Управление дефицитом бюджета и проблема государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Изучены и описаны дефицит государственного бюджета и государственный долг как элементы бюджетно-налоговой политики государства. Описаны способы финансирования дефицита государственного бюджета и их влияния на экономику страны. Выявлены причины появления государственного долга и его влияние на экономику.
Представлен анализ внешнего государственного долга Республики Беларусь по секторам экономики, по срокам погашения и финансовым инструментам. Указан дефицит бюджета Республики Беларусь на 2007 год и возможные источники его покрытия. Указан предполагаемый дефицит государственного бюджета Республики Беларусь на 2008 год и возможные источники его покрытия.

Файлы: 5 файлов

THE ABSTRACT.doc

— 22.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Е.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

РЕФЕРАТ.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики и влечет ряд негативных явлений.

Выделяют следующие  последствия государственного долга:

1. необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

2. долг приводит, в  определенной мере, к вытеснению  частного капитала, что может  ограничить дальнейший рост экономики;

3. увеличение налогов  для оплаты государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

4. когда правительство  берет заем на рынке капиталов  для рефинансирования или уплаты  процентов по государственному  долгу, это неизбежно приводит  к увеличению ставки процента  на капитал и снижению инвестиционной активности;

5. рост внешнего долга,  безусловно, подрывает международный  авторитет страны;

6. чисто психологический  эффект - с ростом государственного  долга усиливается неуверенность  населения страны в завтрашнем дне.

Для целей экономического анализа интерес представляет не сама абсолютная величина государственного долга, а его размер относительно размера всей экономики, т.е. доля в ВВП, отношение суммы обслуживания долга к ВВП, отношение суммы обслуживания долга к величине экспорта товаров и услуг. Государственная политика должна быть направлена на стабилизацию долга, который занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики Беларуси.

На сегодняшний день существуют три основные формы покрытия государственного долга:

1. добровольный рыночный кредит — размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке;

2. вынужденный квазирыночный кредит — рыночное оформление фактического государственного долга. С ним связано появление облигаций внутреннего валютного займа, казначейских обязательств, векселей Министерства финансов Республики Беларусь.

3.дружеский (административный) кредит центрального банка Правительству.

Стабилизировать и уменьшить  внутренний долг правительство может тремя способами: 1) увеличив доходы бюджета и уменьшив его расходы, что приведет к сокращению первичного дефицита или даже появлению излишка; 2) осуществив монетизацию бюджетного дефицита; 3) полностью или частично отказавшись от уплаты долга.

Рассмотрим каждый из способов подробнее. Увеличение государственных доходов возможно путем введения специальных налогов или повышения налоговых ставок. Действительно, в краткосрочном периоде это позволит возрасти доходам бюджета, в результате чего уменьшится государственный долг. Но в долгосрочном временном интервале повышение налогов приведет к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

Сократить расходы госбюджета достаточно сложно, поскольку такое решение принимается законодательно и, как правило, вызывает длительные споры в парламенте. Кроме того, как показывает практика, в первую очередь уменьшаются социальные выплаты, что не является популярной мерой.

 

В некоторых случаях  целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования.  Секвестирование государственных расходов — ежемесячное пропорциональное их снижение (на 5, 10, 15 % и т.д.) практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Ему не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.).

Монетизация государственного долга происходит, когда центральный  банк для финансирования дефицита (а возможно, и покрытия части долга) выпускает дополнительное количество наличных денег. Данный метод способствует уменьшению долга следующим образом. Выпуск денег приносит доход, который называется сеньоражем: в бюджет поступают дополнительные реальные ресурсы. Непосредственно сеньораж не может существенно повлиять на размер внутреннего долга, поскольку эмиссия денег имеет свои пределы. Однако такой способ финансирования неизбежно приводит к инфляции, которая обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции, которая обесценивает номинальный внешний долг и процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Данный вариант развития событий возможен только тогда, когда инфляция является неожиданной и приводит к падению реальной процентной ставки. В случае ожидаемой инфляции потенциальные покупатели потребуют повышения номинальной ставки до такого уровня, который обеспечит им определенный доход.

