Три основных типа несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Чистая монополия 4
1.1. Чистая монополия и её характерные черты 4
1.2. Барьеры для вступления в отрасль и типы монополий 5
1.3. Определение цены и объема производства в условиях
чистой монополии 9
1.4. Ценовая дискриминация 10
Глава 2. Олигополия 12
2.1.Теория олигополистического ценообразования 12
2.2. Олигополия и картельные соглашения 16
Глава 3. Монополистическая конкуренция 18
Теория монополистической конкуренции 18
Равновесие для монополистического конкурента 19
Практикум 22
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

курсовая монополия.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)


 Содержание

 

Введение                                                                                                                3

Глава 1. Чистая монополия                                                                                  4

1.1. Чистая монополия и её характерные черты                                              4

1.2. Барьеры для вступления в отрасль и типы монополий                           5

1.3. Определение цены и объема производства в условиях

чистой монополии                                                                                                9

1.4. Ценовая дискриминация                                                                              10

Глава 2. Олигополия                                                                                           12

2.1.Теория олигополистического ценообразования                                        12

2.2. Олигополия и картельные соглашения                                                      16

Глава 3. Монополистическая конкуренция                                                      18

    1. Теория монополистической конкуренции                                              18
    2. Равновесие для монополистического конкурента                                 19

Практикум                                                                                                            22

Заключение                                                                                                          23

Список использованной литературы                                                                25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

Конкуренция, которая в  той или иной степени связана  с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

Цель курсовой работы –  рассмотреть три основных типа  несовершенной конкуренции: монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.

Глава 1. Чистая монополия

    1. Чистая монополия и её характерные черты

Противоположностью совершенной  конкуренции является чистая монополия - рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия - наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монополия - рыночная структура, отвечающая следующим условиям:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним продавцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единственным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монополистом  товар является особым в своем  роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер,

3. Монополия полностью  закрыта для входа в отрасль  новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Данные условия позволяют  сделать вывод, что фирма-монополист обладает рыночной властью и в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену продаваемого товара (в отличие от совершенной конкуренции, где каждая отдельная фирма вынуждена только «соглашаться» с ценой).

В качестве примера чистой монополии обычно рассматриваются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства - предприятия газо-, электро-, водоснабжения и не которые другие. Эти компании получили название естественных монополий. 

Естественная монополия - отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, т. е. когда в отрасли существовала бы конкуренция. Естественным монополиям государство обычно предоставляет исключительные привилегии. При этом правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких предприятий, не допуская злоупотреблений с их стороны. Также к монополиям могут быть отнесены крупные корпорации, доминирующие в отрасли.

Возникновение и существование  чистых монополий обычно объясняется  наличием барьеров для вступления в  отрасль. Способствующие формированию таких барьеров факторы и порождают монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.

 

1.2. Барьеры для вступления в отрасль и типы монополий

 

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические - отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия. Естественные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономически в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

2. Технологические - связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов.

3. Финансовые - монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значительными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические - гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции - такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы.

Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на монополизированный рынок, определяются факторами, обеспечивающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли. Множественность этих факторов порождает существование нескольких типов монополий:

    1. Закрытая монополия. Рыночная власть и монопольное положение на рынке обусловлено юридическими барьерами, исключающими конкуренцию в отрасли. Поскольку возникновение закрытой монополии связано с деятельностью государственных институтов, деятельность таких фирм предполагает пристальное внимание со стороны государства и наличие ряда ограничений относительно уровня цены и получаемых сверхприбылей;

2. Открытая монополия. В случае открытой монополии рыночная власть фирмы-монополиста является результатом новаторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, обеспечивающая ярко выраженное конкурентное преимущество, позволяющее вытеснить конкурентов с рынка, и т. п.). Связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть скопированы или превзойдены, что объясняет кратковременность существования единоличной рыночной власти фирм - открытых монополий;

     3. Естественная монополия. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого (рыночного) спроса на нее;

    4. Монопсония - особый тип рыночной структуры, когда рыночная власть концентрируется в руках не продавца, а покупателя;

   5. Двусторонняя монополия возникает в том случае, если монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.

