Уровень жизни населения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является провести всесторонний анализ уровня жизни в Республике Беларусь, а также определить основные направления по совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть уровень жизни как основу благосостояния населения;
Изучить показатели уровня жизни;
Описать необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..……………………..4
1. Уровень жизни как основа благосостояния населения…………....5
1.1.Понятие "уровень жизни населения"…………………….…5
1.2 Основные составляющие и показатели уровня жизни…....9
1.3. Факторы динамики уровня жизни населения………….....12
2. Социальные нормативы и потребности уровня жизни....................14
3. Уровень жизни в Республике Беларусь……………………………17
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь.......................17
3.2 Необходимость и пути повышения уровня жизни в Республике Беларусь.………………………………………………………….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..25
ПРИЛОЖЕНИЕ А...................................................................................27
ПРИЛОЖЕНИЕ Б...................................................................................29
ПРИЛОЖЕНИЕ В...................................................................................30

Файлы: 1 файл

gotovoe.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

В январе-октябре 2011 г. объем валового внутреннего  продукта   (Рисунок 2) составил в текущих  ценах 216,8  трлн.  рублей  и  увеличился  по  сравнению  с  январем-октябрем 2010  г.  в  сопоставимых  ценах  на 7%. Прогнозом на 2011  год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 596 предусмотрен его рост на 9-10%. 

Рисунок 2 - Динамика валового внутреннего продукта

Характерная для  первых пяти месяцев текущего года позитивная динамика экономического роста в Республике Беларусь сменилась в июне-октябре тенденцией его постепенного замедления. Это является следствием проводимой Правительством политики по сужению внутреннего спроса и лежит в плоскости устранения накопившихся в экономике структурных диспропорций.

Несмотря на выход за нижнюю границу годового прогноза (109-110%), темп роста валового внутреннего продукта в складывающихся условиях остается на достаточно высоком  положительном уровне.

Также одним  из важнейших критериев оценки уровня жизни населения является формирование доходов и их распределение - использование, представленное в качестве расходов населения.

В январе-сентябре 2011 г. общий объем денежных доходов  населения составил 108,7 трлн. рублей, или 144,4% к уровню соответствующего периода прошлого года.

В январе-сентябре 2011 г. реальные денежные доходы (денежные доходы, рассчитанные с учетом изменения  индекса потребительских цен  на товары и услуги) в процентах  к январю-сентябрю 2010 г. составили 106,2%, реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) – 104,8%.

Реальные доходы, рассчитанные за период, используются для выявления общих тенденций  в изменении денежных доходов. В течение 2011 года наблюдается замедление темпов роста реальных доходов населения.

 

Динамика  реальных располагаемых денежных доходов  населения (Рисунок 3)

 

 

Также необходимо отметить, что изменения величины и структуры денежных доходов населения позволяют отследить основные тенденции экономических и социальных процессов, происходящих в республике. Денежные доходы через потребительский спрос в сфере конечного потребления оказывают определяющее влияние на развитие экономики, что в свою очередь влияет на уровень доходов.

 

 

 

 

 

Структура денежных доходов населения (Рисунок 4)


 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенные данные свидетельствуют о том, что основными  источниками  формирования  денежных  доходов  населения являются оплата труда и прочие доходы.

Развитие промышленности в текущем году характеризуется  высокими темпами роста и превышением  годового прогнозного значения (109-109,5%). Вместе с тем, начиная с апреля динамика темпов промышленного производства имеет четкую тенденцию замедления. Октябрь текущего года характеризуется только сохранением сентябрьского уровня объемов производства.

В инвестиционной сфере продолжается замедление темпов роста инвестиций в основной капитал, что является следствием мер по движению к сбалансированному развитию. Доля инвестиций в основной капитал в объеме ВВП составила 29,7%, снизившись по сравнению с самым высоким значением в этом году - по итогам I полугодия - на 2,6%.

Также следует  отметить, что принимаемые Правительством меры позволили устранить всплески ажиотажного спроса и в целом, стабилизировать ситуацию на потребительском рынке.

Темпы роста розничного товарооборота  торговли и реальных располагаемых  денежных доходов населения (Рисунок 5)

Начиная с июня, темпы роста розничного товарооборота  торговли имеют устойчивую тенденцию замедления, снизившись по итогам десяти месяцев до 109,6%. Основными факторами стали существенный рост цен на потребительские товары при относительно невысоком повышении реальных денежных доходов населения. Следствие этих факторов – изменение структуры потребления товаров населением в сторону увеличения доли покупок более дешевых продуктов.

Финансовые  результаты девяти месяцев 2011 г. характеризуются  высокими показателями роста выручки  и всех видов прибыли, ростом рентабельности продаж – до 9,9% и реализованных товаров – до 12,7%.

Основные  финансовые показатели организаций (Рисунок 6)

Однако улучшение  финансовых показателей организаций  обусловлено преимущественно инфляционными  процессами. По отношению к сентябрю 2010 г. индекс цен производителей промышленной продукции увеличился на 88,5%.

