Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:36, контрольная работа
Целью контрольной работы – закрепить теоретические знания и выработать эффективность управления затратами на предприятии.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- изучить классификацию затрат;
- рассмотреть концептуальные основы управления затратами;
- изучить основные ошибки в управлении затратами;
Введение
На этапе перехода к
рыночным отношениям многие предприятия,
утратив государственную
Целью контрольной работы – закрепить теоретические знания и выработать эффективность управления затратами на предприятии.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- изучить классификацию затрат;
- рассмотреть концептуальные основы управления затратами;
- изучить основные ошибки в управлении затратами;
На любом этапе жизни компании неизменно существует задача учета, анализа и управления затратами. В отличие, например, от вопроса управления компанией, где из года в год возникают новые тенденции (сегодня - инновации, вчера - объединения и поглощения и т.д.), в учете затрат из года в год банально повторяется один вопрос: как правильно их посчитать?
В последнее время многие
руководители приходят к выводу, что
период получения сверхприбыли без
должного контроля затрат завершился.
Конкуренция усиливается, все больше
предприятий применяют
В условиях ограниченности
ресурсов, когда предприятие не может
постоянно увеличивать
Теоретически существуют 3 варианта действий, позволяющих увеличить прибыль: повышать цены, наращивать объемы продаж или снижать затраты. При первом варианте компания может получать прибыль, увеличивая объем продаж и не очень заботясь об эффективности. При втором - рынок начинает насыщаться и рост продаж прекращается. Возникает необходимость заниматься повышением эффективности за счет наведения порядка в компании, т.е. оптимизировать затраты - третий вариант. Тем не менее на некоторых вещах, например, рабочем инструменте, экономить нельзя. Техническое обеспечение не должно подводить. Если оборудование сломается, денег не заработать.
Однако снижение затрат не панацея. Нередко неоправданное снижение приводит к обратным результатам. Так, в ряде компаний, работающих в сфере услуг, где установлена сдельная система оплаты труда сотрудников, поставленная в зависимость от процента выполненного объема (ателье, спортклубы, салоны красоты и т.п.), можно столкнуться со следующей ситуацией. Руководство решает снижать затраты, начав с уменьшения процентов от выручки, выплачиваемых сотрудникам. В скором времени большинство сотрудников находят выход: клиенты платят мастерам «в карман». Результатом становится снижение общих объемов выручки и, как следствие, сокращение прибыли. К сожалению, в сфере услуг такие ситуации очень распространены. В производственных отраслях подобные эксперименты оборачиваются уходом специалистов, появлением «откатов», хищениями.
Для того чтобы эффективно управлять затратами, руководителю компании важно понимать, какие виды затрат существуют и от чего они зависят.
1. Эффективные и неэффективные
затраты. С точки зрения
- эффективные - связанные
с получением доходов от
- неэффективные - связанные
с потерями и отсутствием
Разумеется, неэффективные (непроизводительные) затраты необходимо снижать в первую очередь. Для этого нужно определить допустимый уровень технологических потерь и установить ответственность за его превышение.
Определить непроизводительные
расходы позволяет нормирование
использования трудовых, материальных
и финансовых ресурсов. Для ресурсов,
имеющих в структуре затрат предприятия
значительный удельный вес, необходимо
устанавливать нормы и
Другое возможное направление
сокращения затрат - это анализ эффективности
вспомогательных работ на предприятии
и привлечение сторонних
В отдельных случаях предприятию,
наоборот, выгоднее создать вспомогательные
структуры или новые
2. Релевантные и нерелевантные
затраты. Руководителю важно
- релевантные - затраты,
на которые принимаемое
- нерелевантные - затраты,
которые не зависят от
К примеру затраты прошлых
периодов являются нерелевантными, поскольку
никакие решения уже их не изменяют,
а т.н. альтернативные издержки (потери,
которые может понести
На примере уже описанной выше типографии рассмотрим такую ситуацию. Планируя расширить спектр услуг, типография купила полиграфическое оборудование и выделила помещение для организации нового вида деятельности. Однако ситуация на рынке резко ухудшилась и спрос на эти услуги существенно снизился. Руководителю предприятия нужно принять решение о запуске нового производства (для этого надо приобрести еще оборудование и нанять дополнительный персонал) или отказе от него. В данном случае затраты на станок будут нерелевантными, т.к. предприятие их уже понесло и принятое решение их не изменит. А площади, выделенные под новую деятельность, можно использовать иначе. Например, сдать в аренду. Сумма арендной платы при этом должна рассматриваться в качестве альтернативных, т.е. релевантных издержек (выгода, от которой отказывается типография в случае запуска проекта).
