Три основных типа несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Чистая монополия 4
1.1. Чистая монополия и её характерные черты 4
1.2. Барьеры для вступления в отрасль и типы монополий 5
1.3. Определение цены и объема производства в условиях
чистой монополии 9
1.4. Ценовая дискриминация 10
Глава 2. Олигополия 12
2.1.Теория олигополистического ценообразования 12
2.2. Олигополия и картельные соглашения 16
Глава 3. Монополистическая конкуренция 18
Теория монополистической конкуренции 18
Равновесие для монополистического конкурента 19
Практикум 22
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

курсовая монополия.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

1) продавец товара  или должен быть чистым монополистом, или контролировать подавляющую  часть рынка данного товара;

2) продавец должен быть способен разделить покупателей на разные группы, которые по-разному могут платить за предлагаемый товар, т. е. сегментировать рынок; возможность сегментирования объясняется тем, что для разных сегментов рынка характерен спрос с разной степенью эластичности;

3) первоначальный покупатель  данной продукции не может  ее продать по более высокой  цене другим потребителям, представляющим другой сегмент рынка.

Классический пример ценовой дискриминации - тарифная политика телефонных компаний, когда минута разговора в разное время суток имеет разную стоимость. Потребитель с неэластичным спросом (например, менеджер фирмы) будет платить высокий дневной тариф. Потребитель с высокоэластичным спросом (например, студент или пенсионер) — заплатит низкий тариф вечернего времени. Многообразие тарифных планов, предлагаемых поставщиками сотовой связи, также может быть упомянуто здесь в качестве примера.

Последствия ценовой  дискриминации сводятся к следующему: фирма-монополист увеличивает прибыли; при ценовой дискриминации кривая спроса на предлагаемый продукт практически совпадает с графиком предельного дохода, т. е. у фирмы нет антистимулов к снижению объемов производства и продавцы, проводящие политику ценовой дискриминации, увеличивают выпуск данного товара.

Монополия способствует неравенству в распределении доходов. Устанавливая более высокую цену, чем конкурентная отрасль, она фактически облагает население «частным налогом». Этот налог представляет собой экономическую прибыль монополии, которая распределяется среди узкого круга лиц - владельцев предприятия-монополиста.

 

 

 

Глава 2. Олигополия

1.1.Теория олигополистического ценообразования

 

Олигополия - это рыночная структура, в которой действуют  немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению  в отрасль новых фирм. На рынке  реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты. 
Для  фирмы характерны следующие черты: высокий уровень концентрации капитала и производства, способность влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли. Отношения между олигополистическими фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как они выяснят характер реакции соперников.

Олигополистические фирмы  используют в основном методы неценовой  конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода времени.

В отличие от других рыночных структур, не существует универсальной  теории.  Вместо этого теория олигополии состоит из довольно значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных обстоятельствах.

  Основателем теории является французский математик и экономист Августин Курно. Рассматривая взаимодействие олигополистов, он показал, что каждая фирма предпочитает такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода: 

1) для любой отрасли  существует определенное и стабильное  равновесие между объемом продаж  и ценой товара;  
         2) цена равновесия зависит от числа продавцов. 
При единственном продавце возникает монопольная цена. По мере увеличения количества продавцов цена равновесия падает, пока не приблизится к предельным издержкам. Таким образом, модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается в тем большей степени, чем больше возрастает число продавцов.

Многие экономисты постулировали, что фирмы ожидают реакции своих соперников через изменение цен или объемов продаж. Модель Курно, в которой допускается бездействие соперника (объем его продаж фиксирован), подвергалась критике.

Значительный шаг вперед в теории олигополистического ценообразования сделал американский экономист Э. Чемберлин, выдвинув положение о взаимозависимости производителей. Когда количество продавцов небольшое и продукт стандартизирован, олигополисты будут избегать действий, которые привели бы к ухудшению положения всех в результате принятия ответных мер. Из существования взаимозависимости вытекало, что общий интерес олигополистов заключается в установлении высокой цены. Вывод Чемберлина имел важное значение для антитрестовской политики: монопольная цена может быть установлена без наличия явного сговора.

