Управление рисками, связанными с разработкой и внедрением новой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении вопросов управления рисками инновационного проекта.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
 исследовать теоретические подходы к управлению рисками и уточнить понятие инновационного риска как экономической категории;
 выявить процедуры, методы, инструменты управления рисками;
 произвести анализ и оценку риска инновационного проекта.

Содержание работы

Введение 4
1 Риск, как объективная экономическая категория 5
1.1 Понятие и виды рисков инновационного проекта 5
1.2 Риск – как экономическая категория 7
2 Управление рисками 11
2.1 Процедуры управления рисками 11
2.2 Основные методы и инструменты управления рисками
инновационного проекта 13
3 Разработка и внедрение новой продукции 15
3.1 Понятие «нового продукта» 15
3.2 Этапы выведения нового продукта на рынок 15
3.2.1 Этап генерации идей 16
3.2.2 Отбор идей 17
3.2.3 Разработка замысла и его проверка 18
3.2.4 Этап экономического анализа 20
3.2.5 Разработка товара 20
3.2.6 Пробный маркетинг 21
3.2.7 Коммерческая реализация товара 22
4 Анализ и оценка риска в инновационном проекте 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение А 34

Файлы: 1 файл

курсач по ЭММ.docx

— 107.73 Кб (Скачать файл)

Под субъективной вероятностью понимают мнение субъекта, отражающее состояние его информационного  фонда. Иначе, говоря, субъективная вероятность  определяется на основе предположения, основывающегося на суждении или  личном опыте оценивающего (эксперта), а не на частоте, с которой подобный результат был получен в аналогичных  условиях. Отсюда широкое варьирование субъективных вероятностей, которое  объясняется широким спектром различной  информации или различных возможностей оперирования с одной и той  же информацией. Субъективные вероятности  при выполнении некоторых предположений  обладают свойствами обычных объективных  вероятностей.

Условия неопределенности, имеющие место  в экономической деятельности, являются предметом исследования и объектом постоянного наблюдения экономистов  самых различных профилей [8].

Неопределенность  результата экономического риска обусловлена непредсказуемостью финансовых результатов экономического субъекта и уровнем доходности финансовых операций. Ожидаемый уровень результативности финансовых операций колеблется в зависимости от вида и уровня риска в довольно значительном диапазоне. Таким образом, экономический риск может сопровождаться как существенными финансовыми потерями для предприятия, так и формированием дополнительных его доходов [5, 160].

Для принятия управленческих решений разумно  использовать классификацию экономических  рисков по видам. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация экономических рисков

Критерии классификации

Виды экономических рисков

По сферам локализации денежных потоков

1.Экономический риск в производственной сфере;

2.Экономический риск в  финансовой сфере;

3.Экономический риск в  инвестиционной сфере;

4.Экономический риск от чрезвычайной деятельности.

По местам возникновения и центрам ответственности

1.Экономический риск отдельной операции;

2.Экономический риск в центрах ответственности;

3.Экономический риск предприятия в целом.

По уровню риска

1.Высокий экономический риск;

2.Средний экономический риск;

3.Низкий экономический риск.

По видам инвестиционных решений

1.Индивидуальный экономический риск;

2.Портфельный экономический риск.

По факторам возникновения

1.Внешний (систематический экономический риск);

2.Внутренний (несистематический экономический риск).

Критерии классификации

Виды экономических рисков

По финансовым последствиям

1.Экономический риск, влекущий прямые потери или выгоды;

2.Экономический риск, несущий косвенные

потери (упущенную выгоду) или выгоды.

По видам активов предприятия

1.Риск потери ликвидности;

2.Риск снижения эффективности;

3.Депозитный риск;

4.Кредитный риск;

5.Риск неисполнения договорных  обязательств.

По видам источников формирования

1.Экономический риск собственного  капитала;

2.Экономический риск заемного  капитала;

3.Экономический риск временно  привлеченных средств;

4.Риск структуры капитала.

По проявлению во времени

1.Постоянный экономический риск;

2.Временный экономический риск.

