Внешнеэкономическая деятельность нефтяных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:36, реферат

Описание работы

Основная цель данной работы – проанализировать роль нефтяного фактора во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи: оценить современное состояние мирового нефтяного рынка и роль России на данном рынке, проанализировать роль нефтяного фактора для экономики страны, рассмотреть степень учёта интересов нефтяных компании в реализации внешней политики, а также оценить реальную и потенциальную возможность использования нефти, как инструмента внешней политики России.

Содержание работы

Введение
1. Обзор современного состояния нефтяной отрасли, её роль в современном мире и место нефти в экономике России
1.1 Роль нефти в мировой экономике
1.2 Роль нефтяной отрасли в экономике России
2. Возможности российской нефтяной промышленности на мировом рынке и степень участия государства в продвижении отечественной нефти на международной арене
2.1 Роль внешней политики государства в развитии нефтяной отрасли
2.2 Роль нефтяной отрасли во внешней политике России
3. Практические аспекты рассмотрения внешнеэкономической деятельности нефтяных предприятий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность нефтяных предприятий.docx

— 66.58 Кб (Скачать файл)

Реформы нескольких последних  лет, в том числе в налоговой  области, а также покупка акций  ТНК компанией British Petroleum привели  к улучшению инвестиционного  климата в России и дали повод  надеяться на более активную поддержку  со стороны государства на защиту интересов российских предприятий  нефтяной отрасли. Тем более, что  существуют примеры такой поддержки: вопрос энергетического сотрудничества рассматривался на встрече президентов  России и США в мае 2002 г. в Санкт  Петербурге, государство участвовало  в продвижение отечественных  нефтяных компаний в Ираке. Несмотря на то, что позже Ирак отказался  от обязательств по договорам с ЛУКОЙЛом, данный проект можно рассматривать, как позитивный опыт поддержки отечественных  компаний за рубежом. Необходимо отметить, что за последние несколько лет  российские компании сумели серьёзно расширить свою экспансию на мировые  рынки, причём растёт не только экспорт  нефти и нефтепродуктов, но и приобретается  инфраструктура: автозаправочные станции, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), нефтяные компании и т.д.: «В 2002 г. российские компании продолжили свою борьбу за ряд  зарубежных НПЗ и объектов транспортной инфраструктуры, причем не только с  иностранными конкурентами, но и между  собой. В частности, в июне 2002 г. "ЮКОС" получил крупный пакет акций  Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода, чего он добивался около  трех лет. Российские нефтяники ведут  активную кампанию с целью приобретения нефтеперерабатывающих мощностей  и лицензий на разработку месторождений  не только в странах ближнего зарубежья, но и в Восточной Европе, на Ближнем  и Дальнем Востоке, а также  в Латинской Америке». Большинство  таких сделок заключается компаниями самостоятельно без активного участия  государства. Важнейшим нефтяным партнёром  России были и остаются страны Европы, при этом на европейском направлении  у России существует ещё потенциал  роста, связанный, в том числе  и с тем, что в западных державах нарастает недоверие к партнёрам  на Ближнем и Среднем Востоке, вызванное подозрениями в поддержке  ими исламистских террористических группировок: «…Евросоюз является ярко выраженным импортёром энергетических и сырьевых товаров. В свою очередь  российская внешняя торговля преимущественно  ориентирована на экспорт этих товаров, и такое положение вряд ли изменится  в ближайшие годы. А следовательно, сохраняется высокий потенциал рынка ЕС для России, равно как и возможность поддерживать положительное сальдо в торговле с Евросоюзом». При этом необходимо учитывать, что Европа и в первую очередь ЕС является не только важнейшими потребителями, но и крупнейшими инвесторами, что ещё раз подтвердила последняя сделка между ТНК и British Petroleum: «Важнейшая сфера партнёрства с Евросоюзом – инвестиционное сотрудничество. ЕС является ведущим инвестором в российскую экономику. Несмотря на трудности и потери, вызванные событиями последних лет, европейские инвесторы не намерены уходить с российского рынка. По данным Госкомстата России, по состоянию на 1 июля 1998 года общий объём накопленных инвестиций европейских стран в экономику России составили около 21,3 млрд. долларов, или более 79% от всего объёма накопленных в Российской Федерации иностранных инвестиций. Прямые инвестиции, поступившие из европейских стран, составляют 5, 34 млрд. долларов, или 62% от общего объёма прямых инвестиций, накопленных в российской экономике… …Наибольшую активность европейские инвесторы проявляют в сфере добычи нефти и газа». Таким образом, можно говорить о тесном сотрудничестве российских и европейских компаний в области нефтяной промышленности, которая может стать основой для укрепления, в том числе и политического партнёрства и стать своеобразным катализатором интегративных тенденций.

