Виды цен и их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Цена как экономическая категория.……………………………... 5
1.1 Сущность и экономическая роль цены………………………………… 5
1.2 Функции цены …………………………………………………………… 11
Глава 2. Виды цен и их взаимосвязь……………………………………...... 19
2.1 Факторы, влияющие на уровень цен…………………………………... 19
2.2 Виды цен по степени учета в них затрат и прибыли………………… 24
2.3 Виды цен (тарифов) в зависимости от степени самостоятельности предприятия…………………………………………………………………... 26
2.4 Виды цен по времени их действия……………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………… 30
Библиография………………………………………………………………… 32

Файлы: 1 файл

Курсовая!.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

     Непрерывность ценообразования обусловлена динамичным движением товаров – из сырья  и материалов изготавливается продукция, проходя этапы товародвижения (изготовитель, оптовая, розничная торговля), она  превращается в товар и доходит  до конечного потребителя. По мере продвижения  продукции или товара на рынок  в каждом звене устанавливается своя цена, связанная с предыдущей, и этот процесс носит постоянный и непрерывный характер.

     Важным  принципом ценообразования является единство процесса ценообразования  и контроля за соблюдением цен. Его  реализация тесно связана с ролью  государства в этой области –  оно определяет правила ценообразования, устанавливая единый подход к формированию затрат на уровне предприятия, формируя систему налогообложения, регулируя  ввоз и вывоз товаров и сырья, проводя политику в области инвестиций, заработной платы, пенсионного обеспечения  и т. д., то есть оказывает косвенное  влияние на изменение цен. Одновременно государство непосредственно регулирует и устанавливает цены на целый  ряд продукции, сырья, товаров, услуг (нефть, газ, электроэнергия, тарифы на железнодорожные перевозки, цены на изделия медицинского назначения и  лекарственные средства), поэтому  оно должно постоянно контролировать соблюдение дисциплины цен, проверять  правильность установленных законодательством  правил ценообразования, а в случае нарушений – применять предусмотренные  законом административные или экономические  санкции.

     Во-вторых, между предприятиями, отраслями, сферами  товарного обращения экономики  существует тесная технологическая, экономическая, производственная зависимость, в совокупности они образуют единый хозяйственный  комплекс, поэтому любые изменения  цен даже на одном предприятии, не говоря об отрасли, автоматически приводят к подвижке цен во всех взаимосвязанных  с ним производствах, отраслях и  в конечном итоге отражаются на ценах  в сфере реализации, причем связи  носят как прямой, так и обратный характер. Например, рост цен в сельскохозяйственном производстве приводит к увеличению цен в пищевой и легкой промышленности, далее по цепочке растут цены на товары в оптовой и розничной  торговле. В результате через определенное время волна повышения цен  возвращается в сельское хозяйство  в виде подорожавших товаров и продукции7.

     Система цен характеризуется такими показателями, как уровень, структура, динамика.. – с. 356.

     Уровень цен – абсолютное количественное выражение цены в деньгах.

     Структура цен – это соотношение отдельных элементов (себестоимости, прибыли, налогов, надбавок) в цене, то есть их доля в ее общей величине, взятой за 100 процентов.

     Динамика  цен представляет собой направления  изменения уровней цен (повышение, понижение, темпы изменения).

     Цены  классифицируются по различным признакам  и в зависимости от того, какой  принцип классификации взят за основу, подразделяются на виды и разновидности.

     Сущность  цены проявляется в их функциях. Функции цен обусловлены функциями  денег, т. к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла.

     1.2 Функции цены

 

     Экономическая сущность цены проявляется в функциях, которые она выполняет. Функции  цены отражают ее роль и предназначение в хозяйственном механизме, а  также взаимоотношения с другими  экономическими категориями и явлениями. При всем многообразии теоретических  трактовок функций рыночной цены большинство экономистов выделяют следующие:

  • учетно-измерительная (соизмерительная);
  • стимулирующая;
  • балансирования спроса и предложения;
  • распределительная (перераспределительная);
  • как средства рационального размещения производства;
  • информационная8.