По степени управляемости

1.Полностью исключаемый экономический риск;

2.Снижаемый экономический риск;

3.Неснижаемый экономический риск.

По уровню финансовых потерь

1.Допустимый экономический риск;

2.Критический экономический риск;

3.Катастрофический экономический риск.

По комплексности исследования

1.Простой экономический риск;

2.Сложный экономический риск.

По функциям финансового управления

1.Риск экономического планирования;

2.Риск экономического прогнозирования;

3.Риск экономического регулирования;

4.Риск экономического анализа;

5.Учетный экономический риск.

По этапам жизненного цикла предприятия

1.Экономический риск подготовительного этапа;

2.Экономический риск инвестиционного этапа;

3.Экономический риск этапа освоения рынка;

4.Экономический риск этапа роста;

5.Экономический риск этапа зрелости;

6.Экономический риск этапа упадка.

По типам развития предприятия

1.Экономический риск эволюционного развития;

2.Экономический риск революционного развития.


 

Таким образом, риск как экономическая категория  описывает вероятность потерь в  результате неопределенности, что может  привести к наступлению непредвиденных или неблагоприятных для экономической  деятельности обстоятельств. В общем  виде можно определить, что риск, во-первых, это возможный ущерб (финансовых, материальных и иных потерь) от реализации принятого решения и, во-вторых, риск получения дохода или прибыли от реализации решения [11,40].

 

2 Управления рисками

2.1 Процедуры управления рисками

Управление  рисками – это процессы, связанные  с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение нескольких процедур. Они представлены на рисунке 1.


 

 

 



 

 

 



 

 

 

                 



                  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Процедуры управления рисками [5,163]

Все эти  процедуры взаимодействуют друг с другом. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать [11, 53].

Планирование  управления рисками – процесс принятия решений по применению и планированию управления рисками для конкретного проекта. Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации.

Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на проект, и документирует характеристики этих рисков. Она не будет эффективной, если не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта. Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников: инноваторов, менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.

Качественная  оценка рисков – процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования.

Доступность сопровождающей информации помогает легче  расставить приоритеты для разных категорий  рисков. Качественная оценка рисков это  оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия  на проект стандартными методами и  средствами. Использование этих средств  помогает частично избежать неопределенности, которые часто встречаются в  проекте. В течение жизненного цикла  проекта должна происходить постоянная переоценка рисков. Количественная оценка рисков помогает группе управления проектами верно принимать решения и избегать неопределенностей. Она позволяет определять:

  • вероятность достижения конечной цели проекта,
  • степень воздействия риска на проект и объемы непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадобиться,
  • риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект,
  • фактические затраты, предполагаемые сроки окончания.

Количественная  оценка рисков часто сопровождает качественную оценку и также требует процесс идентификации рисков. Количественная и качественная оценка рисков могут использоваться по отдельности или вместе, в зависимости от располагаемого времени и бюджета, необходимости в количественной или качественной оценке рисков [3, 78]. Планирование реагирования на риски – это разработка методов и технологий снижения отрицательного воздействия рисков на проект. Берет на себя ответственность за эффективность защиты проекта от воздействия на него рисков. Планирование включает в себя идентификацию и распределение каждого риска по категориям. Эффективность разработки реагирования прямо определит, будут ли последствия воздействие риска на проект положительными или отрицательными. Мониторинг и контроль следят за идентификацией рисков, определяют остаточные риски, обеспечивают выполнение плана рисков и оценивают его эффективность с учетом понижения риска. Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождает процесс внедрения проекта в жизнь.

 

 

 

2.2 Основные методы и инструменты управления рисками инновационного проекта

 

 

Оценка риска в инновационном проекте является необходимым условием для принятия рациональных решений по управлению выявленными рисками. Главное правило управления рисками – инвестировать средства только в том случае, если ожидаемая доходность (прибыль) выше, чем стоимость капитала плюс надбавка за риск.

Все методы воздействия на риск можно разделить  на три основные группы - снижение, сохранение и передача риска. Основные группы методов воздействия на риск представлены на рисунке 2.