Следует также учитывать, что значительная доля государственного долга в настоящее время представлена краткосрочными ценными бумагами, доходность которых повышается в условиях растущей инфляции. Получили также распространение облигации с плавающей процентной ставкой: ее динамика определяется изменениями ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции как способа сокращения государственного долга. Кроме того, монетизация бюджетного дефицита весьма опасна, так как может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны.

Третий способ стабилизации или сокращения внутреннего государственного долга — это полный (частичный) отказ от уплаты или перенос платежей по долгу на длительное время вперед. Такие случаи известны, но они, как правило, связаны с войнами или другими чрезвычайными обстоятельствами.

 

Таким образом, управление государственным долгом становится целой наукой, которая включает в  себя необходимость обосновать размеры  займов, сроки их выпуска, размеры процента по обязательствам казначейства, способ их размещения.

 

 

 

 

 

3.   Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь

 

 

3.1 Внешний государственный долг Республики Беларусь

 

Управление внешним  государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь “О внешнем государственном долге Республики Беларусь” от 22 июня 1998 года, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 “Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)”, и Законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2007 год” от 29 декабря 2006 года.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь “О внешнем  государственном долге Республики Беларусь”, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь и её резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Согласно статьи 31 Закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2007 год”, лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2007 года установлен в размере 2 млрд. долларов США.

Внешний государственный  долг Республики Беларусь по состоянию  на 1 апреля 2007 года составил 854,5 млн. долларов США (19,2% от прогнозного показателя годового ВВП), или 77,2% от общей суммы иностранных обязательств страны. [ см Приложение А (таблица № 1)].

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют  о том, что Республика Беларусь относится  к группе стран с низким уровнем задолженности [см приложение А (таблица № 2)].

Внешний долг Республики Беларусь на 1 июля 2007 г.

Обязательства Республики Беларусь, образующие ее внешний долг, за январь-июнь 2007 г. увеличились на 37,5 % и на 1 июля 2007 г. составили 9 271,8 млн. долларов (22,8 % ВВП), или 75 % от общей суммы иностранных

обязательств страны. Обязательства органов денежно-кредитного регулирования на 1 июля 2007 г. составили 147,8 млн. долларов и увеличились с начала года на 147,1 млн. долларов. Внешние обязательства представлены, главным образом, задолженностью по долгосрочным кредитам в размере 79,5 млн долларов и краткосрочными обязательствами перед нерезидентами по счетам и депозитам в размере 68,2 млн. долларов.

По состоянию на 1 июля 2007 г. внешний долг органов государственного управления составил 556,7 млн. долларов, или 6 % валового внешнего долга страны, и уменьшился с начала года на 5,5 % Внешний долг представлен, главным  образом, обязательствами по долгосрочным иностранным кредитам и займам, полученным Правительством Республики Беларусь (84,2 %). Краткосрочные обязательства (в форме кредитов и займов с первоначальным сроком погашения один год и менее, а также в форме долговых ценных б>маг) увеличились на 0,2 % и составили 88,1 млн. долларов (15,8 % во внешнем долге органов государственного управления).

За январь-июнь 2007 г  внешний долг белорусских банков увеличился на 63,1 % и на 1 июля 2007 г. составил 2 256,1 млн. долларов (24,3 % валового внешнего долга страны). Основная сумма (68,7 %) внешних обязательств банков представлена краткосрочной задолженностью (1 550 млн. долларов), из которой 75,9 % пришлось на обязательства по иностранным кредитам и займам. Долгосрочные внешние обязательства банков представлены задолженностью по привлеченным иностранным кредитам и займам в размере 706,1 млн. долларов.

По состоянию на 1 июля 2007 г. внешний долг других секторов (нефинансовых организаций и домашних хозяйств) увеличился на 32.4 % и составил 6 311,2 млн. долларов (68,1 % валового внешнего долга страны) Основную сумму внешнего долга этого сектора составила задолженность предприятий за импорт товаров и услуг с учетом просроченной задолженности   (64,1   %),   а  также  долг  по   привлеченным   иностранным кредитам и займам, в том числе от прямых иностранных инвесторов (35,9 %) При этом основная часть внешнего долга этого сектора (84,4 %) была представлена краткосрочными обязательствами на срок менее года [см Приложение Б]