3. Постоянные и переменные затраты. В зависимости от изменения объема производства (или продаж) затраты делятся на:
- переменные, которые прямо
пропорциональны объемам
- постоянные, которые не
зависят от объема
- смешанные, которые содержат в себе как постоянную, так и переменную части.
Это разделение помогает оптимизировать затраты, особенно постоянные, когда определяется их структура, выявляются излишние постоянные затраты. Например, в производственной компании при проведении анализа постоянных затрат было выявлено, что значительные средства тратятся на аренду склада, который большую часть времени не используется даже на 50%. Было принято решение об аренде склада меньшей площади. В практике данная классификация не слишком популярна, что иногда приводит к отрицательным последствиям.
Например, в одной книжной сети, в состав которой входили несколько магазинов и аппарат управления, после распределения значительных по величине постоянных расходов, в которых преобладали затраты на содержание управленческого персонала, ряд магазинов оказывался убыточным. Руководство сети приняло решение о ликвидации убыточных магазинов. Однако постоянные расходы остались прежними и вся их величина после закрытия части магазинов распределилась между оставшимися магазинами. Это, в свою очередь, привело к резкому снижению прибыли и даже к убыточности нескольких магазинов.
Классификация затрат на переменные
и постоянные является основой операционного
анализа «затраты - объем - прибыль»,
который позволяет находить критический
объем продаж, или точку безубыточности,
в которой суммарный объем
выручки равен суммарным
4. Прямые и косвенные
затраты. По способу отнесения
на себестоимость продукции
- прямые - это расходы,
которые можно непосредственно
отнести на конкретный вид
продукции, работы, услуги. К ним
относятся затраты на сырье
и материалы, заработную плату
основных производственных
- косвенные - это расходы,
которые не имеют прямой связи
с конкретным видом продукции.
К косвенным затратам
Если предприятие производит один продукт, то все затраты на его производство и реализацию будут прямыми. Важно понимать, что распределение на прямые и косвенные расходы не соответствует разделению на постоянные и переменные затраты [8, с.255].
С развитием технологий,
усложнением организационных
Для решения принципиальных задач - сколько нужно продавать и по какой цене, чтобы данный продукт приносил компании прибыль - необходимо посчитать, во что обходится производство одной единицы продукции, т.е. посчитать ее себестоимость.
Классический расчет себестоимости единицы продукции предполагает прохождение трех шагов.
Первый шаг - определение переменных затрат на производство единицы продукции (сырье, материалы, комплектующие, технологическая энергия, сдельная заработная плата) по нормам расхода. Переменные расходы должны охватывать и налоги с выручки от реализации, включаемые в себестоимость продукции.
Второй шаг - выделение в составе общепроизводственных расходов тех затрат, которые могут быть отнесены напрямую на конкретный вид продукции (связанных с производством конкретного вида продукции). Определение затрат на единицу продукции путем деления их абсолютной величины на объем производства данного вида продукции в натуральных единицах измерения.
Третий шаг - суммирование
всех прочих расходов, произведенных за
период, и отнесение их к конкретным видам
продукции (разделение накладных расходов
по видам продукции). Классическими представителями
таких «прочих расходов» являются расходы
на содержание и ремонт оборудования,
зданий, сооружений, заработная плата
административно-