1.3. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

Оптимальный объем производства фирмы-монополиста будет зависеть от двух факторов - рыночного спроса на ее продукцию, с одной стороны, и величины и структуры ее издержек, с другой.

Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, то кривая спроса на весь объем производимого ею товара является и кривой рыночного (отраслевого) спроса. Таким образом, в отличие от совершенной конкуренции, где спрос на товар фирмы абсолютно эластичен и фирма может продавать разные количества товара по одной и той же цене, спрос на продукт монополиста не является абсолютно эластичным. Кривая спроса на его продукцию имеет классический нисходящий вид, причем низкая степень ценовой эластичности спроса на монопольный продукт, порожденная отсутствием товаров-заменителей, будет иметь следствием резко падающий характер этого графика.

 Нисходящий характер  графика спроса означает, что  монополист обязан понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную его единиц. Данный факт скажется на динамике показателей нового и предельного дохода рассматриваемой фирмы Поэтому в отличие от продавца, действующего в условиях совершенной конкуренции, монополист сталкивается с ситуацией, когда его валовой доход имеет сначала положительную динамику (возрастает) а потом, достигнув максимума, начинает падать.

У фирмы-монополиста график предельного дохода всегда лежит ниже графика спроса. Это объясняется тем, что для монополиста MR будет ниже цены (кроме первой единицы продукции), в отличие от конкурентной фирмы, для которой MR = PX. Это связано с тем, что увеличивая объемы продаж, монополистическая фирма вынуждена снижать цену не только на каждую следующую единицу продукции, но и на все предыдущие, которые ранее продавались по более высокой цене.

На рис.1 представлен валовой и предельный доход монополиста. На графике спроса на продукт монополиста (DX) можно выделить два отрезка:

- эластичного спроса (Ер> 1), так как здесь TR растет по мере того, как снижается цена (Р);

- неэластичного спроса (Ер< 1), так как здесь TR сокращается по мере того, как снижается цена (Р).

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.  Валовой и предельный доход монополиста

 

Максимизирующий прибыль  монополист будет стремиться избегать неэластичного участка кривой спроса на свой товар, так как на этом отрезке предельный доход (MR) принимает отрицательные значения.

Зная об особенностях спроса на продукт монополиста, о  «поведении» графиков его предельного  и валового дохода, можно перейти к рассмотрению проблемы оптимального объема производства монопольного производителя. Используем уже известные подходы - сначала применим метод сопоставления валового дохода и валовых издержек (TR и TС), а потом метод уравнивания предельных показателей (MR и МС).

Графический анализ ситуации в соответствии с первым подходом  в соответствии с рис. 2. предполагает совмещение в одних осях координат двух графиков - TR и TC - и поиск такого значения Qx, для которого расстояние между этими кривыми будет максимальным.

Рис. 2. определение оптимального объема производства для фирмы-монополиста

 

Итак, при объемах производства от 0 до Qи от Qи более фирма-монополист несет убытки, так как в этих интервалах валовой доход ниже валовых издержек (график TR ниже графика ТС). В интервале от QAдо Qмонополист получает прибыль. На рисунке максимальная прибыль будет достигаться монополистом при Qopt а величина прибыли составит разницу между TR И TС, соответствующих данному объему выпуска, т. е. ?max = TR- ТСС.

1.4. Ценовая  дискриминация

 

При определенных условиях для монополии может возникнуть ситуация, которая в условиях конкурентного  рынка была бы невозможна. Монополист может назначать за свою продукцию  разную цену различным покупателям  для максимизации прибыли. Это явление получило название ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация возможна при выполнении следующих условий:

Информация о работе Три основных типа несовершенной конкуренции