Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:03, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является провести всесторонний анализ уровня жизни в Республике Беларусь, а также определить основные направления по совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть уровень жизни как основу благосостояния населения;
Изучить показатели уровня жизни;
Описать необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………..……………………..4
1. Уровень жизни как основа благосостояния населения…………....5
1.1.Понятие "уровень жизни населения"…………………….…5
1.2 Основные составляющие и показатели уровня жизни…....9
1.3. Факторы динамики уровня жизни населения………….....12
2. Социальные нормативы и потребности уровня жизни....................14
3. Уровень жизни в Республике Беларусь……………………………17
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь.......................17
3.2 Необходимость и пути повышения уровня жизни в Республике Беларусь.………………………………………………………….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..25
ПРИЛОЖЕНИЕ А...................................................................................27
ПРИЛОЖЕНИЕ Б...................................................................................29
ПРИЛОЖЕНИЕ В...................................................................................30
Реферат
Курсовая работа: страниц; источников; иллюстрации; таблицы.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, БЕДНОСТЬ, БЛАГОСОСТОЯНИЕ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Объект исследования –уровень жизни.
Предмет исследования – показатели уровня и качества жизни, необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Цель работы – провести всесторонний анализ уровня и качества жизни в Республике Беларусь, а также определить основные направление по совершенствованию.
Методы исследования – сравнительный анализ, качественный и количественный анализ, дедукция, системный анализ, предельный анализ, графический, статистический.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………..……………
1. Уровень жизни как основа благосостояния населения…………....5
1.1.Понятие "уровень жизни населения"…………………….…5
1.2 Основные
составляющие и показатели
1.3. Факторы динамики уровня жизни населения………….....12
2. Социальные нормативы и потребности уровня жизни....................14
3. Уровень жизни в Республике Беларусь……………………………17
3.1 Динамика уровня жизни в Республике
Беларусь......................
3.2 Необходимость и пути повышения
уровня жизни в Республике Беларусь.………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..25
ПРИЛОЖЕНИЕ
А.............................
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б.............................
ПРИЛОЖЕНИЕ
В.............................
ВВЕДЕНИЕ
Изучение жизненного уровня населения занимает большое место, как в отечественной, так и в зарубежной статистике. Под жизненным уровнем понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достаточным уровнем их потребления и степенью удовлетворения разумных потребностей.
В настоящее время одной из главных задач государства является улучшение качества и уровня жизни населения путем снижения бедности. С этой целью проводят целый ряд мероприятий, направленных на преодоление бедности. Для проведения этих мер, необходимо иметь достаточно точную и объемную статистическую информацию о доходах населения и жилищных условий по каждой области и, в общем, по каждому округу, поскольку каждый округ хоть не значительно, но отличается по своему уровню развития.
Предметом исследования – показатели уровня жизни, необходимость и пути повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
Целью моей курсовой работы является провести всесторонний анализ уровня жизни в Республике Беларусь, а также определить основные направления по совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
При написании курсовой работы источниками информации послужили труды отечественных авторов по исследуемой проблеме, статистические данные, журналы, Интернет.
Курсовая работа состоит из трёх частей. Первая – теоретическая. В ней подробно рассмотрены явления уровня жизни, дана характеристика основным методологиям изучения уровня жизни и его показателям. Во второй части охарактеризованы социальные нормативы. Третий раздел полностью посвящён нашему государству: прослеживается динамика социально-экономических явлений за различные временные периоды, дана оценка теперешнему состоянии государства в сравнении с произошедшими изменениями и в сравнении с соседними государствами и мировым уровнем, так же уделено внимание социальной политике, которую проводит наше государство – её роли и эффективности.