Анализ структуры внешнего долга Республики Беларусь по срокам погашения показал, что основную часть внешнего долга страны по-прежнему составляли краткосрочные обязательства на срок менее года - 6 846,1 млн. долларов (16,9 % ВВП). Их доля во внешнем долге страны составила 73,8 %. Долгосрочные обязательства составили 2 425,7 млн. долларов (6 %

ВВП). Их доля во внешнем  долге страны составила 26,2 %.[см. Приложение В]

В общей сумме внешнего долга Республики Беларусь основную часть (45,2 %) составили обязательства  по привлеченным из-за рубежа кредитам и займам - 4 191,7 млн долларов, текущая задолженность за импорт товаров и услуг - 3 580,7 млн долларов (38,6 %), обязательства по кредитам, предоставленным резидентам Республики Беларусь иностранными

«материнскими» компаниями, - 593 млн   долларов (6,4 %), просроченная задолженность за импорт товаров и услуг - 463 млн долларов (5 %). [см Приложение Г]

 

 

3.2  Дефицит бюджета  Беларуси  и источники его финансирования

 

В последние пять лет для Республики Беларусь типичен бюджет с отрицательным сальдо[см Приложение Д],  но вполне допустимых пределах

(2-3% к ВВП), [см. Приложение Е]. В 2004 году отмечен первый за последние годы профицит бюджета.

И несмотря на относительно небольшой размер дефицита бюджета Республики Беларусь все же существуют  определенные трудности в части источников его покрытия. В основном финансирование дефицита государственного бюджета осуществлялось за счет внутренних источников-кредитов Национального банка и доходов от выпуска и обращения государственных ценных бумаг.

В 2007 году дефицит бюджета  Республики Беларусь составит 1,3 триллиона  бел.руб (606 миллионов долларов США), что составляет 1,5 % к ВВП. Этот дефицит  Беларусь намерена покрывать   за счет размещения ценных бумаг и привлечения внешнего финансирования.

Дефицит бюджета на 2008 год оценивается на уровне 2 % к ВВП (более 2,2 трлн бел.руб). В соответствии с программой социально-экономического развития Беларуси до 2010 года дефицит бюджета не должен превышать в этот период 1,5% ВВП. Увеличение показателя дефицита объясняется активной поддержкой со стороны государства реального сектора экономики (капитального строительства и субсидирования отраслей промышленности, энергетики, строительной индустрии, транспорта, коммуникаций и связи, жилищно-коммунального хозяйства и др). Главным источником финансирования дефицита бюджета станут внешние ресурсы, в которые, возможно, будут включены средства, которые Минфин планирует привлечь в этом году. Размер дефицита соответствует международным требованиям и значительно ниже, чем в других странах.  
В следующем году Беларусь планирует отказаться от оборотных налогов, компенсировав потери бюджета повышением НДС до 22-24 процентов с нынешних 18-ти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  

 

На основе приведенной  выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к анализу дефицита государственного бюджета следует подходить очень внимательно. Ежегодно сбалансированный бюджет является целью и нашей финансовой политики. Но, теоретически, ежегодное балансирование снижает или вовсе исключает эффективность фискальной политики государства. Так, в периоды спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. Государство в этом случае для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить госрасходы, что приведет к снижению совокупного спроса. В другом случае, в условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются и налоговые поступления. Для уменьшения поступлений государство должно либо снизить налоговые ставки, либо увеличить госрасходы. Но обе эти меры или их сочетания приведут к росту деловой активности, занятости и, в конечном счете, не уменьшат инфляцию. В целом ситуация с государственным бюджетом и внешним долгом тяжелая, но не катастрофическая. Первоочередной задачей является увеличение валютных поступлений в бюджет. Немаловажно отметить и необходимость осуществления налоговой и структурной бюджетной реформы. Главной целью совершенствования бюджетно-налоговой политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. В области налоговой политики предстоит реформа всей системы налогов и сборов, законодательных основ налогообложения. Необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта. Расходы бюджета Беларуси должны определяться задачами cоциально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления различным субъектам и на реализацию государственных программ. Государственный долг необходимо использовать по возможности как инструмент оживления экономики. При этом предстоит обеспечивать оптимальное соотношение долгосрочных и краткосрочных государственных обязательств и муниципальных займов, а так же использовать прогнозные источники обслуживания и погашения государственного долга. 

Приложение А.doc

— 160.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.doc

— 192.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблема государственного долга