     Цена  выполняет все присущие ей функции, но их место в иерархии, содержание, способы и степень реализации зависят от экономической среды  и меняются на каждом конкретном этапе  развития экономики, так как ту или  иную функцию цены могут выполнять  и другие элементы хозяйственного механизма  – это зависит от принципов  системы управления.

     Учетно-измерительная  функция вытекает из сущности цены как денежного выражения рыночной стоимости. Цена показывает, во что  обходится обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции, сколько затрачено труда, сырья, материалов на ее производство и какую прибыль получает предприниматель. То, что цена фиксирует и выявляет не только величину совокупных издержек производства и обращения, но и размер прибыли, вытекает из механизма ценообразования, определяющего отклонение рыночной цены от затрат.

     Цена  переводит количество и качество товаров в материально-вещественной форме в адекватные показатели, измеренные в денежном выражении. Благодаря  ей деньги обретают количественную определенность как платежное средство в акте купли-продажи. Кроме того, цена позволяет  соизмерить ценность различных товаров, продукции, услуг – сравнивая  цену, мы определяем более дешевый  или дорогой товар9.

     Учетная функция состоит в том, что  с помощью цены исчисляются экономические  показатели как на уровне макроэкономики, так и на уровне предприятия, так  как они имеют стоимостную  основу.

     Показателями, характеризующими состояние экономики  страны, являются валовой национальный продукт, размер созданного национального  дохода, объем платежеспособного  спроса, покупательная способность  рынка, их динамика и соотношение.

     Каждое  предприятие на основе цены определяет количественные и качественные показатели своей работы: объем производства, товарооборота, доходов, прибыли, размер и уровень затрат, производительность труда, фондоотдачу, рентабельность и т. д. В результате производитель (продавец) получает возможность соизмерять затраты и результаты, сравнивать свои показатели с показателем конкурентов, определять эффективность использования ресурсов. Главная задача учета – на основе полученных данных произвести анализ, принять решение, спланировать свою деятельность на перспективу.

     Сущность  стимулирующей функции заключается  в том, что цена способна воздействовать и на производство, и на потребление  как поощряюще, так и сдерживающе. На производителя цена оказывает  стимулирующее влияние через  величину заключенной в ней прибыли. Рыночная цена не зависит от желаний  производителей или продавцов и  определяется, как уже отмечалось, средними условиями производства и  конъюнктурой рынка, поэтому, чем ниже индивидуальные затраты предпринимателя, тем больше прибыли он получит. Цена стимулирует производителей к снижению затрат, что достигается путем  внедрения новых прогрессивных  технологий и оборудования, рациональным и полным использованием ресурсов, выбором наиболее эффективных и  экономичных методов организации  производства и управления. Кроме  того, зная рентабельность того или  иного товара, систему надбавок или  скидок с цены, предприятие оценивает  доходность их производства и реализации, следовательно, возникают экономические  стимулы пересматривать ассортимент  выпускаемых товаров, расширять  выпуск тех, где выше прибыль на единицу, или тех, которые пользуются спросом10.

     С помощью цен осуществляется и  стимулирование потребления как  в целом, так и в разрезе  отдельных товарных групп: снижение розничных цен приводит к расширению сферы потребления, и наоборот, рост цен сокращает покупательную  способность населения (если его  доходы не изменяются такими же темпами, как и цены).

     Таким образом, с помощью цен можно  стимулировать или тормозить  научно-технический прогресс, экономию ресурсов, изменять структуру производства и потребления, а в масштабах  страны – воздействовать на структурные  пропорции хозяйственного комплекса.

     Распределительная функция цены проявляется в распределении  и перераспределении доходов  и ресурсов. На уровне экономики  происходит перераспределение созданного национального дохода между отраслями, регионами, социальными группами населения, фондами накопления и потребления, то есть осуществляется регулирование  доходов отраслей, предприятий, населения. Механизм действия перераспределительной  функции заключается в том, что  часть стоимости, созданной при  производстве одного товара, реализуется  в цене другого товара, и тесно  связан с политикой государственного регулирования. Перераспределение  доходов через цены осуществляется различными путями:

  • с помощью системы налогообложения – в цену входят косвенные налоги, изымаемые в бюджет и распределяемые в дальнейшем в соответствии с нуждами государства;
  • установлением различных цен на одну и ту же продукцию разным потребителям (например, стоимость энергоресурсов для промышленных предприятий и населения) или для предприятий различных форм собственности – государственного или частного сектора.

