Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:01, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей.
Введение 3
Глава 1. Чистая монополия 4
1.1. Чистая монополия и её характерные черты 4
1.2. Барьеры для вступления в отрасль и типы монополий 5
1.3. Определение цены и объема производства в условиях
чистой монополии 9
1.4. Ценовая дискриминация 10
Глава 2. Олигополия 12
2.1.Теория олигополистического ценообразования 12
2.2. Олигополия и картельные соглашения 16
Глава 3. Монополистическая конкуренция 18
Теория монополистической конкуренции 18
Равновесие для монополистического конкурента 19
Практикум 22
Заключение 23
Список использованной литературы 25
В то же время присутствие
на рынке близких по характеру
заменителей ограничивает способность
фирмы повышать цены. При наличии
на рынке сходных продуктов
3.2. Равновесие для монополистического конкуре
Монополистически конкурентная фирма - одна из многих производителей дифференцированного продукта, неспособная оказывать какое-либо воздействие на другие фирмы и предотвращать появление новых конкурентов на данном рынке.
Равновесное состояние на рынке достигается монополистически
конкурентной фирмой в краткосрочном периоде при соблюдении равенства МС = MR, где МС - предельные издержки; MR - предельный доход. В этом случае фирма продает товары по самой высокой цене, возможной при данной кривой спроса. Если цена превышает средние издержки (АС), фирма присваивает экономическую прибыль. При падении цены ниже средних издержек фирма несет потери. Если цена равна средним издержкам, фирма получает нормальную прибыль (рис. 4, а, б, в).
Рис. 4. Равновесие для монополистического конкуре
Как показывает рис. 4, равновесное состояние достигается фирмой при равенстве предельного дохода и предельных издержек. В варианте, а происходит максимизация прибыли при производстве q1 и цене P1 Объем прибыли представлен заштрихованным прямоугольником. Размер прибыли зависит от соотношения между ценой Р и средними издержками производства.
Вариант б представляет минимизацию убытков. Последние возникают из-за превышения средними издержками цены. Минимизация убытков происходит при соблюдении равенства MR = МС при объеме производства q.
Величина убытков
Вариант в представляет нулевую прибыль, так как цена равна средним издержкам.
Фирма использует критерий МС = MR для максимизации
прибыли, минимизации убытков и присвоении
нулевой прибыли. Соблюдая этот критерий,
фирма достигает равновесия в монополистически конкурентно
Достижение долгосрочного равновесия монополистически
конкурентной фирмой предполагает равенство цены и долгосрочных средних издержек.
Пока цена отклоняется от долгосрочных средних издержек, равновесие отсутствует. Присвоение экономической прибыли привлекает в отрасль новые фирмы, убытки заставляют их покидать отрасль. При нулевой экономической прибыли у фирм нет стимула покидать отрасль или входить в нее.
В рыночной структуре устанавливаются более высокие цены и уменьшается объем Производства по сравнению с чистой конкуренцией.
Увеличение объема производства монополистически
Модель монополистической конкуренции характеризует роль рекламы в мире бизнеса. Цель последней заключается в том, чтобы увеличить долю фирмы в общем объеме продаж на рынке и привлечь потребителей к приобретению дифференцированного продукта данной фирмы. Вместе с тем реклама увеличивает издержки фирмы и ведет к удорожанию товара для потребителей.
Мнения экономистов
и населения в отношении
В условиях рыночной структуры чистой конкуренции размеры доли фирмы в объеме выпуска и продажах товаров не превышают 1%. При монополистической конкуренции на фирму приходится от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Если на фирму приходится свыше 10% объема продаж, то она действует в структуре олигополии. Порог опасной монополизации соответствует 60-64% объема продаж на 1 фирму.
Практикум
Предположим, что функция спроса монополиста имеет вид P = 50 - 10Q, а функция совокупных издержек ТС = 5 +20 Q - 5Q². Необходимо определить объем производства (в тыс.ед.), обеспечивающий фирме максимальную прибыль (Q*).
Решение:
В условиях несовершенной конкуренции при максимизации прибыли фирма-монополист выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене по сравнению с условиями совершенной конкуренции.
Формула равновесия в условиях несовершенной конкуренции выглядит так:
и характеризует ситуацию при которой фирма-монополист выбирает такой объем производства и цену, при которых возможно получить наибольшую массу прибыли.
Объем производства обеспечивающий фирме максимальную прибыль (Q*) = 4 (тыс.ед.),
P = 50 – 10х4 = 10;
ТС = 5 +20 х 4 – 5 х 4² = 5.
Формула равновесия соблюдается, P > TC = 10 > 5.
Заключение
Совершенная конкуренция - модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;
Чистая монополия - тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;
Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция;
Олигополия - тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).
Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке.
Рыночная власть - способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:
• доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;
• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;
• наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;
• особенностей взаимодействия
фирм, функционирующих в отрасли,
которые могут послужить
Специфические условия функционирования фирм при совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию.
Список использованной литературы
1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс.- М.: ИНФРА-М, 2005.
2. Микроэкономика /Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенникова, А.И.Леусский. - 6-изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2009
3.Микроэкономика: практический подход: учебник / под. ред. А.Г. Грязновой, А.Ю.Юданова.- М..: КноРус, 2009
4. Микроэкономика. Теория
и российская практика: учебник
/ под.ред А.Г. Грязновой, Н.Н.
7.Микроэкономика: учебник для бакалавров / И.Э.Белоусова, Р.В.Бубликова, Е.И. Иванова и др.; под ред. Г.А.Родиной, С.В.Тарасовой. - М.: Изд-во Юрайт, 2012.
8. Экономическая теория: учебник / под ред. Г.П.Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2010.
9. Экономическая теория: учебник / под. ред. И.П.Николаевой. - М.: Изд-во, Проспект, 2009.
10. Компьютерная обучающая программа по дисциплине «Экономическая теория» (КОПР 1-Э) / А.Н. Романов, В.С. Торопцов, Д.Б. Григорович, Л.А. Галкина, С.В. Галкина, Н.И. Лобова, В.Ф. Протас, И.П. Николаева. – М.: ВЗФЭИ, 2000 (обновление – 2010). – URL: // repository.vzfei.ru (для доступа к информ. ресурсу требуется авторизация). - № гос. регистрации 50200000048.
11. Федеральная служба государственной статистики: [Официальный сайт]. – URL: http: // www.gks.ru.
12. Министерство экономического развития РФ: [Официальный сайт]. – URL: http: // www.economy.gov.ru.
Информация о работе Три основных типа несовершенной конкуренции