Необходимость формальных отношений между олигополистами отсутствует. В литературе такая ситуация называется «доктриной сознательного параллелизма» («сознательного параллельного поведения »). Олигополии действуют независимо (никаких соглашений нет), но они не конкурируют друг с другом.

Следующим    шагом     в    разработке   теории     олигополистического 

ценообразования была теория ломаной кривой спроса, разработанная  американскими экономистами Р. Холлом, С. Хитчем, П. Суизи. Она объясняет, почему олигополистические фирмы отказываются от частного понижения цен.

Предположим, у фирмы  цена за единицу продукта – ОР1, а объем продаж – Oq1 (рис. 3). DEF - линия спроса на товары фирмы. Она принимает решение повысить цену на свои товары. Новая цена - ОР3. Другой вариант: фирма понижает цену до ОР2. Предположим далее, что соперники следуют за фирмой при установлении цен. В таком случае JEH представляла бы кривую спроса фирмы, совпадающую с кривой спроса ее соперников. На практике же, если фирма поднимает цену, соперники не следуют за ней и не повышают цену с тем, чтобы увеличить свою долю рынка за счет фирмы. Если фирма понижает цену, соперники реагируют на такое сокращение, чтобы предотвратить потерю своей доли рынка. Таким образом, завершающая кривая спроса составляется из двух сегментов - DE и ЕН с переломом в точке Е.

          «Сотрем» отрезки JE и ЕF и получим ломаную кривую спроса в данной отрасли DEH (см. рис. 3), фирмы не реагируют на повышение цен и снижают цены вслед за снижением цен одной из них. 
 

 

Рис. 3. Ломаная кривая спроса 

При высокой рыночной концентрации ценовые решения продавцов  взаимозависимы. Олигополистические фирмы  исходят из того, что прибыли будут  выше, когда проводится общая политика, чем когда каждая фирма преследует свои узкоэгоистические интересы. В олигополистических отраслях действует тенденция в направлении к коллективным действиям, приближая ценовое поведение к чистой монополии. 
Лидерство в ценах.

Фирмы, действующие в  рамках олигополистической структуры рынка, стремятся к созданию системы связей, которая позволила бы координировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации является так называемое «лидерство в ценах». Оно состоит в том, что изменения в справочных ценах объясняются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней. Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующей фирмы, тайный сговор о лидерстве и барометрическое лидерство.

Лидерство доминирующей фирмы - ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.

Тайный сговор о лидерстве  предполагает коллективное лидерство  нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять ли изменения в ценах, благоприятные только для них, или установить такой уровень цен, Который смягчит противоречия между всеми фирмами, действующими в отрасли.

Барометрическое ценовое  лидерство, в отличие от предыдущего  типа ценового лидерства, - более аморфная и неопределенная структура; оно  зачастую не обеспечивает достижение высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности принудить остальных участников к совместным действиям. Часто барометрические лидеры осуществляют свои функции «де-юре». Они объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных. Другим средством поддержания «дисциплины» в отрасли, когда устанавливаются или изменяются цены, является использование в ценообразовании « правила большого пальца». Все фирмы используют одну и ту же формулу ценообразования: цена = издержки + прибыль. «Дженерал моторс» длительное время исходила в ценообразовании из необходимости получения 15% прибыли на вложенный капитал после уплаты налогов. При калькуляции издержек фирма учитывала стандартный объем производства, т.е. загрузку производственных мощностей на 80%. Стандартная цена исчислялась путем добавления к издержкам прибыли, достаточной, чтобы обеспечить заданную норму прибыли. В результате использования одинаковых методов ценообразования поведение конкурентов становится все более предсказуемым.