 

2.2 Роль нефтяной  отрасли во внешней политике  России

 

В XX веке огромную важность во внешней политике приобрел учёт экономического могущества страны. С 70-х  гг. прошлого столетья начал проявляться  нефтяной фактор в международных  отношениях, появился новый термин – энергетическая дипломатия. В  СССР активно использовали нефть, как  фактор экономического давления: «Практически свободный доступ к наиболее эффективным, но дешевым советским энергоресурсам (вначале - к нефти, а затем и  к природному газу) по сути стал одним  из основных факторов развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ, формирования мировой социалистической системы в целом. Через экспорт  энергоресурсов, через строительство  десятков крупнейших объектов электроэнергетики  и нефтяной промышленности, через  другие аспекты энергетического  фактора СССР оказывал огромное влияние  на политику не только социалистических стран, но и многих других государств Азии, Африки и Латинской Америки (например, Алжира, Анголы, Египта, Индии, Ирака, Йемена, Ливии и др.), на мировую  энергетическую ситуацию в целом. В  свою очередь, внешнеэкономические  и внешнеполитические аспекты играли заметную роль в формировании всей государственной энергетической политики, неизменно учитывались при разработке пятилетних планов и долгосрочных программ развития ТЭК страны, а также генеральных  схем развития и размещения производительных сил и других предплановых документов. Особое внимание при этом уделялось  вопросам социалистической экономической  интеграции стран - членов СЭВ в решении  ими топливно-энергетической проблемы, долгосрочному планированию и прогнозированию  экспорта энергоресурсов и его 

экономической эффективности, влиянию внешнеэкономических связей и международной экономической  интеграции как на развитие собственно отраслей ТЭК, так и на региональную экономику в целом». На современном  этапе взаимодействие внешнеполитических ведомств России и нефтяной отрасли  не должны исчерпываться помощью  государства в развитии предприятий, нефтяная промышленность способна стать  весомым инструментом в решении  внешнеполитических задач: «Учитывая, что изменились возможности страны влиять на внешних партнеров (централизованные ресурсы государства стали минимальными), потребовалось создать новый  эффективный инструмент воздействия, соответствующий новым рыночным и изменившимся геополитическим  реалиям. И такой инструмент был  создан: это мощные интегрированные  компании, не уступающие ни в чем  зарубежным аналогам. В нефтяной промышленности уже к концу 1995 года было завершено формирование таких компаний, как "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз", "СИДАНКО", "Славнефть", "Коми-ТЭК", "ОНАКО", "Роснефть", и образованы новые - "Тюменская нефтяная компания", "Сибирская нефтяная компания" и др.» Таким образом, нефть способна стать важным фактором внешней политики России: «На новом витке развития России энергетический фактор может и обязан укрепить международное влияние страны, укрепить с большим политическим и экономическим эффектом посредством более жесткой, гибкой, продуманной политики и соответствующих ей механизмов. Однако последовательная внешняя энергетическая политика России до сих пор до конца не сформирована, в этой сфере преобладают импровизации. Этим успешно пользуются наши конкуренты, которые, как правило, хорошо организованы».

