Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:03, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является провести всесторонний анализ уровня жизни в Республике Беларусь, а также определить основные направления по совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть уровень жизни как основу благосостояния населения;
Изучить показатели уровня жизни;
Описать необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………..……………………..4
1. Уровень жизни как основа благосостояния населения…………....5
1.1.Понятие "уровень жизни населения"…………………….…5
1.2 Основные составляющие и показатели уровня жизни…....9
1.3. Факторы динамики уровня жизни населения………….....12
2. Социальные нормативы и потребности уровня жизни....................14
3. Уровень жизни в Республике Беларусь……………………………17
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь.......................17
3.2 Необходимость и пути повышения уровня жизни в Республике Беларусь.………………………………………………………….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..25
ПРИЛОЖЕНИЕ А...................................................................................27
ПРИЛОЖЕНИЕ Б...................................................................................29
ПРИЛОЖЕНИЕ В...................................................................................30
Экономические показатели отражают экономические аспекты жизнедеятельности общества, уровень благосостояния человека, а также материальные возможности граждан удовлетворить свои физические и духовые потребности. Эти показатели прямо связаны с воспроизводством рабочей силы, например, номинальные и реальные доходы, занятость и т.д.
Социально-демографические
показатели характеризуют половозрастной
и профессионально-
По характеру
отражения процессов
К стоимостным показателям относятся все показатели доходов и потребления, выражаемые в денежной оценке (товарооборот розничной и оптовой торговли, денежные выдачи и выплаты, денежные вклады, объемы потребления услуги др.).
Натуральные показатели представляют объемы потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральном выражении, т.е. в физических единицах потребления (штуки, килограммы, квадратные метры жилой площади и т.д.).
По своим
объемно-структурным
Количественные показатели отражают меру, объем, размер потребления конкретных видов материальных благ и услуг.
Качественные показатели раскрывают структуру потребления по отдельным элементам (питание, жилье, образование, услуги и т.д.).
В самостоятельную группу можно выделить показатели, характеризующие пропорции и структуру распределения населения по уровню благосостояния. Например, по доходам. [10, с. 388].
В большинстве стран мира разработаны аналогичные системы показателей уровня жизни, имеющие некоторые особенности. Способы агрегирования данных в разделах и методика расчета самих показателей существенным образом варьируется, что затрудняет их межстрановую сопоставимость. Вместе с тем общей тенденцией в исследовании уровня жизни на современном этапе является перенесение акцентов с показателей, характеризующих рост доходов и материального потребления, на показатели, отражающие здоровье, образование, досуг человека.
«В Беларуси оценка уровня жизни осуществляется по трем направлениям.
Один из методов, используемых для оценки масштабов доходов различных групп населения, является построение «кривой Лоренца», которая позволяет определить, насколько реальное распределение доходов населения отличается от абсолютных равенства и неравенства. При полном равенстве в распределении доходов «кривая Лоренца» представляла бы собой прямую и, наоборот, кривизна усиливается по мере роста неравенства.
В соответствии
с современной экономической
теорией нежелательно как абсолютное
равенство в распределении
1.3. Факторы динамики уровня жизни населения
Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:
· политические факторы;
· экономические факторы;
· социальные факторы;
· научно-технический прогресс,
· экологические факторы и др.
Наиболее существенными факторами, которые могут координально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее.
Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.
Очевиден тот факт, что политика и экономика страны тесно взаимосвязаны. Они способны поддерживать, корректировать либо ''мешать'' друг другу.
Сильное влияние на уровень
жизни населения оказывают
Социальные факторы также оказывают существенное влияние на уровень жизни населения. Об уровне жизни в стране можно судить по соотношению обеспеченных и бедных слоев населения. В мировой практике различают две основные формы бедности: абсолютная - соответствует такому уровню благосостояния (семьи, группы, слоя), при котором доходы не обеспечивают определенного социального минимума потребления, принятого в данном обществе, и относительная бедность, которая характеризуется отклонением уровня благосостояния социальных групп с низкими доходами и потреблением от среднего массового уровня (свойственного наиболее многочисленным группам, или группам со средним достатком и т. д.). Критерий относительной бедности часто задается 50%-м уровнем среднего душевого дохода в данный период времени.
Уровень и динамика производительности труда также является важным фактором роста ВВП и национального дохода, а значит, и уровень жизни изменяется в зависимости от динамики производительности труда. В свою очередь производительность труда зависит от развития НТП, совершенствования организации труда, производства и управления, социально-экономических факторов.
Развитие социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры) (Приложение Б) обуславливает удовлетворение социальных потребностей населения, способствует развитию интеллекта нации, влияет на экономическое здоровье общества и так далее.
Кроме рассмотренных выше к факторам, определяющим уровень жизни относятся: условия труда, условия отдыха, социальное обеспечение, социально-бытовая обстановка (в том числе экологические условия, уровень преступности и тому подобное), личные сбережения. Как показывает опыт, какие-либо количественные оценки по каждому из этих факторов и по ним в целом практически невозможны. Эти условия жизни находятся в прямой зависимости от наличных в стране общих ресурсов для потребления и накопления, наиболее полно измеряемых ВВП.
2. Социальные нормативы и потребности уровня жизни
Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различают социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину, нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.
Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Кроме того, к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).
В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики — прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.
Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах — личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.
Физиологические потребности являются определяющими первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т. д.
Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.
Социальные
потребности связаны с
Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.
Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Рациональные потребности отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддерживания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.
Внешней формой
проявления личных потребностей выступает
спрос населения, хотя и количественно,
и качественно он отличается от действительной
потребности. Различают общий потребительски
Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т. д.
3. Уровень жизни в Республике Беларусь
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь
Важнейшей социально-экономической
категорией, определяющей народное благосостояние,
является уровень жизни. Уровень
жизни – это степень
По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей (Приложение Б), характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение. Среди таких показателей особое место принадлежит валовому внутреннему продукту (ВВП).
Информация о работе Уровень жизни населения в Республике Беларусь