 

1.2. Олигополия и картельные соглашения

 

Сговор олигополистов может быть оформлен в виде картельного соглашения. Картель регулирует уровень цен, объемы производства и распределение рынков. Картели, как правило, неустойчивы.

Во-первых, рынки распределяются между участниками по капиталу, по силе. Следовательно, фирмы заинтересованы в увеличении капитала, чтобы потребовать нового распределения рынков в соответствии с изменениями экономической мощи.

Во-вторых, фирмы с  низкими издержками производства склонны к нарушению соглашения, так как и при более низких ценах они могут получать высокие прибыли.

В-третьих, позиции картеля  подрывают аутсайдеры, назначая более  низкие цены на свои продукты. В-четвертых, картельные соглашения во многих странах  считаются незаконными.

Покупатели могут страдать от единых цен, устанавливаемых олигополистами. В то же время продавцы могут назначать разные цены для той или иной группы покупателей, тем самым осуществляя ценовую дискриминацию. Различают личную, групповую и продуктовую дискриминацию.

Личная дискриминация - цены назначаются в зависимости  от уровня доходов покупателей. Более  богатые могут заплатить более  высокую цену, так как их спрос  неэластичен. Продавец тайно делает скидку для покупателя, который может уйти от него к конкуренту.

Групповая дискриминация - цены систематически снижаются только на рынке, который обслуживается  конкурентом («убей конкурента»); цена включает одинаковые транспортные издержки, независимо от местоположения покупателя.

Продуктовая дискриминация - различия в цене превышают различия в издержках под предлогом различия качества товара (книги в твердой и мягкой обложках). Фирмы распространяют физически однородные продукты под различными торговыми марками, назначая более высокие цены за хорошо известные торговые марки («заставь платить за этикетку»).

Теория олигополистического ценообразования показывает, почему фирмы избегают ценовой конкуренции в борьбе за рынки. Повышая цену, производитель теряет часть рынка в пользу соперника; снижая цену, он вызывает контрдействия и опять ничего не выигрывает. Поэтому олигополист применяет такие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке в значительной мере определяется неценовой конкуренцией. Это предполагает повышение качества товаров, их дифференциацию, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов. Модель конкуренции усложняется, а ее методы становятся все более разнообразными.

 

 

 

Глава 3. Монополистическая  конкуренция

    1. Теория монополистической конкуренции

 

Теория монополистической конкуренции основывается на трех допущениях:

а) дифференциации продукта;

б) большом количестве продавцов;

в) свободном входе  фирм и ресурсов в отрасль и  выходе из нее.

Производители стремятся  сделать свои продукты отличными от других, чтобы привлечь покупателей. Последние готовы платить более высокую цену за продукт, отличающийся от других. Аспирин представляет классический пример Дифференциации продукта. Все виды аспирина не отличаются один от другого по химическому составу. Но цена аспирина весьма различна. Аспирин фирмы «Байер» продается в несколько раз дороже, чем менее известные виды. В значительной мере дифференциация продукта в этом случае обязана рекламе. «Байер» сумел убедить потребителей, что его аспирин самый эффективный. Но дело не только в рекламе. В какой-то мере виды аспирина отличаются друг от друга - по чистоте, противопоказаниям для детей, упаковкой и прочим.

Монополистическая конкуренция имеет общие черты с совершенной (чистой) конкуренцией: обе рыночные структур характеризуются большим количеством фирм, свободным входом и выходом из отрасли. Отличие ее от чистой конкуренции состоит в том, что на рынке несовершенной конкуренции фирмы имеют возможность влиять на цену. Далее, в отличие от совершенной конкуренции, монополистическая конкурентная структура имеет дело с дифференцированными продуктами. Отсюда возникает монополистический элемент. Поскольку ни одна из фирм не продает точно такой же продукт, она имеет определенную власть над ценой. Кривая спроса таких фирм наклонена вниз.

Информация о работе Три основных типа несовершенной конкуренции