Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:06, курсовая работа
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Цена как экономическая категория.……………………………... 5
1.1 Сущность и экономическая роль цены………………………………… 5
1.2 Функции цены …………………………………………………………… 11
Глава 2. Виды цен и их взаимосвязь……………………………………...... 19
2.1 Факторы, влияющие на уровень цен…………………………………... 19
2.2 Виды цен по степени учета в них затрат и прибыли………………… 24
2.3 Виды цен (тарифов) в зависимости от степени самостоятельности предприятия…………………………………………………………………... 26
2.4 Виды цен по времени их действия……………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………… 30
Библиография………………………………………………………………… 32
Товары
производственного назначения могут
реализовываться
Эти цены используются на предприятиях при планировании, учете и анализе товарной и реализованной продукции, прибыли и других стоимостных показателей деятельности предприятия, а также в расчетах экономической эффективности производства, инвестиционных проектов его технического переоборудования, целесообразности получения кредитов и пр. Цены оптовой торговли включают в себя оптовую цену производителя, а также затраты и прибыль снабженческо-сбытовой организации, осуществляющей оптовую продажу товаров.
К затратам таких организаций относятся погрузка, разгрузка, складирование, хранение, подсортировка, доводка продукции до требований потребителей (нарезка резьбы, раскрой, заточка и т. п.), амортизация основных средств, расходы на отопление, освещение, энергетические затраты на технологические нужды и др. К оптовым относятся цены, по которым осуществляется закупка сельскохозяйственной продукции у сельхозпредприятий.
Они
называются закупочными. Особенностью
этих цен является дифференциация их
уровня по природно-климатическим зонам,
а в отдельных случаях —
и внутризональная
Они наряду с соотношением спроса и предложения к моменту поставки товара учитывают также процент за кредит, затраты на финансирование биржевой операции, расходы по страхованию и хранению товара, комиссионные брокерам. При нормальной конъюнктуре цены форвардных сделок обычно выше цены за наличный товар.
Розничные цены включают в себя оптовые цены, затраты и прибыль торговых организаций. Если товар поступает в торговые организации непосредственно от производителя, то розничная цена состоит из оптовой цены производителя и торговой наценки. Если канал движения товара от производителя к конечному потребителю проходит через снабженческо-сбытовые организации, то она складывается из цены оптовой торговли и розничной торговой наценки.
По
розничным ценам организации
розничной торговли и продавцы на
свободном рынке реализуют
Рассмотренные виды цен могут быть базовыми (базисными) и лимитными. Базовые цены устанавливаются на предварительные виды продукции определенного назначения с фиксированными параметрами качества. При поставке товара с параметрами, отличными от базовых, уровни цены определяются с помощью надбавок и скидок к базовой цене, которые учитывают изменения в качестве товара.
Товаропроизводитель может устанавливать на новые виды продукции лимитную цену, т. е. максимально допустимую, обеспечивающую заинтересованность потребителей в использовании новой продукции. Цена, по которой осуществляются крупные коммерческие операции с платежом в свободно конвертируемой валюте (СКВ), называется мировой.
Мировыми
являются экспортные цены основных поставщиков
данного товара и импортные цены
в важнейших центрах его
По
степени самостоятельности
Регуляторами свободных цен являются только спрос и предложение на товары определенного качества. Разновидности свободных цен - это прейскурантные цены и цены каталога (проспекта). Прейскурантные цены применяются при купле-продаже товаров как на внутреннем рынке, так и в международной торговле, и содержатся в прейскурантах, издаваемых предприятиями (фирмами).
Они
относятся к категории
Они являются разновидностью цен справочного характера, публикуемых нерегулярно, — как правило, продавцом. Используются как на внутреннем рынке, так и в международной торговле. К этой же категории цен относятся цены покупателя, цены продавца, цены нетто.
Цены покупателя представляют собой фактическую денежную сумму покупки товара на рынке, по которой осуществляются сделки купли-продажи или по которой покупатель готов приобрести товар. Формирование рыночной цены как цены покупателя (на рынке покупателя) означает, что фактическая цена товара складывается на пониженном уровне, что отражает экономические интересы покупателя.
Цены продавца формируются в условиях превышения спроса над предложением (рынка продавца). Такая цена стимулирует расширение производства данного товара и отражает экономические интересы продавца, стремящегося продать его дороже. Цены нетто не включают скидки и надбавки, связанные с различием базисных условий поставки. Это чистая цена товара на месте его купли-продажи.
Цена нетто для покупателя является суммой, фактически уплаченной продавцу, а для продавца — фактической выручкой от продажи товара за вычетом расходов, понесенных в связи с осуществлением сделки. Договорные цены устанавливаются в договоре между продавцом и покупателем по согласованию сторон16.
