Торгово экономические отношения со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 03:17, реферат

Описание работы

В 90-е годы торгово-экономические отношения России cо странами

СНГ определялись главным образом развитием двусторонних торговых

связей, а не полномасштабным региональным взаимодействием.

Наиболее интенсивно в рамках процесса формирования единого

Союзного государства развиваются торгово-экономические связи с

Республикой Белоруссия (РБ).

Файлы: 1 файл

экон.отношен..со стран.СНГ.Word.docx

— 38.58 Кб (Скачать файл)

авиастроения  не превышает 20%, изделий электронной  промышленности

- 15%.

   Наряду с налаженными производственными  связями, существующими

благодаря межгосударственным договоренностям, развивается процесс

становления новых экономических отношений  России со странами СНГ,

инициируемых  российскими экспортоориентированными компаниями,

накопившими финансовые средства в период высоких  мировых цен на

сырье. Российский бизнес вкладывает средства в основном в добычу,

транспортировку, переработку, а также сбыт сырья.

   Активно действуют в странах  Содружества "Газпром" и  тесно с

ним связанная  газовая компания "Итера", нефтяные компании

"Лукойл", "Юкос" и другие, а также "Русский  алюминий". В

частности, "Лукойл" участвует в разработке месторождений нефти в

Азербайджане (вместе с американскими и британскими  компаниями) и

Казахстане. "Итера" и "Лукойл" получили лицензии на разработку

месторождений в Узбекистане, а "Тюменская нефтяная компания"

("ТНК") стала участницей проекта освоения  нефтяного месторождения

Кенкияк в Казахстане. Разведывательные работы на нефть в

Казахстане  осуществляет также компания "Юкос".

   С учетом высокой транспортной  зависимости одним из важных

направлений сотрудничества является совместная прокладка

трубопроводов для расширения экспортных поставок сырья. Так,

"Газпром"  инвестировал средства в строительство  белорусского

участка газопровода Ямал - Западная Европа, а также в расширение

и модернизацию транзитной системы газопроводов на территории

Армении и Грузии. В 2001 г. введен в эксплуатацию новый

экспортный  нефтепровод Тенгиз - Новороссийск, построенный

"Каспийским  трубопроводным консорциумом", акционерами  которого

являются "Транснефть", "Лукойл", "Роснефть".

   Российские компании приняли  активное участие в приватизации

предприятий в ряде стран СНГ. "Лукойл", "Татнефть" и "ТНК"

приобрели крупные пакеты акций 4 из 6 нефтеперерабатывающих

предприятий Украины. Кроме того, они создали  в странах СНГ

дочерние  предприятия для сбыта нефтепродуктов, владеют сетями

АЗС, ведут  строительство бензоколонок. "Русский  алюминий" владеет

контрольными  пакетами акций Николаевского (Украина) и

Павлодарского (Казахстан) глиноземных заводов. ЗАО

"АвтоВАЗинвест"  приобрел в 2001 г. контрольный  пакет акций

Запорожского  алюминиевого комбината. Участие российского  бизнеса

в других отраслях обрабатывающей промышленности стран СНГ

незначительно, хотя в 2000 - 2002 гг. его активность возросла. В

2001 г.  российский "Агрохимпромхолдинг" приобрел контрольный

пакет акций украинского завода "Ривнеазот" по производству

азотных удобрений, а российско-украинское СП "Сил-Авто" стало

владельцем  контрольного пакета акций Львовского автобусного

завода.

   Значение российских инвестиций  в регионе СНГ пока невелико,

однако  в Белоруссии, Молдавии, Армении  и на Украине Российская

Федерация является одним из крупнейших инвесторов. По данным

Госкомстата РФ, на начало 2003 г. сумма накопленных  российских

прямых  инвестиций в странах СНГ превышала 990 млн. долл., из них

62% приходилось  на Белоруссию.

   Однако эти данные не отражают  реального объема

капиталовложений  российских фирм, большая часть которых  поступила

из зарубежных офшоров через дочерние и контролируемые структуры.

   Прямые инвестиции стран СНГ  в российскую экономику

незначительны. По состоянию на конец 2002 г. они достигли 54 млн.

долл., и их доля в объеме поступивших  в Россию иностранных

инвестиций  составляла 0,12%. Доля стран СНГ в  объеме торговли

России  в начале 90-х годов достигала 60%, а в 2002 г. снизилась

до 17%. Значительно  сократились торговые связи с  Молдавией,

странами  Закавказья и Средней Азии, изменилось содержание этих

отношений: кооперация производства сменилась  обменом товаров.

