Управление дефицитом бюджета и проблема государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Изучены и описаны дефицит государственного бюджета и государственный долг как элементы бюджетно-налоговой политики государства. Описаны способы финансирования дефицита государственного бюджета и их влияния на экономику страны. Выявлены причины появления государственного долга и его влияние на экономику.
Представлен анализ внешнего государственного долга Республики Беларусь по секторам экономики, по срокам погашения и финансовым инструментам. Указан дефицит бюджета Республики Беларусь на 2007 год и возможные источники его покрытия. Указан предполагаемый дефицит государственного бюджета Республики Беларусь на 2008 год и возможные источники его покрытия.

Файлы: 5 файлов

THE ABSTRACT.doc

— 22.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Е.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

РЕФЕРАТ.doc

— 137.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение А.doc

— 160.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра экономической  теории

Дисциплина: макроэкономика

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

на тему: Управление дефицитом  бюджета и проблема государственного

долга

 

 

 

 

 

cтудентка  ЭУПП О.Н.Шеренкова

2 курс                (подпись)

(дата)

 

 

 

Руководитель: КЭН,     В.Ю.Друк

доцент                          (оценка)(подпись)

                                      (дата)

 

 

 

 

 

 

 

             

 

ПИНСК 2007

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

  1. Сущность бюджетного дефицита и источники его финансирования……………………………………………………………………..
    1. Понятие  государственного бюджета………………………………………………………………...................
    2. Бюджетный дефицит и его виды. Влияние бюджетного

дефицита  на развитие экономики………………………………………………………………………………

    1. Способы финансирования бюджетного дефицита

 

 

 

  1. Государственный долг и его последствия……………………………………………………………....................

 

    1. Государственный долг,  его виды, причины возникновения,

связь с дефицитом  бюджета………………………………………………………………………………..

    1. Влияние государственного долга на экономику

и способы его стабилизации……………………………………………………

 

  1. Бюджетный дефицит и государственный долг  Республики Беларусь……………………………………………………………….......................

 

    1. Состояние государственного долга Республики Беларусь на 1 июля 2007 года ……………………………………………………………….
    2. Дефицит государственного бюджета  Республики Беларусь и     возможные источники его покрытия………………………………………............................

 

 

Заключение 

Список  использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа:    28 страниц,   6 таблиц,   3 рисунка

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, ВИДЫ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ.

 

 

Изучены и описаны дефицит государственного бюджета и государственный долг как элементы бюджетно-налоговой политики государства. Описаны способы финансирования дефицита государственного бюджета и их влияния на экономику страны. Выявлены причины появления государственного долга и его влияние на экономику.

Представлен анализ внешнего государственного долга Республики Беларусь по секторам экономики, по срокам погашения и  финансовым инструментам. Указан дефицит  бюджета Республики Беларусь на 2007 год и возможные источники его покрытия. Указан предполагаемый дефицит государственного бюджета Республики Беларусь на 2008 год и возможные источники его покрытия.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-------------------------подпись

ВВЕДЕНИЕ

 
         Значительное общественное внимание в последние годы уделялось изменениям дефицита государственного бюджета

        Что же это за понятие и почему оно так влияет на экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.  Беларусь  считается страной с переходной экономикой, т.к. до сих пор окончательно не перешла к рыночной экономике. Целью моей курсовой работы является рассмотрение путей финансирования дефицита государственного бюджета, рассмотрение причин образования государственного долга,     его зависимость от дефицита бюджета. Задачами моей курсовой работы являются:

  • дать понятие государственного бюджета и бюждетного дефицита и описать основные способы его финансирования.
  • Определить сущность государственного долга, его связь с дефицитом бюджета.
  • Проанализировать государственный долг и дефицит бюджета Республики Беларусь.

В моей курсовой работе три главы.  В первой главе я характеризую основные виды дефицита государственного бюджета и причины его возникновения  и влияние его на развитие экономики.  В данной главе анализируются циклический дефицит государственного бюджета, структурный дефицит, дается характеристика операционного, первичного и квазифискального дефицита государственного бюджета и рассматриваются такие пути преодоления дефицита государственного бюджета как монетизация бюджетного дефицита, внешнее долговое финансирование, внутреннее долговое финансирование. Оцениваются положительные и отрицательные стороны каждого из них. Во второй  главе рассматривается понятие государственного долга, его виды и его влияние на экономику и способы его стабилизации.  В третьей главе  идет речь о существующем внешнем долге Беларуси  о влиянии его на экономику страны в целом. Также идет речь о дефиците бюджета Беларуси и способах его преодоления. Последним разделом моей работы является заключение, содержащее выводы по всей работе. Я выбрала эту тему курсовой работы, во-первых, потому что она близка и интересна мне как будущему экономисту, а во-вторых, потому что я считаю ее жизненно важной для экономики любой страны. По моему мнению, эта  тема является  актуальной для любого государства. Сбалансированность бюджета является целью нашей финансовой политики, т.к дефицит бюджета является своеобразным индикатором здоровья экономики, при его отсутствии можно говорить о хороших экономических показателях достигнутых страной.                Без сбалансированного государственного бюджета трудно достичь макроэкономической стабильности и финансовой безопасности страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1   Сущность бюджетного  дефицита и источники его финансирования

 

1.1 Понятие государственного  бюджета

Государственный бюджет – основная часть экономического регулирования  государства. В нем заложены основные элементы экономической жизни общества. Именно поэтому он имеет такое  важное значение. Обсуждение отдельных  статей этого закона может продолжаться бесконечно. В определении государственного бюджета отражены три существенных признака:

1) Он служит общегосударственным  фондом денежных средств, который  создается для покрытия государственных  расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.