1.1 Понятие "уровень жизни населения "
На протяжении всей человеческой истории от древних империй и зарождения экономических и политических институтов до новейшего времени данные о положении населения носили исключительно важную роль, являясь своеобразным “зеркалом” развития государства. На ранних стадиях развития качество жизни во многом являлось отражением культурного, но не технологического превосходства, однако с развитием производительных сил картина всё больше видоизменялась. С развитием общества и возникновением современных социально- экономических институтов эволюционировала и система статистических оценок уровня жизни, всё дальше уходя от чисто физиологических нужд в область удовлетворения широкого спектра новых потребностей населения. Качественный скачок в повышении численности населения, изменение социально- демографического профиля планеты в купе с резким увеличением производительности труда и образованностью людей привело к возникновению в конце XIХ начале XX совершенно новых потребностей в оценке социально-бытовых условий жизни. Наступало другое время – время технологического прорыва и чудовищных воин, где оценка социального положения в государстве играла всё большую политическую и экономическую роль. Появление новых методов в математике, социологии, статистике, экономике позволили вывести термин «уровень жизни» на новую ступень.
Понятие «уровень жизни населения» применяется во всём мире. В мировой практике впервые этот термин был предложен в 1954 году Комитетом экспертов ООН, и под уровнем жизни населения рекомендовалось понимать фактические условия жизни населения, сгруппированные в 12 компонентов. Наряду с материальными и культурными условиями жизни в состав уровня жизни включались здоровье, занятость, условия труда, фонд накопления, человеческие свободы.
Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют (и не менее важны) потребности духовные и социальные. Потребность – это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой – нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, другой проводит свое свободное время у телевизора или на дискотеках, и т.д. Одни имеют возможность покупать лишь отечественные автомашины, другие приобретать иномарки. Для определения степени удовлетворения потребностей фактическое потребление товаров и услуг соотносят с минимальными и рациональными стандартами их потребления. Таким образом, под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.
На настоящий момент выделяют четыре уровня жизни населения:
Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.
Еще у древних римлян одним из главных девизов был такой: "Благо народа - высшая цель". Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. Рыночная экономика - экономика массового потребления, именно потребитель - король рынка с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.
Наиболее полная система оценки уровня жизни комплексно отражающая суть уровня жизни населения (рис. 1).
Рис. 1. Классификация показателей уровня жизни населения
Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.
Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта - это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время - часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.
Вместе с понятием «уровень жизни» тесно связано понятие «качество жизни». Качество жизни включает в себя условия жизни населения, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания. Поэтому качество жизни является более сложным показателем. Он характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний. Другими словами качество жизни – это совокупность характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения.
Оценки и уровня, и качества жизни изменяются во времени и в пространстве. Уровень, который считался 30-40 лет назад высоким, в настоящее время может быть отнесен к «черте бедности», а уровень, который считается для одних стран высоким, для других окажется низким.
1.2 Основные составляющие и показатели уровня жизни
В категории «уровень жизни населения» можно выделить следующие составляющие:
«Уровень жизни невозможно выразить с помощью единственного критерия, поскольку в каждом направлении исследования этого явления присутствуют объективные и субъективные начала. Так, потребность человека в пищевых веществах, витаминах, минеральных солях является абсолютно объективной, тогда как набор продуктов, составляющих этот комплекс веществ, субъективен. Вследствие этого количественная оценка потребностей затруднена, и характеристика уровня жизни осуществляется с использованием множества показателей, каждый из которых отражает одну из сторон жизнедеятельности человека» [2, с. 99].
По методам измерения они делятся на:
Показатели уровня жизни могут измеряться в натуральных единицах (среднедушевое потребление мяса в год, кг), в текущих или сопоставимых ценах (доходы, объем товарооборота), в процентах или рангах (по месту расположения в ранжированном ряду однородных показателей).
По степени
отражения параметров, характеризующих
уровень жизни населения
Общие показатели уровня жизни- это объем на душу населения национального дохода, фонда потребления, потребительского фонда национального богатства (объем накопленного потребительского имущества, культурно-бытовых зданий, предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения). Эти данные характеризуют степень социально-экономического развития общества.
К частным показателям уровня жизни населения можно отнести: уровень и способы потребления, условия труда, обеспеченность жильём, уровень социального обслуживания, условия воспитания детей, социальное обеспечение.
По содержанию
показатели уровня жизни
Информация о работе Уровень жизни населения в Республике Беларусь