Управление дефицитом бюджета и проблема государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Изучены и описаны дефицит государственного бюджета и государственный долг как элементы бюджетно-налоговой политики государства. Описаны способы финансирования дефицита государственного бюджета и их влияния на экономику страны. Выявлены причины появления государственного долга и его влияние на экономику.
Представлен анализ внешнего государственного долга Республики Беларусь по секторам экономики, по срокам погашения и финансовым инструментам. Указан дефицит бюджета Республики Беларусь на 2007 год и возможные источники его покрытия. Указан предполагаемый дефицит государственного бюджета Республики Беларусь на 2008 год и возможные источники его покрытия.

Файлы: 5 файлов

THE ABSTRACT.doc

— 22.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Е.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

РЕФЕРАТ.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Различным стратегиям бюджетно-налоговой  политики соответствуют различные  типы бюджетных дефицитов или  излишков. Изменение величины сальдо государственного бюджета может  происходить как на основе действия так называемых «встроенных стабилизаторов» экономики (циклический дефицит), так и при проведении дискреционной бюджетно-налоговой политики (структурный дефицит).

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Так, например, при спаде деловой активности происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений, сопровождаемое увеличением определенных видов трансфертных платежей. В результате этого и возникает циклический дефицит государственного бюджета.

При дискреционной политике правительство целенаправленно  изменяет соотношение между доходной и расходной частями бюджета. В частности, в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска - увеличивает свои расходы или снижает налоги. Таким образом, правительство фактически целенаправленно создает дефицит госбюджета.

Однако следует также  помнить, что какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим  движением макроэкономики.

Встроенные стабилизаторы  экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной бюджетно-налоговой  политики правительства, нацеленными  на обеспечение полной занятости  ресурсов. В результате этих мер  возникает структурный дефицит - разность между расходами и доходами бюджета при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне безработицы. Если уровень безработицы начинает превышать базовый, то реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры  бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Характеризуя виды бюджетных  дефицитов, стоит упомянуть, что  в теории различают активный и  пассивный дефициты. Первый возникает  в результате увеличения государственных  расходов при снижении налогов, второй - в связи с сокращением государственных доходов в результате падения экономической активности.

В экономической литературе можно встретить следующие виды дефицита:

· операционный дефицит, который представляет собой общий  дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга;

· первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между  величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

· квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

К квазибюджетным расходам относятся, например, финансирование государственными предприятиями избыточной занятости  в государственном секторе и  выплата ими заработной платы  по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным Банком; расходы, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.

Таким образом, скрытый дефицит  государственного бюджета существенно  занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно, а так же в рамках «жесткого» курса на ежегодно сбалансированный бюджет.

С учетом всего вышесказанного, можно  сделать вывод: если правительство  пытается проводить политику, ориентированную  на ежегодно сбалансированный бюджет, то это ведет к снижению степени  встроенной стабильности экономики, вызывает частые колебания налоговых ставок, снижает инвестиционную активность, снижает эффективность распределения доходов.

Поскольку курс на ежегодно сбалансированный бюджет связан со столь значительными  макроэкономическими издержками, постольку в большинстве развитых стран и стран с переходной экономикой правительство стремится сбалансировать бюджет в более долгосрочной перспективе - на циклической или функциональной основе. При этом в качестве целевых ориентиров бюджетно-налоговой политики могут выступать следующие: снижение общего объема государственного долга; стабилизация отношения долга к валовому внутреннему продукту; выравнивание темпов роста государственных расходов и темпов роста ВВП; равенство или превышение чистого объема инвестиций над чистым объемом государственного долга.

 

    1. Финансирование дефицита государственного бюджета

Существует несколько  способов финансирования бюджетного дефицита. Один из них — повышение налоговых ставок, введение специальных налогов. Он используется крайне редко, так как ведет к снижению деловой активности и в конечном счете — к сокращению объема выпуска.

Другой способ — внутреннее и внешнее долговое финансирование. Внутреннее имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляются выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке  субъектам хозяйствования, населению данной страны. По ценным бумагам выплачивается доход (как правило, в виде процента), источником которого являются средства бюджета. Когда у правительства нет ресурсов для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем. Деньги, полученные от продажи новых ценных бумаг, используются для погашения тех, срок обращения которых истек, т.е. осуществляется рефинансирование.

Если государственные ценные бумаги продаются субъектам хозяйствования, населению, то такой способ финансирования бюджетного дефицита считается безынфляционным или малоинфляционным. Однако государство также может продавать свои облигации непосредственно центральному банку, который, покупая их, расширяет тем самым объем денежной массы в стране. Если этот процесс происходит активно, то он может привести к избытку денег в обращении и, следовательно, к инфляции. В странах с высокой инфляцией стоимость государственных ценных бумаг быстро падает и добровольный спрос на них снижается. В таких случаях иногда используются прямые или косвенные методы принуждения, заставляющие коммерческие банки, другие кредитно-финансовые институты приобретать облигации, что по сути равнозначно дополнительному налогообложению и подрывает доверие к правительству. Финансирование дефицита путем реализации облигаций резидентам ведет к росту внутреннего государственного долга.

Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Оно возможно в том случае, если национальные облигации приносят больший доход, чем ценные бумаги других стран, т.е. уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового. Установление таких ставок может быть результатом сознательных действий центрального банка страны. Любое долговое финансирование ведет к росту расходов государства на выплату процентов по ценным бумагам.

Третий способ покрытия бюджетного дефицита — денежное финансирование (монетизация бюджетного дефицита). Прямая эмиссия денег сейчас практически не используется. Монетизация дефицита осуществляется в основном путем выдачи центральным банком правительству кредитов для покрытия бюджетного дефицита, что также ведет к инфляции. Если уровень инфляции в стране возрастает, то может возникнуть «эффект Танзи», т.е. сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками, что характерно для стран с переходной экономикой. В результате происходит обесценение денег, а следовательно, будущих государственных доходов, что экономически выгодно для налогоплательщика, но ведет к возрастанию бюджетного дефицита.

Правительства прибегают  к монетизации дефицита в развивающихся странах, переходных экономиках в связи с отсутствием внешних источников финансирования дефицита, напряженностью на рынке ссудного капитала, что ограничивает возможности внутреннего долгового финансирования.

Источником финансирования бюджетного дефицита могут быть и  внешние займы. Если они будут  использованы для структурной перестройки  экономики, ее модернизации, то такой бюджетный дефицит станет способствовать развитию производства. Однако в странах с переходной экономикой полученные средства часто идут на финансирование возросших расходов по управлению, содержание правоохранительных органов, выплату трансфертов, что снижает эффективность внешних займов. Они могут быть неэффективны и в том случае, если проценты по ним велики или краткосрочные займы используются для финансирования долгосрочных проектов.

Для покрытия бюджетного дефицита могут быть использованы и средства, полученные от приватизации государственной

собственности.

В странах с переходной экономикой для финансирования бюджетного дефицита применяется и такой  способ, как отсрочка платежей правительства, местных органов власти за товары и услуги. Если отсрочка платежей касается госпредприятий, бюджетной сферы, то накопившиеся долги правительство, как правило, оплачивает в конце концов ценными бумагами. Если же она используется в отношении частного сектора, то в дальнейшем предприятия начинают закладывать ее в цены, что стимулирует инфляцию.

 

 

 

 

 

 

 

2.  Сущность государственного долга

 

 

 

 

2.1 Понятие государственного  долга

 

 

Дефицит государственного бюджета и государственный долг тесно связаны между собой, так  как часто для финансирования дефицита используют внешние источники, которые обычно представлены государственными займами, осуществляемыми в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг; кредитами правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте. В результате использования этих средств возникает  государственный долг.

Государственный долг – общий объем непогашенных обязательств правительства на внутреннем и внешнем рынке.

Причиной возникновения  является кризисное состояние экономики (рост производственных издержек, бесконтрольная эмиссия денег, рост товарного оборота в теневой экономике). Но основной причиной является дефицит бюджета. При значительных размерах государственного долга затраты по его обслуживанию могут послужить причиной экономического кризиса.  Государственный долг представляет собой задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Различают внешний и  внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг — это задолженность страны государствам, организациям, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от иностранного долга тем, что внешний долг — это средства, которые государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Наличие внешнего долга ведет к потере национального продукта и падению престижа страны.

Внутренний  долг представляет собой задолженность государства предприятиям, организациям и населению своей страны.

Для государства важен  не столько абсолютный размер самого внутреннего долга, сколько его доля в совокупном доходе (выпуске). Отношение  государственного долга к ВВП получило название «бремя государственного долга». При его положительной динамике все большая доля совокупного дохода (ВВП) используется для погашения долга, что негативно сказывается на экономическом росте страны (по расчетам американского экономиста Л. Саммерса, каждый доллар дефицита вызывает сокращение инвестиций приблизительно на 60 центов).

Бюджетный дефицит  и государственный долг тесно  связаны, так как, во-первых, государственный  займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга, с другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.     

Обычно  в  государственном  долге  видят  две  опасности:   во-первых, возможность  банкротства  нации,   и,   во-вторых,   опасность   переложения долгового бремени на будущие поколения.

 По поводу  первой «опасности» можно отметить  следующее: никто не  может  запретить  правительству   выполнять  свои  обязательства  по   обслуживанию государственного  долга.  Эти  финансовые обязательства  складываются  из: рефинансирования (при наступлении срока погашения  облигаций  правительство продает  новые  облигаций  и  использует  выручку  для  выплаты  держателям погашаемых облигаций); взимания новых налогов (с целью получения достаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной  его суммы), выпуска в обращение новых денег.  Что касается  второй  «опасности»,  то  специфика внутреннего долга такова, что страна как  бы  должна  сама  себе;  В  большинстве  случаев  — внутренний долг это только отношения между гражданами страны. Он  является одновременно и государственным кредитом.

 

 

 

 

2.2  Влияние государственного  долга на экономику и способы его  стабилизации

Приложение А.doc

— 160.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.doc

— 192.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблема государственного долга