     Перераспределительная функция цены имела очень большое  значение в плановой социалистической экономике и служила основным инструментом перераспределения прибыли  и доходов: государство устанавливало  уровень цен, определяло их соотношение  между отраслями и сферами  товарного обращения, искусственно занижало или завышало цены на отдельные  виды товаров и продукции, решая  свои идеологические задачи. Например, на детские и продовольственные  товары цены были занижены, а на предметы роскоши (ювелирные изделия, мебель, автомобили) – завышены, тем самым  изымалась прибыль у этих отраслей и дотировалось производство продовольствия. Государство с помощью цен регулировало накопления отдельных отраслей, тем самым способствовало их развитию или, наоборот, отставанию – перераспределение доходов из легкой промышленности в другие отрасли (вследствие высокой доли прибыли в цене) привело к серьезным проблемам и отставанию в развитии. Установление низких цен на энергоресурсы способствовало внедрению энергоемких видов производства во всех отраслях, последствия такой экономической и технологической политики наша страна пожинает и в настоящее время, во многом кризисное состояние промышленности обусловлено заложенными ценовыми диспропорциями 60-70-х годов – в настоящее время, когда стоимость энергоресурсов приблизилась к мировым ценам, большинство предприятий оказались не в состоянии оплачивать их.

     Цена  выполняет распределительную функцию  и в рыночной экономике. В силу объективных причин цены на рынке  колеблются, значительно отклоняясь от стоимости, в результате этого  высокие доходы получает тот предприниматель, для которого сложилась выгодная конъюнктура рынка в данный момент, а не тот, кто больше работает. Наличие  монополистических структур также  создает возможности для перераспределения  доходов и прибыли – при  монополизации рынка происходит присвоение прибыли «чужих» отраслей, предприятий, населения.

     Таким образом, распределительная функция  присуща цене в любой системе  управления как планово-административной, так и рыночной, но механизм ее действия различен – в условиях свободного ценообразования перераспределение  обусловлено ситуацией на рынке, а при социализме – указаниями органов государственного управления.

     Перераспределение доходов имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Если государство с помощью цен  регулирует накопления отдельных отраслей, то оно влияет на темпы их развития, разрешает противоречия между потребителями  и изготовителями, между интересами предприятий и общества, подчиняя деятельность предприятий общенациональным интересам. Перераспределяя доходы между социальными группами населения, государство способствует повышению жизненного уровня социально незащищенных слоев, увеличивает возможности потребления таких важных услуг, как образование, здравоохранение.

     С другой стороны, перераспределение  доходов между отраслями должно быть экономически обоснованно, в противном  случае оно может привести к не конкурентоспособности предприятий  или отраслей.

     Функция балансирования спроса и предложения  выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством  и потреблением, спросом и предложением. Цена мгновенно сигнализирует, если в экономике появились диспропорции между сферой производства и сферой обращения, нарушилось равновесие между  предложением и спросом – она  либо растет, либо падает. Поэтому при  появлении этих симптомов цена начинает выполнять свою равновесную (уравновешивающую) функцию:

  • увеличивается или сокращается производство;
  • растет или снижается цена;
  • одновременно происходит и то, и другое.

     В рыночной системе равновесие спроса и предложения может возникнуть лишь на какой-то момент, затем баланс нарушается, т. е. спрос и предложение  постоянно стремятся сбалансироваться, и делается это на основе цены. В  России по мере развития рыночных отношений, предпринимательства, конкуренции  эта функция цены будет усиливаться  и играть доминирующую роль при формировании цены на товар11.

Информация о работе Виды цен и их взаимосвязь