Анализируя настоящее  состояние российской дипломатии, можно  говорить о первых шагах по использованию  нефтяных возможностей России во внешней  политике. Можно говорить о значении энергетической дипломатии в укреплении связей со странами СНГ. Наряду с газом (цены на который зависят от цен  на жидкое углеводородное топливо), нефть  является важным фактором развития отношений  с Украиной и Белоруссией, их нефтяная зависимость от России делает их политику более предсказуемой по отношению  к нашей стране, и позволяет  Российской Федерации более эффективно влиять на них. Российские компании пытаются расширить своё участие в разработке месторождений нефтедобывающих  государств СНГ, кроме того, значительная часть нефти из данных государств транспортируется на рынки сбыта  через территорию России. Несмотря на попытки создать систему доставки топлива в обход России, отказаться от транзита нефти по территории РФ они пока не способны. Данный факт делает их зависимыми от позиции России и  даёт нашей стране дополнительные рычаги воздействия на них. Нефтяные инструменты  всё активнее задействуются на постсоветском  пространстве. После кризиса первой половины девяностых Россия строит отношения  со странами СНГ на началах рационализма и прагматизма, и в этих условиях нефтяной фактор приобретает особое значение в нашей внешней политике. Можно говорить о том, что сейчас инструменты нефтяного давления стали использоваться не только в  рамках Содружества: строительство  Балтийской трубопроводной системы  позволило России экспортировать нефть  в обход Прибалтики, что, безусловно, вызвало недовольство стран данного  региона, но с другой стороны избавило Россию от зависимости от политики Латвии и Литвы и придало дополнительный вес нашей позиции на переговорах  с данными странами.

На переговорах с США  и Россией, кроме подписания документов, по ставшим уже традиционными  темам борьбы с терроризмом и  сокращении стратегических наступательных потенциалов, всё чаще прослеживается тенденция на увеличение роли нефтяного  фактора. Взаимодействие в данной сфере  развивается стремительными темпами: в 2002 г. на встрече в Санкт –  Петербурге президентами РФ и США  была подписано Совместное заявление  о новом российско-американском энергетическом диалоге, а сейчас всё  активнее ставится вопрос о поставках  российской нефти в США: «Об этом говорили и министр торговли США  Дональд Эванс, и министр энергетики Спенсер Абрахам, и даже сам президент  Джордж Буш». Такое сотрудничество укрепляет наше стратегическое партнёрство  с США, особенно его экономическую  составляющую, даёт дополнительный импульс  развития нефтяной отрасли, позволяя диверсифицировать  поставки, и заставляет США учитывать  нашу позицию по международным вопросам, не только как мнение постоянного  члена Совета Безопасности ООН, страны, обладающей ядерным оружием, и участника  «большой восьмёрки», но и как одного из гарантов их энергетической безопасности. Регулярно поднимается вопрос энергетического  сотрудничества на переговорах с  представителями ЕС. Россия обеспечивает 32% потребления нефти в Европе, поэтому постоянный диалог с нашей  страной по данному вопросу для  ЕС крайне важен. Нефть – важнейший  элемент российского экспорта в  Европу, поэтому Россия имеет возможность  использовать свой энергетический потенциал  для укрепления связей с ЕС, большей  экономической интеграцией со странами Европы, обеспечения более эффективного решения политических вопросов. С  другой стороны, наблюдается зависимость  российских нефтепроизводителей от поставок в Европу, что снижает возможности России в данном регионе, поэтому требуется диверсификация потоков российского нефтяного экспорта.

На азиатском направлении  спрос на российскую нефть пока превышает  возможности российских компаний по обеспечению данного рынка топливом, требуется. Поставки российского углеводородного  сырья может принести не только очевидный  положительный эффект: расширение производства, рост капиталовложений со стороны иностранных  партнёров, диверсификация рынков сбыта  продукции, но и таит в себе не малые  опасности. Последние переговоры по строительству трубопровода в Восточной  Сибири показали, что не учёт интересов  одной из стран (Япония, Китай) при  выборе направления экспорта нефти  может привести к падению инвестиционной привлекательности России, снижению или, как минимум, не увеличению возможностей экономического взаимодействия, а также  возможным политическими действиями, направленными против интересов  России. Однако грамотная политика в данном регионе может привести к получению Россией ощутимых экономических выгод и укреплению позиций нашей страны на международной  арене. В общем, можно сказать, что  потенциал нефтяного фактора  в Азии российской дипломатией используется недостаточно эффективно, как и потенциал  российских нефтяных компаний, однако в последнее время ситуация начала меняться в позитивную сторону.

