (такие, как сталь и алюминий) или дифференцированы (например, автомобили). Вступить новым фирмам в олигополистическую отрасль достаточно сложно.

Еще один тип рыночной структуры  – монополистическая конкуренция – характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (одежду, обувь, парфюмерию и др.). Монополистическая конкуренция напоминает совершенную конкуренцию тем, что тоже предполагает большое число мелких фирм, а также легкость входа и выхода из отрасли. Однако в данном случае продукция различных фирм дифференцирована [16, с.67].

Все рыночные структуры можно  условно разделить на два типа: реальные и идеальные (абстрактные). Олигополия и монополистическая  конкуренция описывают множество  реально существующих рынков. Совершенная  конкуренция и чистая монополия  как рыночные структуры не описывают  сколько-нибудь большое число реально  существующих рынков, а представляют собой скорее абстрактные типы рыночных структур. Это означает, что весьма нелегко встретить рынки, отвечающие критериям совершенной конкуренции. В наибольшей степени этим требованиям отвечают некоторые рынки сельскохозяйственной продукции, а также некоторые финансовые рынки. В то же время крайне трудно найти рынки, представляющие собой чистую монополию.

Идеальные и реальные рыночные структуры играют разную роль в экономической  теории. Идеальные (абстрактные) типы обладают тем преимуществом, что позволяют  четко обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли. Исходя из этих ограничений, можно построить  точные модели, позволяющие продемонстрировать всю совокупность альтернатив относительно объема выпуска продукции и уровня цен, а также определить оптимальный  вариант выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями.

Конкуренция - двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике