Торгово экономические отношения со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 03:17, реферат

Описание работы

В 90-е годы торгово-экономические отношения России cо странами

СНГ определялись главным образом развитием двусторонних торговых

связей, а не полномасштабным региональным взаимодействием.

Наиболее интенсивно в рамках процесса формирования единого

Союзного государства развиваются торгово-экономические связи с

Республикой Белоруссия (РБ).

Файлы: 1 файл

экон.отношен..со стран.СНГ.Word.docx

— 38.58 Кб (Скачать файл)

не может  выступать в качестве донора для  всех стран СНГ и,

соответственно, выполнять роль катализатора взаимной торговли.

Из-за экономической  слабости страны - члены СНГ (кроме

Белоруссии) стремятся самостоятельно включиться в мировую

экономику, диверсифицировать товарные потоки за счет уменьшения

доли  ненадежных рынков, надеются на приход иностранных инвесторов

с другими  значительными инвестициями. Четыре страны СНГ являются

членами ВТО (Армения, Грузия, Молдавия, Киргизия), другие

намерены  присоединиться к этой организации  или завершают

процедуру присоединения.

   Неконкурентоспособность взаимопоставляемых  товаров, а также

отсутствие  государственной поддержки экспорта препятствуют

активизации экономического сотрудничества России с другими

странами  СНГ.

   Поэтому на белорусском рынке  российские экспортеры зерна

вытесняются поставщиками Украины, Казахстана, а  также Чехии и

Германии (последние открыли кредитные  линии). Белорусские

потребители закупают польские зерноуборочные комбайны "Бизон", а

также комбайны, производимые белорусской  фирмой "Лидагропроммаш"

совместно с корпорацией "Кейс", превосходящие  российские по

качеству  и приспособленные к местным  условиям.

   По мнению экспертов, незаинтересованность  российских компаний

продавать в СНГ топливо по льготным ценам  в периоды высокого

спроса  со стороны западных стран также  сдерживает развитие

экспорта  из РФ.

   В последние годы с целью  защиты национальных производителей  и

потребителей  ряд стран СНГ вводят ограничения  на поставки

продукции: "торговые войны" омрачают отношения  России с

Казахстаном и Украиной. Так, в 2000 г. Казахстан  ограничил импорт

из России трансформаторов, центробежных насосов, яиц, маргарина,

майонеза, изделий из дрожжевого теста и  других товаров. В июле

2002 г.  Украина в связи с введением  РФ антидемпинговой пошлины на

ввоз  украинской оцинкованной стали повысила тарифные ставки на

импорт  российских автомобилей и цемента.

   Отсутствие или недостаток свободно  конвертируемой валюты и

рублей  у предприятий и фирм, двойное  налогообложение, а также

многочисленные  таможенные сборы при экспорте продукции  на рынки

стран Содружества (несмотря на подписанные  документы), неплатежи

предприятий и государственных структур, низкая дисциплина

выполнения  контрактных обязательств, слабость национальных валют

и неустойчивость валютных курсов, высокие риски для  предприятий

на рынке  СНГ продолжают сдерживать развитие взаимной торговли.

   Кроме того, ряд стран СНГ (Украина,  Грузия, Молдавия),

опасаясь  усиления экономической зависимости  от России, пытаются

наращивать  импорт топлива из других стран (вне  Содружества).

Украина стремится развивать импортозамещающие  производства и

создавать замкнутые циклы производства по некоторым

машинотехническим изделиям. Установленная правительством Украины

норма, согласно которой доля комплектующих  из России в стоимости

готового  изделия не должна превышать 50%, привела  к срыву проекта

совместного производства на Днепропетровском заводе "Южмаш"

зерновых  комбайнов "Дон" из росcийских комплектов, хотя

соглашение  о кооперации подписали в 2000 г. президенты РФ и

Украины.

   Отсутствие финансовых средств  у многих предприятий РФ и  стран

СНГ для  реализации совместных проектов сдерживает

производственное  сотрудничество.

   Перспективы сотрудничества с  рядом стран СНГ будут

определяться  политической позицией руководства  России и ее

экономическим положением. Активизация связей с  менее развитыми

партнерами  по СНГ потребует от России материальных и финансовых

затрат.

   В условиях консервации существующих  топливно-сырьевых связей

не следует  ожидать устойчивого роста внешней  торговли со странами

СНГ из-за нестабильности мировых рынков.

   В ближайшие годы Россия с  учетом спроса стран СНГ и  при

условии расширения государственной поддержки, повышения качества

продукции может несколько увеличить долю машин и оборудования в

экспорте.

   Долгосрочным интересам России  и других стран СНГ, обладающих

развитым  машиностроением (Украина, Белоруссия), отвечает

углубление  производственной кооперации. Следует  определить

направления сотрудничества России со странами СНГ, которые будут

способствовать  рационализации структуры ее экономики  и увеличению

взаимного товарооборота. В частности, Россия и Украина могут

наладить  совместное производство турбогенераторов для гидро- и

атомных электростанций (в связи с необходимостью их технического

перевооружения), а также автобусов и троллейбусов, самолетов

"АН-70", "АН-140", "ТУ-334", вертолета  "К-228" (аналога

российского) и др.

   Возможна активизация кооперационных  связей в отраслях, где

имеется совместная собственность с участием российских ТНК

(производство  алюминия, нефтепереработка, авиакосмическая

промышленность  и др.). Ряд стран СНГ заинтересованы в развитии

сотрудничества  в энергетике. В частности, Украина  заинтересована

в завершении строительства Ровенской и Хмельницкой  АЭС на основе

технического  и кредитного участия России, Армения - в

строительстве Мегринской ГЭС. Россия, Украина и  Казахстан

подписали соглашение о создании совместного  предприятия по

производству  ядерного топлива для АЭС в  странах СНГ.

   Возможности для российских инвестиций  и последующего

производственного сотрудничества на базе совместной собственности

создает процесс приватизации промышленной собственности. В

настоящее время российские нефтяные компании проявляют

заинтересованность  в приватизации нефтеперерабатывающих

предприятий в странах СНГ, нефтегазовых сетей (особенно на

Украине). Получение Россией собственности  в промышленности стран

СНГ (Украины, Киргизии, Молдавии и др.) в счет частичного

погашения задолженности позволило бы увеличить  приток российского

капитала  в страны СНГ, расширить экономическое  сотрудничество.

   Прецедентом является передача  в начале 2003 г. акций 5

предприятий Армении на сумму 94 млн. долл. в счет частичного

погашения долга РФ. Являясь транзитным пространством  для ряда

стран СНГ, Россия может получать стабильные доходы от

транспортировки энергетических и других ресурсов стран  СНГ на

европейский рынок. В связи с этим важным направлением

взаимодействия, особенно со странами ЕврАзЭС, является совместное

создание  транспортных коридоров, строительство  трубопроводов,

линий электропередачи.

   Приоритетным направлением кооперации  в области

электроэнергетики является создание межгосударственной

энергетической  системы, объединяющей Россию, Казахстан, Киргизию,

Таджикистан, Туркмению и Узбекистан. Взаимовыгодным является

сотрудничество  Украины с Россией в выполнении проектов экспорта

электроэнергии  в Европу.

   Создание транзитного коридора  между Россией и Западной Европой

(железнодорожные  и автомобильные магистрали, нефте-  и

газопроводы, сети электропередачи и др.) через  Белоруссию и

Украину способствует расширению сотрудничества. В июне 2002 г.

президенты  Украины и России договорились о  создании консорциума

для модернизации и расширения украинской сети экспортных

газопроводов.

Информация о работе Торгово экономические отношения со странами СНГ