 

 











 

 

 

 

Рисунок 2 - Основные группы методов воздействия на риск [11, 38]

Снижение  риска подразумевает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных  событий. Чаще всего оно достигается  при помощи осуществления предупредительных организационно-технических мероприятий, под которыми понимаются различные способы усиления безопасности, установка систем контроля и оповещения и т.д. [16, 62].

Сохранение  риска на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию ущерба, хотя такая возможность предусмотрена. К таким мерам, могут быть причислены получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных дотаций, льгот и др.

Меры  по передаче риска означают передачу ответственности за него третьим  лицам при сохранении существующего  уровня риска. К ним относятся  страхование, которое подразумевает  передачу риска страховой компании за определенную плату, а также различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д.

 

3 Разработка и внедрение новой продукции

 

3.1 Понятие «нового продукта»

Товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к  существующему ассортименту, обычно называют новым продуктом. Простые  усовершенствования существующих изделий  сюда не входят. Новые изделия могут  быть или принципиально новым  продуктом или комбинацией новых  приспособлений, механизмов, без изменения  самого продукта.

Цели  процесса инновации можно свести к следующим:

1) нахождение  нового технического решения  задачи - создание изобретения;

2) проведение  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  разработок (НИОКР);

3) налаживание  серийного производства продукции;

4) параллельная  подготовка и организация сбыта;

5) внедрение  нового товара на рынок;

6) закрепление  на новых рынках путем постоянного  совершенствования

технологии, повышения конкурентоспособности  продукта.

Подразделения НИОКР становятся трансформаторами идей и разработок, исходящих от потребителей. Они принимают активное участие в разработке программ маркетинга по продукту. Между изучением потребностей и НИОКР существует обратная связь, позволяющая в процессе НИОКР максимально учитывать требования потребителей и корректировать в соответствии с ними технико-экономические показатели нового изделия с целью их оптимизации.

 

3.2 Этапы выведения нового продукта на рынок

В ходе инновационного процесса предприятие создает новые потенциальные возможности, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, изучает представление потребителей о них, разрабатывает продукцию, испытывает ее и внедряет на рынок.

Этот  длительный процесс можно рассматривать  состоящим из вполне определенных этапов, на каждом из которых нужно принимать  соответствующие обоснованные решения. Назовем основные этапы инновационного процесса: генерация идей; отбор идеи; разработка замысла и его проверка; экономический анализ; разработка товара; пробный маркетинг; коммерческая реализация.

Разработка нового товара должна быть четко спланирована и  каждый этап создания новинки тщательно  проработан.

Такой подход, казалось бы, ведет к увеличению сроков разработки новшеств и к их удорожанию. Вспомним, однако, что самыми дорогостоящими являются завершающие этапы инновационного процесса. При тщательном и систематическом планировании отсев менее перспективных идей происходит раньше, большинство причин, ведущих к неудаче на рынке, вовремя устраняется, значительно экономятся время и средства.

Так, по результатам специально выполненных  исследований, американские промышленные компании в 1969 г. должны были начинать работать в среднем с 58 идеями новых товаров, чтобы получить одну удачную новинку. А в 1981 г. этим же фирмам для получения одного удачного товара потребовалось только 7 идей. Такое улучшение (и значительная экономия средств) явилось результатом более тщательной разработки новинки на каждом этапе этой работы.

Из всего  вышесказанного не следует, что каждый этап должен хронологически следовать один за другим. Часто пользуются параллельно-последовательной организацией инновационного процесса, что позволяет сократить уровень затрат и сроки проведения работ на 15-20 процентов по сравнению с последовательной организацией. Кроме того, параллельно- последовательная организация работ должна значительно уменьшить объем доработок на этапе изготовления опытного образца. Вместе с тем в результате совмещения этапов с целью сокращения времени часто возникают, так называемые, издержки по ошибке, которые ведут к увеличению затрат по сравнению с исходным параметром реализации новшеств. Отсюда ясно, что инновационная деятельность предназначена также для выбора и обеспечения оптимального сочетания времени и затрат.

Информация о работе Управление рисками, связанными с разработкой и внедрением новой продукции