Первые шаги российских нефтяных компаний на рынке Латинской Америки, связанные с попытками покупки  нефтеперерабатывающих мощностей  в данном регионе, в будущем могут  привести к увеличению роли Латинской  Америке в российской внешней  политике и увеличению роли России в этом районе мира. Необходимо учитывать, что данный регион находится под  доминирующим влиянием США, которое  вряд ли кто-либо сможет оспаривать, но увеличение влияние России в этом регионе путём усиления участия  российских компаний в местной нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Однако это вопрос долгосрочной перспективы, требующий долгой работы в данном направлении и серьёзных капиталовложений.

Ещё одним аспектом внешней  политики России, связанным с нефтью, является взаимоотношения РФ с нефтедобывающими странами, в первую очередь со странами ОПЕК. Долгое время эти отношения  находились в замороженном состоянии  и грозили перерасти в конфронтацию, после начала роста российской нефтедобычи  во второй половине 90ых гг. Однако во время кризиса 2001 г. российскому правительству удалось договориться с ОПЕК и заставить отечественные компании снизить уровень добычи с целью поддержании цены на нефть. Таким образом, Россия доказала свою способность договариваться в кризисных ситуациях с ОПЕК, но уровень взаимодействия в обычной ситуации ещё недопустимо низок. И хотя в общем можно говорить о постепенном росте взаимопонимания, нельзя говорить о полностью согласованной позиции производителей, в отличие от позиции потребителей, которая заключается в снижении цен на нефть в долгосрочной перспективе и снижении зависимости от стран экспортёров. Отсутствие единой точки зрения снижает возможности производителей по манипуляции рынком и уменьшает возможности эффективно использовать нефтяную составляющую энергетической дипломатии, что негативно сказывается, в том числе и на внешней политике России.

3. Практические  аспекты рассмотрения внешнеэкономической  деятельности нефтяных предприятий

 

В 2005 г. производство нефти  в России составило примерно 300 млн. т, в 2006 г. оно достигло почти 400 млн. т. Около 3/4 российских нефтяных запасов  расположены в Западной Сибири. Достаточно большие запасы обнаружены на севере Европейской части России. Крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК, «Лукойл», ЮКОС, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - располагают запасами нефти почти в 13 млрд. т.

 

Таблица 1 - Мировые запасы нефти, ее производство и потребление  в международных сопоставлениях (в % к мировым)

 

Запасы

Производство

Потребление

Россия

5

10

4

США

3

10

26

Китай

2

1

7

EU15

1

4

18

EU25

1

4

20

Ближний Восток

65

30

6

Северная и Латинская  Америка

15

28

37

ОЭСР

8

28

62

ОПЕК

78

41

н.д.

Источники: BP Statistical Review of World Energy. L., 2006, расчеты - К. Лиухто


 

Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая  часть добычи фактически находится  в руках 10 вертикально интегрированных  компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России. Две самые крупные компании – «Лукойл» и ЮКОС производят около 40% нефти (см. табл. 2).

Некоторые иностранные нефтяные корпорации также начали свою дятельность на российском рынке. В 2006 году суммарный объем производства иностранных компаний достигал 6-7% российского. Прямые иностранные инвестиции в топливно-энергетический сектор российской экономики составляли около 10% их общей суммы. Главные зарубежные игроки в российском нефтяном бизнесе (в алфавитном порядке) – Agip, British Petroleum, British Gas, ChevronTexaco, Conoco, ExxonMobil, Neste Oy, Nirsk Hidro, McDermott, Mitsubishi, Mitsui, RD Shell, Statoil и TotalFinaElf45.

 

Таблица 2 - Нефтяные запасы ведущих российских компаний (по состоянию  на 2006 г.)46

Компания

Запасы нефти, млн. т

Доля государственной/ региональной собственности, %

"ЛУКойл"

3344

14 (сейчас 8)

ЮКОСв

2607

0

"Сургутнефтегаз"

1504

1

ТНК

3707

0

"Татнефть"

841

33 (Татарстан)

"Сибнефть"

753

0

"Роснефть"

1573

100

"Башнефть"

365

65 (Башкортостан)

"Славнефть"

286

75 (сейчас 0)

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность нефтяных предприятий