Валютная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Анализ основных принципов и факторов, показывает, что через систему валютных отношений достигается динамическое равновесие внутренней экономики в системе мирохозяйственных связей
Формирование валютной политики государства как инструмента регулирования данного равновесия в значительной степени зависит от установленного режима валютных курсов. В зависимости от того, установлен в той или иной стране режим фиксированных или плавающих курсов, будет применяться различный набор экономических рычагов восстановления нарушенного равновесия.

Содержание работы

Введение
3
1 Валютная политика государства
4
1.1 Сущность валютной политики
4
1.2 Инструменты валютной политики. Валютное регулирование как элемент экономической политики
7
2 История международного валютного рынка. Выбор валютной политики государства
15
3 Валютная политика отдельных стран
27
4 Особенности валютной политики в современной России
32
Заключение
36
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Формы проявления кризиса.

— обострение проблемы международной валютной ликвидности:

— «валютная лихорадка» — массовая продажа неустойчивых валют в ожидании их девальвации, скупка валют — кандидатов на ревальвацию;

— «золотая лихорадка» — бегство от нестабильных валют к золоту, спонтанное повышение его цены;

— резкие колебания официальных золотовалютных резервов;

— паника на фондовых биржах и падение курсов ценных бумаг в ожидании изменения курса валют;

— активизация национального и межгосударственного валютного регулирования:

— массовые девальвации и ревальвации валют (официальные и неофициальные);

— активные валютные интервенции центральных банков, в том числе согласованные между несколькими странами;

— использование иностранных кредитов и заимствований в МВФ для поддержки валют;

— борьба двух тенденций в международных отношениях — сотрудничество и сепаратные действия (вплоть до торговых и валютных «войн»).

Принципы  Ямайской валютной системы.

Яма́йская валю́тная  систе́ма — современная международная  валютная система, основанная на модели свободной конвертации валют для которой характерно постоянное колебание обменных курсов. Эта система действует в мире и по настоящее время (2010), хотя в свете глобального кризиса 2008-2009 годов начались консультации о принципах новой мировой валютной системы.

Ямайская система образовалась в 1976-1978 годах как итог реорганизации  Бреттон-Вудской валютной системы. Основные особенности и принципы:

— официально отменен золотой стандарт и золотые паритеты (отменена привязка валют к золоту как для внутренних, так и для международных операций);

— зафиксирована демонетизация золота: центральным банкам разрешается продавать и покупать золото как обычный товар по рыночным ценам;

— введена система СДР (специальные права заимствования), которые можно использовать как «мировые деньги» для формирования валютных резервов. Эмиссию СДР осуществляет МВФ. В функции СДР также входит регулирование платежных балансов и соизмерение стоимости национальных валют;

— помимо СДР, резервными валютами официально были признаны доллар США, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена, марка ФРГ, французский франк (последние две трансформировались в «евро»);

— установлен режим свободно плавающих валютных курсов: их котировка формируется на валютном рынке на основе спроса и предложения;

— государства могут самостоятельно определять режим формирования валютного курса из нескольких вариантов.

Главным практическим значением новой системы  стал отказ от фиксированных валютных курсов, в основе которых лежало золотое содержание валют, к плавающим валютным курсам. Рынок золота из основного денежного рынка превратился в разновидность товарного рынка.

Механизм действия Ямайской валютной системы можно описать  так. Страны — члены МВФ получили определенную долю СДР в соответствии с долями в основном капитале фонда. СДР функционируют только как расчетные единицы, при определенных условиях они могут быть обращены в национальную валюту. С 1 января 1981 года МВФ использовал упрощенную котировку СДР на основе средневзвешенного курса валютной корзины, состоявшей из следующих валют: доллар США — 42 %, немецкая марка — 19 %, французский франк, английский фунт стерлингов, японская иена — по 13 % (в соответствии с удельным весом валют в международной торговле, они периодически пересматриваются).

В силу разной устойчивости валют, а также разных интересов на практике действуют 3 основных режима валютных курсов:

1. валюты, которые твердо привязаны к одной или нескольким валютам. Допускается колебание валютного курса ± 1 %. Если национальная валюта привязана к группе валют, то это означает, что выбрана некая «корзина валют» (или используется СДР);

2. валюты, курс которых может колебаться относительно одной/нескольких валют ± 2,25 %. В эту группу ранее попадал ЭКЮ, что позволяло странам ЕЭС сохранять свои валюты по отношению друг к другу в твердом соотношении, а все вместе они «плавали» по отношению к валютам третьих стран;

3. валюты с полностью свободно плавающим курсом.

Европейская валютная система

Европейская валютная система  прошла в своем развитии три основных этапа.

1. Подготовительный —  с начала 19500х до 1978 г.

2. Период действия денежно-кредитной системы на базе ECU (European Currency Unit) и поддержания валютного коридора — 1978–1999 гг.

3. Введение единой  европейской валюты «евро» (EUR).

Сама по себе идея общеевропейской  интеграции была оформлена Римским  договором, по которому создавалась общеевропейская экономическая структура, часто называемая «Общим рынком», а более официально — Европейским Экономическим Сообществом. Тогда еще не велась речь о введении единой валюты — для этого шага еще не наступил момент. Целью существования ЕЭС являлось повышение уровня экономического развития его участников и объединения их в единое экономическое пространство.

Вначале в состав ЕЭС  входили 6 стран: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Позже, в 1973 году, к ним присоединились Великобритания, Дания, Ирландия; затем, в 1981 году, — Греция, а в 1986-м — Испания и Португалия.

К началу 90-х стало возможным констатировать, что ЕЭС свои функции выполнило и должно продолжить свою работу. Параллельно ЕЭС на территории Европы работали «по частным вопросам» Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом), также, безусловно, внесшие значительный вклад в процесс интеграции. В 1986 году был принят Единый европейский акт, провозглашавший стремление к созданию Европейского Союза.

Договор о Евросоюзе  был подписан в Маастрихте (Голландия) в феврале 1992 года министрами иностранных дел и финансов 12 стран. Он вступил в силу с 1 ноября 1993 года Участниками договора стали: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. Чуть позже, в 1994 году, в состав участников ЕС вступили Австрия, Финляндия и Швеция.

По договору о создании ЕС входящие в него страны брали на себя обязательства о проведении согласованных действий в таких сферах, как экономика, безопасность, внешняя политика, охрана окружающей среды и так далее. Также в договоре провозглашалось существование единого европейского гражданства.

Договор о Евросоюзе стал чрезвычайно важным этапом в становлении Европейской валютной системы (ЕВС), хотя он, к счастью, и не предполагал насильственного перевода всех государств на единую валюту.

В рамках этого договора был утвержден временной график проведения мер для перехода к единой валюте:

• полная либерализация  передвижения капиталов — 1993 год;

• подготовка институциональной  базы Валютного союза.

В мае 1998 года был создан Европейский центральный банк.

Этот этап обозначил  переход к единой денежно-кредитной политике и введение единой валюты.

Были выбраны 4 критерия, которым должны отвечать кандидаты  на вступление в ЕВС.

1. Стабильность цен.  Темпы роста цен страны за  последние 12 месяцев до начала  оценки этого показателя не  должны превышать 1,5% темпов роста  показателя для стран-членов с наиболее стабильными ценами.

2. Уровень процентных  ставок. Ставки процента по долгосрочным  государственным займам за 12 месяцев  до начала проверки не должны  превышать более чем на 2% ставки  трех стран-членов с максимальной  ценовой стабильностью.

3. Задолженность. Общий  государственный долг страны  не должен превышать 60%, а годовой  дефицит бюджета — 3% валового  внутреннего продукта (в розничных  ценах).

4. Курс обмена. Валюта  за 2 года до начала проверки  критериев должна участвовать  в механизме обмена по курсу, а рыночные колебания ее курса не должны выходить за рамки установленных границ.

Единая европейская  валюта была введена в действие с 0:00 по европейскому времени 1 января 1999 года и стала официальной валютой для стран ЕС. Национальные валюты стран — членов ЕВС подлежали изъятию из обращения.