Необходимо  отметить, что основные задачи по сохранению стабильной ситуации на национальном рынке труда, удержанию уровня безработицы  в социально допустимых пределах выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

Средняя заработная плата в сентябре 2011 года по отдельным видам экономической деятельности (Рисунок 7)

Уровень официально регистрируемой безработицы (Приложение В) находится в социально допустимых границах и на 1 ноября 2011 г. составил 0,6% к численности экономически активного населения. При этом, начиная с мая т.г., наблюдается тенденция незначительного сокращения численности занятых: в январе-сентябре 2011 г. в экономике республики было занято 4 653,2 тыс. человек, что на 0,2% меньше, чем в январе-сентябре 2010 г.

В общем, проанализировав предыдущее пятилетие, можно говорит о том, что Беларусь существенно  продвинулась  по  пути  создания  инновационной экономики. На начало 2011 года создано 185 новых производств, модернизировано и реконструировано 320 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий.  Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы,  зерноуборочные  комбайны,  полированное  стекло,  микроволновые  печи, автоматические стиральные машины. 

Ускоренными  темпами  осваивается  выпуск  новой  высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее  время  поставляются  более  чем  в 150  стран  мира.

В настоящее  время основные направления деятельности Правительства сосредоточены на ограничении темпов роста внутреннего  спроса, активном наращивании экспорта, снижении инфляционно-девальвационного потенциала и создании необходимых  условий для установления единого курса белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка.

 

 

 

  3.2 Необходимость и пути повышения уровня  жизни в   Республике Беларусь

Главным вектором социально-экономического развития белорусского государства является повышение  общественного благосостояния, улучшение уровня и качества жизни населения. Повышение уровня жизни населения является центральным вопросом  социальной политики. Повышение уровня жизни предполагает достижение  цели всестороннего развития человека. Социальная политика государства представляет комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и создания системы социальных гарантий.

Важным направлением социальной политики государства является обеспечение условий для нормальной занятости населения. Каждый способный к труду член общества должен иметь хотя бы потенциальную возможность трудиться. Для этого необходимо не только создавать рабочие места, но и развивать образование, здравоохранение, создавать систему подготовки и переподготовки работников.

Одно из направлений  социальной политики – устранение или нейтрализация негативных моментов при переходе к рыночным отношениям. Речь идет о коррупции, взяточничестве, бесконтрольности по отношению к  развитию теневой экономики.

Социальная  политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение  ресурсного потенциала для осуществления  социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, создаются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики; с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни.

Следующим принципом  можно назвать принцип всеобщности  социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями  всех социально-демографических слоев  и групп населения.

Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна чутко реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий переходной экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция, рост безработицы и как следствие – резкое падение уровня жизни и социальные потрясения в обществе.

 

 

Итак, главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения.

Исходя из данной цели, выработаны основные пути повышения  уровня жизни в Республике Беларусь:

    • создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
    • последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
    • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
    • повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания;
    • развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
    • стимулирование предпринимательства и деловой инициативы.

Приоритетной  задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышение уровня жизни и социальная защита населения  являются  важной функцией государства. Рынок сам по себе не  может  регулировать  эту  сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается  на  государство. Непродуманная политика государства в этой области  может  привести  к  росту социальной напряженности.

Рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения Белоруссии постоянно изменяется.

Важнейшим приоритетом  правительственной политики в социальной сфере является увеличение инвестиций в человеческий капитал, прежде всего образование и здравоохранение. Каждый год повышается объём средств, выделяемых на эти сферы. В связи с этим в образовании одной из важнейших мер станет повышение эффективности использования средств, выделяемых на образование из бюджетов всех уровней.

Важными приоритетами в сфере трудовых отношений, занятости  и миграции являются создание современного трудового законодательства, отвечающего  требованиям динамично развивающейся  рыночной экономики, гармонизация интересов и работников, и работодателей, создание цивилизованной системы решения трудовых споров. Важными задачами являются реализация его на практике и стимулирование работодателями улучшения охраны труда.

В условиях сложившихся  негативных демографических тенденций (старение населения, снижение в ближайшем будущем доли трудоспособного населения) важнейшим приоритетом  является обеспечение устойчивой системы пенсионного обеспечения населения при росте реального дохода пенсионеров.

В сфере социальной поддержки в числе важнейших приоритетов были и остаются снижение масштабов  бедности, усиление адресности социальной поддержки, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем, повышение эффективности социального обслуживания населения, решение проблем беспризорности.

Повышение уровня жизни населения является главной  целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать  благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Беларусь и страны мира. 2010. Стат.сб. Мн. 2010.

2. Бондар Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. пособие / Н.Н. Бондар, А.И. Терлиженко. – Мн.: БГЭУ, 2005. 146 с.

Информация о работе Уровень жизни населения в Республике Беларусь