Виды рынков в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Рыночную экономику можно представить как совокупность рынков, специализирующихся на производстве определенных товаров или услуг. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Файлы: 1 файл

Выды рвнков в регионе.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Рыночную экономику  можно представить как совокупность рынков, специализирующихся на производстве определенных товаров или услуг.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению  рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется  количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

При рассмотрении структурной организации рынка  определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.

В самом общем  виде рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств.

Рынок развивается  вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление.

Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее.

Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг.

Для распределения  он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке.

Для потребления  рынок – это тот канал, через  который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ.

Рынок – это  то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

В экономической  теории различают различные виды рынков, которые основываются на собственной инфраструктуре, обслуживающей его потребности.

 Кроме того, рыночную экономику обслуживают институты, связывающие все рынки в единое целое. Каждый элемент рыночной системы имеет самостоятельное значение, но нормальное функционирование рыночной экономики возможно только при слаженной работе всех ее частей, в условиях мягкого государственного регулирования и стимулирования ее развития.

В данной работе будет представлена общая информация о видах региональных рынков, а  так же более подробное исследование потребительского рынка, рынка труда и рынка недвижимости как на примере  Республики Беларусь, так и в мировом масштабе.

 

 

 

 

 

1 Общие представления и сведения о видах рынков в регионе

 

По своей  экономической сущности региональный рынок - это совокупность высоко локализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

Региональные  рынки могут существовать как при лимитно-распределительной системе, так и при рыночной экономике.

В первом случае рынки развиваются и функционируют  в соответствии с логикой административно-директивного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.

С переходом  к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в  региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и другое.

Развитый региональный рынок может эффективно функционировать  при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:

- общего объема  спроса и объема спроса на  отдельные группы и виды товаров;

- структуры  спроса одноименных товаров различных  предприятий;

- сезонных колебаний  спроса по отдельным товарам;

- требований  покупателей к качеству товаров.

Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, а  также предполагаемые сдвиги в совершенствовании  географии производства и потребления  товаров и услуг.

Региональные  рынки неоднородны. Так, по территориальной  организации сферы обращения  можно выделить следующие виды рынков:

- поселенческие  рынки в населенных пунктах  сельской местности;

- городские;

- областные;

- республиканские;

- межобластные;

- межреспубликанские;

- межрегиональные.

Для каждого  вида рынков присущи соответствующие  инфраструктура с особенностями  размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы  товарообразования.

Потребность в  товарах и услугах находится  в прямой зависимости от платежеспособного спроса и развития непроизводственной сферы в регионе. Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для различных социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в данном экономическом районе.

 Характерной  чертой развития регионального  рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров.

 Емкость  рынка - это возможный объем  реализации товаров на внутреннем  рынке, определяемый размерами  платежеспособного спроса потребителей  при данном уровне цен. Кроме  населения потребителями товаров и услуг на рынке выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.

Региональные  рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых - обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы.

В систему региональных рынков входят:

- потребительский  рынок (рынок благ);

- рынок земли  и недвижимости;

- рынок труда;

- рынок капиталов  (кредитный рынок и рынок ценных  бумаг);

- рынок информации;

- рынок природных  ресурсов;

- рынок культурных  ценностей;

- рынок образовательных  услуг и другие.

Все рынки взаимосвязаны  друг с другом, они обслуживаются  соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.

В зависимости  от того какие потребности определили спрос на соответствующий товар, могут быть выделены пять основных видов рынка:

- потребительский  рынок;

- рынок производителей;

- посреднический  рынок;

- рынок государственных учреждений;

- международный  рынок.

Потребительский рынок (или рынок товаров народного  потребления) определяют отдельные  лица, которые приобретают товары и услуги для личного потребления.

Рынок производителей (рынок товаров производственного  назначения) составляют организации и предприятия, приобретающие товары и услуги для дальнейшего их использования в процессе производства.

Посреднический  рынок — это предприятия, организации  и физические лица, приобретающие  товары и услуги для дальнейшей перепродажи их с целью получения определенной прибыли.

Рынок государственных  учреждений составляют государственные  организации, которые приобретают  товары и услуги для осуществления  своих функций.

Международный рынок состоит из всех покупателей  товаров и услуг, находящихся за пределами данного государства, включая отдельных физических лиц, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.

Если рассматривать  рынок как совокупность покупателей, объединенных географическим положением, то можно выделить:

-мировой рынок  — рынок, включающий страны  всего мира;

-региональный  рынок — рынок, охватывающий  всю территорию данного государства;

- местный рынок  — рынок, включающий один или  несколько районов страны.

Одной из основных задач исследования выбранного рынка является определение его емкости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Потребительский рынок

 

2.1 Общее  представление о потребительском  рынке 

 Механизм  формирования и функционирования  потребительского рынка региона  представляется как взаимодействие  объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.

Функционирование  регионального потребительского рынка  определяется связями между:

- потребностями  населения региона и производством;

- спросом и  предложением на региональном  рынке товаров и услуг;

- дифференциацией  доходов и характером потребления; 

- уровнем и  структурой потребления; 

-текущим потреблением  и накоплением; 

- обобществленной  и индивидуализированной формами потребления, и другие.

Понятие «потребительский рынок» в современной белорусской  экономической литературе встречается  с начала 90-х гг.

Региональный  потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения». При этом потребительский рынок представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.

По своему удельному  весу и роли в обеспечении жизнедеятельности  населения потребительский рынок  занимает ведущее место в системе  рынков региона. Он представляется нам  как динамичная система причинно-следственных связей, обеспечивающих наибольшее соответствие производства (или ввоза из-за пределов региона) товаров и услуг потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающая всю совокупность экономических отношений производства, реализации и потребления материальных благ и услуг потребительской ориентации.

Насыщенность  и емкость регионального потребительского рынка во многом предопределяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе. Именно от нее во многом зависит конечное потребление населения региона.

Региональный  потребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между собой в едином процессе: потребности населения региона - производство (предложение) - денежные доходы населения - реализация (торговля) - потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.

Таким образом, региональный потребительский рынок - это сложная система институтов в сфере обращения, характеризующаяся  большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участников имеет и  свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители - удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование региональной экономики со стороны государственных и местных органов.

Субъектами  спроса на региональном потребительском  рынке являются индивиды и семьи, покупающие товары и услуги для личного  потребления и проживания на данном регионе. Рынки потребительских  товаров характеризуются массовым потреблением, конкуренцией, децентрализованной структурой.

Информация о работе Виды рынков в регионе