2) Бюджет представляет собой  финансовый план государства.

3) Государственный бюджет является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место. Важное экономическое значение имеет принцип ежегодности бюджета. Ежегодно закрепляя Законом Государственный бюджет представляется возможность наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных индикативным планом (прогнозом) экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровень материального обеспечения населения. В условиях тяжелого экономического кризиса и инфляции денежной системы, невозможно долгосрочное бюджетное планирование. Даже планирование бюджета на год нуждается в периодической корректировке отдельных показателей. Экономическое значение принципа ежегодности состоит в том, что представляется возможность наиболее полно учитывать эффективность действия экономических нормативов, по которым рассчитываются показатели бюджета, полнее выявлять внутрихозяйственные резервы, делать анализ роста или спада производства и его причины; определять дополнительные доходы или возникающий дефицит в бюджете. Правовые начала лежат в основе всех стадий бюджетного планирования, соблюдения бюджетной дисциплины по поступлению доходов в бюджет и расходованию средств из бюджета. Это обеспечивается бюджетной классификацией, юридическое значение которой состоит в том, что в ее границах осуществляется компетенция представительных и  исполнительных органов всех уровней в области бюджетного финансирования и исполнения. Финансирование государственных расходов - это плановый, целевой, безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств, обеспечивающий процесс расширенного воспроизводства, содержание социальной сферы, обороноспособности и управления государством, с соблюдением режима экономии, при постоянном осуществлении контроля.[7. стр 245]

 Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

1. прямые и косвенные налоги. В доходах государства они  составляют от 80 до 90%[1]. Самыми крупными  из них являются - подоходный налог,  налог на прибыль корпораций  и налог на добавленную стоимость;

2. государственные займы. Осуществляются  они с помощью выпуска и  реализации государственных ценных  бумаг (облигаций и казначейских  векселей).  Их доля в государственном  бюджете составляет от 10 до 20%[2 с231];

3. эмиссия (выпуск) бумажных и  кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами.

Каждое правительство в своей  деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется “балансом дохода”. [4. с. 423]

 

 

1.2 Бюджетный дефицит  и его виды. Влияние бюджетного дефицита на развитие экономики

 

В реальной действительности расходная  часть государственного бюджета, как правило, превышает доходную.

Бюджетный дефицит — это сумма, на которую за данный период расходы правительства превосходят его доходы. Бюджетный дефицит равен разнице между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за минусом социальных выплат). Его также называют первичным бюджетным дефицитом (ВD) и рассчитывают по формуле

 

BD=G-T                                                           (1)

 

где D — все государственные расходы; Т — налоги, т.е. доходы бюджета.

 

Основные причины бюджетного дефицита можно объединить в три группы:

1. Дефицит может быть связан  с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики. В этом  случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

2. Дефициты возникают в результате  чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам дохода особого рода.

3. Дефицит может отражать кризисные  явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.

Таким образом, можно сделать вывод, что не всегда наличие дефицита бюджета  свидетельствует об отрицательных  ситуациях в экономике. Он не страшен  в количественно допустимых границах. Положение считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2-3%. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ. Хочется также отметить, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом.

До сих пор нет единого  мнения по поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики. В настоящее  время можно выделить три основные точки зрения на то, является ли это влияние отрицательным или положительным.

Согласно монетаристской теории, которой  придерживался американский экономист  Милтон Фридмен, бюджетный дефицит - негативное явление, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Дефицит государственного бюджета - это своего рода бомба замедленного действия, взрыв которой разрушает экономическую систему необоснованной эмиссией денег и, как следствие, гиперинфляцией. Кроме того, он может стать тяжким бременем для будущих поколений, вынужденных обслуживать долги и возвращать займы другим странам, в случае если покрытие дефицита осуществляется при помощи последних.

Вторая точка зрения - кейнсианская - появилась во времена мирового экономического кризиса 1929-1933, когда рост государственных займов рассматривался как средство подъема покупательной способности нации, предотвращения кризисов и устранения безработицы. Такие займы становятся важнейшим источником инвестиций, когда другие их источники отсутствуют или незначительны. Основоположником этой теории был английский экономист Дж. М. Кейнс, а среди сторонников стоит отметить американцев А Хансена, Г. Маултона, С. Хорриса. В 1940 году Кейнс, ссылаясь на опыт Германии и Великобритании, заявил, что с помощью финансирования за счет государственных займов можно добиться полной занятости в условиях современной индустриальной экономики.

Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблема государственного долга