Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:16, реферат
Рыночную экономику можно представить как совокупность рынков, специализирующихся на производстве определенных товаров или услуг. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Введение
Рыночную экономику
можно представить как
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств.
Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление.
Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее.
Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг.
Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке.
Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ.
Рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
В экономической теории различают различные виды рынков, которые основываются на собственной инфраструктуре, обслуживающей его потребности.
Кроме того, рыночную экономику обслуживают институты, связывающие все рынки в единое целое. Каждый элемент рыночной системы имеет самостоятельное значение, но нормальное функционирование рыночной экономики возможно только при слаженной работе всех ее частей, в условиях мягкого государственного регулирования и стимулирования ее развития.
В данной работе будет представлена общая информация о видах региональных рынков, а так же более подробное исследование потребительского рынка, рынка труда и рынка недвижимости как на примере Республики Беларусь, так и в мировом масштабе.
1 Общие представления и сведения о видах рынков в регионе
По своей
экономической сущности региональный
рынок - это совокупность высоко локализованных социально-экономических
процессов и отношений в сфере обмена
(обращения), формируемых под влиянием
особенностей спроса и предложения каждого
территориально-
Региональные рынки могут существовать как при лимитно-распределительной системе, так и при рыночной экономике.
В первом случае
рынки развиваются и
С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и другое.
Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:
- общего объема
спроса и объема спроса на
отдельные группы и виды
- структуры
спроса одноименных товаров
- сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;
- требований
покупателей к качеству
Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.
Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить следующие виды рынков:
- поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности;
- городские;
- областные;
- республиканские;
- межобластные;
- межреспубликанские;
- межрегиональные.
Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.
Потребность в товарах и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного спроса и развития непроизводственной сферы в регионе. Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для различных социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в данном экономическом районе.
Характерной
чертой развития регионального
рынка товаров и услуг
Емкость
рынка - это возможный объем
реализации товаров на
Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых - обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы.
В систему региональных рынков входят:
- потребительский рынок (рынок благ);
- рынок земли и недвижимости;
- рынок труда;
- рынок капиталов
(кредитный рынок и рынок
- рынок информации;
- рынок природных ресурсов;
- рынок культурных ценностей;
- рынок образовательных услуг и другие.
Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.
В зависимости от того какие потребности определили спрос на соответствующий товар, могут быть выделены пять основных видов рынка:
- потребительский рынок;
- рынок производителей;
- посреднический рынок;
- рынок государственных учреждений;
- международный рынок.
Потребительский рынок (или рынок товаров народного потребления) определяют отдельные лица, которые приобретают товары и услуги для личного потребления.
Рынок производителей
(рынок товаров
Посреднический рынок — это предприятия, организации и физические лица, приобретающие товары и услуги для дальнейшей перепродажи их с целью получения определенной прибыли.
Рынок государственных учреждений составляют государственные организации, которые приобретают товары и услуги для осуществления своих функций.
Международный рынок состоит из всех покупателей товаров и услуг, находящихся за пределами данного государства, включая отдельных физических лиц, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.
Если рассматривать рынок как совокупность покупателей, объединенных географическим положением, то можно выделить:
-мировой рынок — рынок, включающий страны всего мира;
-региональный
рынок — рынок, охватывающий
всю территорию данного
- местный рынок — рынок, включающий один или несколько районов страны.
Одной из основных задач исследования выбранного рынка является определение его емкости.
2 Потребительский рынок
2.1 Общее
представление о
Механизм
формирования и
Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями между:
- потребностями населения региона и производством;
- спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг;
- дифференциацией
доходов и характером
- уровнем и структурой потребления;
-текущим потреблением и накоплением;
- обобществленной
и индивидуализированной формам
Понятие «потребительский рынок» в современной белорусской экономической литературе встречается с начала 90-х гг.
Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения». При этом потребительский рынок представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.
По своему удельному
весу и роли в обеспечении
Насыщенность
и емкость регионального
Региональный
потребительский рынок
Таким образом, региональный потребительский рынок - это сложная система институтов в сфере обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители - удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование региональной экономики со стороны государственных и местных органов.
Субъектами
спроса на региональном потребительском
рынке являются индивиды и семьи,
покупающие товары и услуги для личного
потребления и проживания на данном
регионе. Рынки потребительских
товаров характеризуются