Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:36, контрольная работа
Целью контрольной работы – закрепить теоретические знания и выработать эффективность управления затратами на предприятии.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- изучить классификацию затрат;
- рассмотреть концептуальные основы управления затратами;
- изучить основные ошибки в управлении затратами;
Например, согласно «Основным
положениям по составу затрат, включаемых
в себестоимость продукции (работ,
услуг)», утвержденным Министерством
экономики Республики Беларусь от 26
января 1998 г. № 19-12-397, Министерством
статистики и анализа Республики
Беларусь от 30 января 1998 г. № 01-21-8, Министерством
финансов Республики Беларусь от 30 января
1998 г. № 3 и Министерством труда
Республики Беларусь от 30 января 1998 г.
№ 03-02-07/300 (в редакции от 1 июля 2008 г.),
в себестоимость продукции (работ,
услуг) включаются: проценты по полученным
ссудам, кредитам и займам (за исключением
процентов по просроченным ссудам,
кредитам и займам, а также займам,
связанным с приобретением
Этап 1. Формирование организационных единиц по управлению затратами. Разработка и внедрение системы управления затратами начинается с построения эффективной системы сбора, передачи и обработки данных. На этом этапе должны быть определены:
- подразделения предприятия,
связанные с осуществлением
- подчиненность этих
- сфера их ответственности;
- взаимосвязь с другими подразделениями;
- функциональные обязанности для каждой должности;
- документооборот,
Данный этап осуществляется кадровой службой при активном сотрудничестве с производственной и финансово-экономической службами, бухгалтерией, службой снабжения и т.п.
Отдельно финансово-
- центров затрат - подразделений, которые осуществляют расходы;
- ответственности - в т.ч. материальной;
- норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива и пр., норм выработки;
- образцов первичных документов по списанию сырья, материалов, топлива, запасных частей, по учету рабочего времени и т.п.;
- регламента предоставления информации -порядок, сроки, получатели данных.
Этап 2. Информационное обеспечение учета затрат. Это необходимо для своевременного и достоверного сбора информации о затратах. Выполнение этой функции обеспечивается финансово-экономической службой.
Этап 3. Планирование затрат. Планирование затрат, как правило, осуществляется в комплексе с планированием других показателей деятельности предприятия (натуральные показатели деятельности, доходы, инвестиции и др.) в рамках принятой на предприятии системы планирования и бюджетирования. Подразделением, ответственным за формирование плановых показателей затрат, является финансово-экономическая служба.
Этап 4. Оперативный контроль расходов. Оперативный контроль расходов
- это функция сотрудников
структурных подразделений, в
рамках которых осуществляются
расходы. Для контроля над
- фиксирование затрат на рабочих местах в центрах затрат;
- сравнение фактических затрат с нормативными (плановыми), выявление отклонений;
- своевременную передачу
данных в подразделение,
Этап 5. Учет затрат. Данный этап
подразумевает отражение
Этап 6. Анализ затрат. Необходимо
сопоставлять нормативные (плановые) и
фактические данные, выявлять причины
отклонений и проблемные участки
на производстве, анализировать структуру
и динамику затрат, определять их эффективность.
Комплексный анализ затрат осуществляет
финансово-экономическая
Например, если предприятие решает провести «аттестацию» производимой продукции, целесообразно выполнить следующие этапы.
1. Начать с маржинального
анализа - анализа соотношения
цен реализации и переменных
затрат на производство
Безусловно, вопрос формирования «продуктового портфеля» не ограничивается внутренним экономическим расчетом. Также должны учитываться два принципиальных фактора - производственные мощности и рыночный спрос. Например, желание увеличить объемы реализации наиболее прибыльных продуктов может столкнуться с ограничением производственных возможностей либо с ограниченным спросом. Формула идеального продуктового набора - максимальный спрос при максимальном ценовом коэффициенте и отсутствии ограничений по росту объемов производства.
2. Затраты, не вошедшие
в состав переменных, распределить
на разные виды продукции в
соответствии со степенью их
«участия» при производстве
Распределенные затраты
прибавляются к переменным, и получается
искомая себестоимость. Сравнивая
себестоимость с ценой
В результате появляется возможность сформировать программу действий на будущее. Если продукт на сегодня приносит убыток, но цена покрывает переменные затраты, увеличение объемов продаж позволит в дальнейшем сделать продукцию прибыльной. Если увеличение объемов продаж представляется проблематичным, возможно, придется рассматривать вопрос повышения цены. Если же цена продаж не покрывает даже переменных затрат, возникает особая ситуация: каждая продажа приносит убыток, и увеличение объемов продаж лишь усугубит отрицательный результат. Такой случай требует решительных действий: снижение затрат, повышение цен либо изгнание «паршивой овцы» из рядов производимой продукции.