Если
такой договор заключается
Регулируемые
цены могут колебаться в определенных
пределах, не превышая заданного уровня.
Их номенклатура определяется на государственном
(или местном) уровне и по мере развития
рыночных отношений постоянно
Как регулируемые, так и фиксированные цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, оказывающие определяющее воздействие на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, которые имеют решающее значение, а также на продукцию, работы и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке.
Особым
видом цен на услуги транспорта,
связи, на электрическую, тепловую энергию
и т. п. являются тарифы. Их размер определяется
исходя из общих принципов
Она определяется на основании сметных цен и расценок в капитальном строительстве.
По сроку действия цены подразделяются на постоянные, временные (ступенчатые) и разовые. Такая классификация в какой-то мере условна, так как постоянных цен вообще не существует. Постоянными считаются цены, приведенные в прейскуранте или в каталоге и действующие на протяжении более или менее длительного времени, до очередного их пересмотра.
Временные цены устанавливаются на новую продукцию, предназначенную для серийного или массового производства и выпуск которой в начальный период сопровождается повышенными затратами. После окончания действия оговоренного срока или временной цены от нескольких месяцев до одного-двух лет они заменяются на постоянные.
Разновидностью временных являются ступенчатые цены, представляющие собой ряд последовательно снижающихся (повышающихся) цен на один и тот же вид товара. Уровни снижения цен и сроки действия каждой ступени оговариваются продавцом и покупателем. Например, договором купли-продажи новой продукции предусмотрено, что начальная цена действует 6 месяцев, затем она будет снижена на 10%, еще через 6 месяцев - на 15% и на таком уровне будет действовать в качестве постоянной17.
Такой порядок снижения цен стимулирует производителя к сокращению затрат на производство и обеспечению достаточной прибыльности новой продукции за время действия ступенчатых цен, а потребителя—к дальнейшему использованию этой продукции. Другим примером может быть принятие государственными органами решения относительного повышения цен на энергоносители с определением размеров и сроков постепенного повышения цен18.
Разовые цены устанавливаются на продукцию, изготовленную по разовому (индивидуальному) заказу.
Рассмотрев тему нашего исследования «Виды цен и их взаимосвязь», мы можем сделать следующие выводы.
Цена - определенная сумма денег, которые изымается за товар. Полнее сущность цены определяется в условиях капиталистического товарного производства, поскольку в основе товарных цен лежат не только общественно необходимые расходы производства, а и соотношение между спросом и предложением.
Прибыль образовывается вследствие межотраслевой конкуренции с учетом процесса изменения спроса и предложений, переливание капитала в те области, производство товаров в которых не удовлетворяет потребности потребителей, с соответствующим колебанием цен (их рост в случае неудовольствия платежеспособного спроса и снижение за превышение предложения над спросом). За равновесия спроса и предложения формируется цена равновесия.
С возникновением монополий, олигополий (групповых монополий) процесс ценообразования значительно усложняется, в частности возникают монопольно высокие и монопольно низкие цены. С учетом этого целесообразно давать такое определение цены:
Цена — денежное выражение монопольной цены производства, в котором отображается действие законов стоимости, спроса и предложения, господство монополий, в том числе олигополий.
Монопольные цены — прежде всего цены производства. Сосредоточивая наиболее современную технику, квалифицированную рабочую силу, внедряя прогрессивные формы и методы организации производства и работы и т.п., предприятия и филиалы гигантских компаний добиваются наиболее низких расходов производства (а итак и себестоимости). Поскольку на этих предприятиях вырабатывают основную массу продукции, то одной из основ цен на определенный вид товаров есть расходы производства на крупных предприятиях.
Сущность
цены комплексно раскрывается в выполняемых
ею функциях. Такими функциями есть
учетная, распределительная и
Учетная функция цены заключается в том, что она является средством учета общественно необходимой, а итак и полезной работы. Работа, которая превышает эту величину за производства возобновляемых товаров, не признается потребителями, а потому лишняя.
Распределительная функция цены реализуется в процессе конкуренции. Стимулирующая функция цены заключается в давлении рыночных цен на предпринимателей через механизм конкуренции на внедрение новой техники, форм и методов организации производства и т.п..
В зависимости от форм конкуренции различают рыночные цены в условиях чистой конкуренции; олигопольные - в условиях господства олигополий; монопольные - в условиях абсолютной монополизации единым производителем или продавцом соответствующей сферы производства (а итак и сбыта) или лишь сбыта (так называемая монопсония).