   В 2002 г. доля государств СНГ  в российском экспорте машин  и

оборудования  составляла 42%, природного газа (%) - более 28,

нефти - 17, каменного угля - 10, электроэнергии - 44, продукции

черной  металлургии и металлоизделий - 11.

   Страны СНГ являются источниками  получения минерального сырья,

металлов  и других товаров. Так, импортные  потребности в

марганцевых концентратах полностью покрываются  ввозом с Украины,

из Грузии и Казахстана, хромовых - поставками из Казахстана, в

глиноземе - в основном из Казахстана, Азербайджана и Украины.

Поставки  из стран СНГ удовлетворяют импортные  потребности России

в пшенице  на 85%, сахаре белом (%) - на 75, хлопковом  волокне -

на 99, подсолнечном масле - на 65, кожаной обуви - на 44, черных

металлах - на 73.

   В последние годы транзитом  через Украину и Белоруссию

экспортируется  более 50% нефти и 70% природного газа.

   В 90-е годы произошел распад  сложившейся в СССР модели

центро-периферийных отношений, хозяйственные связи  были

разорваны, в связи с чем Россия перестала  быть экономическим

центром для большинства стран Содружества.

   Из стран СНГ только Белоруссия  сохранила ориентацию

внешнеэкономических связей на Россию, доля которой во внешней

торговле  РБ в 2002 г. (январь - ноябрь) превышала 58%. Доля

России  во внешней торговле Украины в  указанный период составляла

27%, Казахстана - 25% и Молдавии - 24%. В 90-е годы  в результате

переориентации  торговли на страны дальнего зарубежья  сократилась

доля  России во внешней торговле остальных  партнеров по СНГ. В

2002 г.  в торговле Армении, Грузии  и Киргизии она составляла  по

17%, Азербайджана - 9,6%, Таджикистана - 9%.

   Россия, обеспечивавшая в середине 90-х годов более 1/2 всех

закупок стран Содружества, затем утратила часть рынка. Так,

суммарные потери на рынках Казахстана и Украины (взвешенные по

удельному весу 1996 г.) в 1997 - 2000 гг. оцениваются  в 5 млрд.

долл.

   В 2001 г. Россия занимала первое  место в торговле Белоруссии,

Украины, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана,

второе - Киргизии, Грузии, Молдавии, Армении.

   Значимость России в торговле  стран Содружества во многом

обусловлена внутриполитическими факторами, а  также экономической

зависимостью (энергетической и др.). Так, импорт из России

обеспечивает  основные потребности стран СНГ  в энергоносителях

(причем  по льготным ценам), а также  по многим видам химической  и

машиностроительной  продукции. В I квартале 2002 г. цены на

российские  нефть и природный газ, поставляемые в страны СНГ, были

соответственно  на 45 и 56% ниже цен при экспорте в  страны

дальнего  зарубежья. На погашение долгов, в  том числе за

энергоносители, правительство РФ в соответствии с заключенными

соглашениями  предоставило странам СНГ льготные кредиты на сумму

более 6 млрд. долл. С Арменией, Грузией, Киргизией, Молдавией,

Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной были заключены  соглашения

о реструктуризации задолженности, переносящие сроки  ее погашения

на много  лет, причем для некоторых стран - с частичной оплатой

товарными поставками. Так, в соответствии с  заключенным в октябре

2001 г.  соглашением украинский долг  за природный газ в сумме  1,4

млрд. долл. был реструктурирован на 12 лет с  трехлетним льготным

периодом; была принята предложенная украинской стороной

минимальная оценка задолженности.

   Финансовое донорство России  является важным фактором развития

экономики Белоруссии. Создание Союзного государства  с

Белоруссией, по данным западных экспертов, потребует  от России

ежегодных дотаций в 1,5 - 2 млрд. долл. в течение  нескольких лет.

   Препятствуют активизации сотрудничества  России со странами СНГ

расхождение национальных интересов в связи  с различной

обеспеченностью природными ресурсами, зависимостью от внешних

связей, а также использование различных  моделей проведения

экономических реформ, неравенство экономических  потенциалов и др.

В частности, многосторонние договоренности стран  СНГ (1994 г.) о

создании  зоны свободной торговли, таможенном и платежном союзах

не были реализованы из-за их несоответствия экономическим

интересам России. Согласно расчетам, потери РФ в  результате

недобора  средств в федеральный бюджет от беспошлинного экспорта

нефти и природного газа в результате функционирования зоны

свободной торговли со странами СНГ превысили  бы 3 млрд. долл. в

год.

   Доля России в экономике Содружества  составляет 60 - 65%, но РФ

Информация о работе Торгово экономические отношения со странами СНГ