Этап 7. Разработка управленческих решений. По результатам предыдущего этапа нужно поручить службам, занимающимся учетом, анализом, контролем и планированием затрат, внести рекомендации по изменению финансовой политики в части управления затратами.
Рекомендации могут
При управлении затратами необходимо придерживаться классификации, принятой в традиционном бухгалтерском учете.
1) Производственные (коммерческие)
затраты. Расходы, необходимые
для реализации товаров, услуг,
Общепроизводственные расходы.
Отличаются от производственных тем, что
не привязаны к какому-то конкретному
виду реализуемой номенклатуры. Они
также зависят от объемов реализации
и необходимы для ее осуществления.
К таким расходам относятся: заработная
плата прочего
3) Управленческие расходы.
Содержание управленческого
4) Общехозяйственные расходы (электроэнергия, тепло, вода, чай, кофе и пр.)
3. Ошибки в управлении затратами
Ошибка 1. Непоследовательность.
Управление затратами должно быть частью
общей системы управления предприятием.
Принятие разрозненных управленческих
решений в части затрат (сегодня
сокращаем косвенные расходы, завтра
меняем методологию расчета
Ошибка 2. Недостаток информации.
Внедрение системы управления затратами
сталкивается со значительным количеством
проблем, одна из которых информационная.
На многих предприятиях передача сведений
об израсходованных материалах, сырье,
топливе и др. происходит несвоевременно
и в неполном размере. Неполнота
и несвоевременность
Ошибка 3. Избыток информации.
Соблюдение требования полноты и
своевременности получения
Ошибка 4. Игнорирование изменений. Нередко в процессе управления затратами игнорируется влияние различных факторов на состав, размер и структуру затрат. В условиях динамично развивающейся рыночной ситуации в течение непродолжительного периода времени затраты могут изменяться под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Предусмотреть все факторы и степень их влияния очень сложно, попытки прогнозирования могут отнимать немало времени и ресурсов. Однако это не означает, что изучением и оценкой влияния тех или иных факторов можно пренебречь.
Ошибка 5. Отсутствие обратной
связи. Опыт показывает, что введение
системы управления затратами «сверху»,
приобретение дорогостоящего программного
обеспечения и даже создание служб,
в обязанности которых входят
учет, контроль и планирование затрат,
не гарантирует построения эффективной
системы управления затратами. Чтобы
система заработала, все начальники
подразделений и руководители служб,
каждый сотрудник компании должны четко
представлять выполняемые ими функции,
сферу своей ответственности
и взаимосвязь между
Ошибка 6. Ошибки в расчете
себестоимости. На практике при расчете
себестоимости допускается
- содержательные, обусловленные некорректным выбором тех или иных стоимостных или объемных показателей;
- расчетные или вообще случайные.
Что же касается расчетных ошибок, то они многочисленны, разнообразны и непредсказуемы [7, с.98].
Стоит ли производить убыточный продукт? Сам факт убыточности некоторых продуктов не является основанием для отказа от их производства или изъятия из реализационной корзины, и это подтверждается различными алгоритмами распределения постоянных расходов. Например, если продукт массовый и «парный» к прибыльному продукту, от него нельзя отказываться, т.к. он в паре с прибыльным товаром и формирует основные доходы предприятия. Грамотным в данном случае будет решение рассматривать их как единый продукт и контролировать их совокупную себестоимость.
Мировая экономика дает немало примеров приверженности производителей убыточным продуктам. Эта приверженность, естественно, существует не на пустом месте: авиакомпании организуют убыточные рейсы, чтобы «подхватить» пассажиров, которые пересядут с них на прибыльные направления; чрезвычайно затратная мода «от кутюр» создает брэнды, которые получают сверхприбыли на дорогой косметике и парфюмерии; предельно низкие цены на фотоаппараты, бритвы и принтеры скомпенсированы дороговизной расходных материалов.
Значит ли это, что на себестоимость надо махнуть рукой? Никоим образом. Просто нужно понять, какой именно механизм управления себестоимостью выбрать: регулярный мониторинг с периодическим поиском резервов, экстренный поиск других поставщиков или сырья, агрессивное продвижение или реорганизацию бизнеса. Несложный алгоритм принятия соответствующего решения приведен на рисунке. Реальная практика может оказаться запутаннее этого незамысловатого алгоритма: в нем, к примеру, не учтена вероятность ошибок калькуляции. Но начать думать в правильном направлении он поможет.