Сейчас Европейский Союз объединяет 27 европейских государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Португалия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония. Последними странами, вошедшими в ЕС, в 2007 году были Болгария и Румыния.

Особые территории вне  Европы, входящие в Европейский союз: Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра, Мартиника, Мелилья, Реюньон, Сеута, Французская Гвиана.

Итак, впервые в истории  мировых валют, в отличие от других современных валютных союзов (зоны доллара США, южноафриканского реала), где ключевым звеном является признание денежной единицы одного из участников в качестве лидирующей и применяется жесткая привязка к нему валют других членов зоны (currency board), была создана принципиально новая денежная единица — «евро», возникшая в результате длительных и трудных политических действий.

Перевод экономики на европейскую валюту знаменует создание важного формального основания для ускорения государственно-политической интеграции членов ЕС, движение к конфедеративному устройству Европы. Конечно, процесс этот непростой и потребует времени, он будет неравномерным, вероятно, будут повороты назад, естественно, что и условия подключения разных участников к европейской конфедерации окажутся разными. В любом случае важно то, что процесс интеграции в целом идет вперед.

Основные цели создания валютного союза и введения «евро» можно определить следующим:

• создание мощнейшего мирового экономического и финансового центра с ключевым инструментом «евро» (по плану создателей ЕВС должна являться мощным стимулом, способствующим интеграции западноевропейских финансовых рынков; как результат — создание в Европе крупнейшего в мире финансового рынка);

• упрощенное проведение валютнообменных операций и международных  расчетов (волатильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы вынуждала страны страховаться от обменных рисков);

• согласование экономических  политик;

• создание противовеса  влиянию США, долларизации мировой экономики;

• усиление политических позиций ЕС на мировой арене.

Единая европейская валюта «евро» объединяет под своим знаком множество государств, но в то же время является зависимой от состояния дел и урегулированности внутренних проблем в самом Европейском Союзе.

Трансформация международной  валютной системы будет определяться стремлением различных стран к качественным валютам. Существует мнение, что новые индустриальные государства в поисках высококачественной валюты решатся на отказ от независимой валютной политики. Следствием этого решения станет сокращение количества валют в глобальной экономике.

Выбор конкретной валютной политики.

Для выбора конкретной валютной политики, необходимо сравнить преимущества и недостатки той или иной валютой политики в разных ситуациях. Сначала сравним системы фиксированных и плавающих курсов, затем, — регулируемого и свободного плавания.

По некоторым параметрам, при определенных условиях, ФВК предпочтительнее плавающих или гибких курсов. ФВК  уменьшает риск и неопределенность Международных торговых и финансовых сделок, но они не устраняют влияния  изменений спроса и предложения на валютный курс. Поэтому, для поддержания фиксированного паритета, государство должно иметь возможность влиять на соотношение спроса и предложения валюты. Если страна имеет в наличие достаточные резервы (золото, иностранная валюта), если дисбаланс ПБ носит временный характер, а фиксированные валютные паритеты далеко не оторвались от курса равновесия, то ФВК обеспечивают стабильность валютного рынка. Если же нет достаточных резервов для «финансирования» дефицита ПБ, то необходим контроль над торговыми и финансовыми потоками, т.е. сдерживание импорта и поощрение экспорта, взимание специальных налогов с процентов и дивидендов, получаемых зарубежными инвесторами, обязательная продажа экспортерами иностранной валюты государству и последующее ее распределение между импортерами. Но такая практика имеет, как правило, негативные последствия: происходит сокращение объема и деформация (нарушение экономической целесообразности, основанной на принципе сравнительных преимуществ) международной торговле, дискриминации отдельных импортеров, «черный рынок» иностранной валюты и тому подобное. Можно добиться стабильности валютного рынка, путем проведения ограничительной налоговой и денежной политики, которая относительно снижает уровень национального дохода и повышает процентные ставки. Однако эти меры, приводя к стабилизации валютного курса, вместе с этим ведут к падению объемов производства, безработице или инфляции. Таким образом, жизнеспособность ФВК: зависит от наличия вышеназванных условий. Если их нет, предпочтительней плавающие валютные курсы.

Информация о работе Валютная политика государства