Внешнеэкономическая деятельность нефтяных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:36, реферат

Описание работы

Основная цель данной работы – проанализировать роль нефтяного фактора во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи: оценить современное состояние мирового нефтяного рынка и роль России на данном рынке, проанализировать роль нефтяного фактора для экономики страны, рассмотреть степень учёта интересов нефтяных компании в реализации внешней политики, а также оценить реальную и потенциальную возможность использования нефти, как инструмента внешней политики России.

Содержание работы

Введение
1. Обзор современного состояния нефтяной отрасли, её роль в современном мире и место нефти в экономике России
1.1 Роль нефти в мировой экономике
1.2 Роль нефтяной отрасли в экономике России
2. Возможности российской нефтяной промышленности на мировом рынке и степень участия государства в продвижении отечественной нефти на международной арене
2.1 Роль внешней политики государства в развитии нефтяной отрасли
2.2 Роль нефтяной отрасли во внешней политике России
3. Практические аспекты рассмотрения внешнеэкономической деятельности нефтяных предприятий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность нефтяных предприятий.docx

— 66.58 Кб (Скачать файл)

2) Менее жестко регулировать  цены внутри страны, поддерживая  их несколько ниже мирового  уровня. Экспорт же нефти за  рубеж вести только по мировым  ценам.

3) Частично восстановить  централизованное управление отраслью, вытекающее из самой структуры  нефтяной промышленности и имеющее  много положительных моментов (рациональная  система нефтепроводов). Это, однако, не означает полного возврата  к старой модели управления.

4) Сохранение единого  экономического пространства - условия  выживания топливно-энергетического  комплекса.

5) Найти четкую и продуманную  программу инвестиций в нефтяную  промышленность.

6) Организовать единый  Российский банк нефти и газа, государственная внешнеторговая  фирма, включающая представителей  предприятий, добывающих, перерабатывающих  и транспортирующих нефть и  газ. Это позволит приостановить  хаотичные бартерные сделки, подрывающие  интересы государства.

7) Создать необходимую  систему нормативных актов, обеспечивающую  твердую законодательную базу  для работы с иностранными  компаниями по совместной разработке  наиболее сложных месторождений.

8) Стабилизировать объемы  геологоразведочных работ с целью  восполнения запасов нефти и  газа.

Реализация предлагаемых мер в комплексе с другими  означала бы приостановку инфляции и  укрепление курса рубля (например, стоимость  сельскохозяйственной продукции на 40% определяется ценой горюче-смазочных  материалов)

Появился бы интерес к  приобретению нефтеперерабатывающего оборудования. Стимул к развитию получила бы не только нефтяная промышленность, но и машиностроительные предприятия, нефтехимическая, химическая, металлургическая и другие отрасли.

Таким образом, положение  в нефтяной промышленности достаточно сложное, но выход существует - реформирование отрасли. После чего она, конечно, не станет "локомотивом", который  потянет всю экономику, однако сможет внести весьма значительный вклад в  возрождение России.

В первой половине 90ых гг. XX века наша страна пережила немало трудностей, которые затронули все области жизни, экономики, политики России, в том числе и нефтяную отрасль. Её пришлось пройти болезненный процесс восстановления и реорганизации, который не завершился до сих пор. Потребовались новые инструменты и методы. Однако в условиях глобализирующегося мира нет времени на блуждания и поиски. Нефтяная промышленность призвана была стать фундаментом российской экономики, стать одним из основных товаров страны на внешнем рынке. В условиях, когда энергоресурсы становятся всё более важным товаром, российским нефтяным компаниям пришлось войти в полосу жёсткой конкуренции.

На сегодняшний день стало  ясно, что нефтяная отрасль способна стать «локомотивом» дальнейшего  развития страны. Однако нефтяные компании нуждаются в поддержке государства  в продвижении на внешние рынки, тем более, что большая часть  транспортной сети принадлежит государству. Кроме того, российским компаниям  стратегические капиталовложения для  поддержания и увеличения уровня добычи. Внутри страны возможности  для таких инвестиций ограничены, поэтому требуется активизация  диалога по данному вопросу с  иностранными партнёрами, которая невозможна без участия государства. В данных аспектах Россия ещё недостаточно активна, но в последнее время ситуация начинает меняться: многие эксперты считают, что поворотным моментом может стать  опыт инвестирования 6,75 млрд. долларов компанией British Petroleum в ТНК. Всё же нельзя не заметить, что политика правительства  в данном направлении несколько  хаотична.

Необходимо отметить, что  уже сегодня нефтяная отрасль  России способна стать важным элементом  обеспечения национальной безопасности страны как на внутренней, так и  на международной арене. России необходимо использовать свои уникальные сырьевые возможности и, прежде всего, нефть  для решения внешнеполитических задач. Первые шаги в этом направлении  уже совершаются. Нашим партнёрам  по СНГ приходится учитывать фактор нефтяной зависимости от России и  уникальные транзитные возможности, позволяющие  ей во многом контролировать доступ нефти  из Средней Азии и Казахстана к  потребителям. Европейский нефтяной рынок на треть зависит от России, поэтому европейским государствам также приходится учитывать топливный  фактор в политике России. Однако ЕС является основным источником инвестиций для российской экономики, поэтому  наблюдается своеобразная взаимозависимость, которая уменьшает значение нефтяного  фактора в политике России в это  регионе. Россия только ещё выходит  на рынки США и Азии, поэтому  говорить об использовании нефтяного  фактора во внешней политике страны в этих районах мира пока преждевременно. В общем, можно сказать, что потенциал  нефтяного фактора во внешней  политике России используется далеко не на сто процентов. Говоря о тенденциях на будущее, необходимо отметить, что  в последнее время наблюдается  рост экспорта нефти и, одновременно увеличение роли нефтяного фактора  во внешней политике страны.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Глазьев С.Ю. Нефтяная рента: плюсы и минусы опыта Аляски//Налоги в гражданском обществе. – СПб, 2003.
  2. Деловые люди" №2 за февраль 1995 г.
  3. Иванов И.С. Внешняя политика России в эпоху глобализации. Статьи и выступления. М. 2002г.
  4. Иванов И.С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. М. 2002 г.
  5. Итоги. 2003 г. №3
  6. Кокурин Д., Мелкумов Г. Участники мирового рынка нефти//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9.
  7. Коммерсантъ Власть. 2003 г. №8
  8. Крюков В.А. Зачем нужна России национальная нефтяная компания // ЭКО. 1999 г. № 4
  9. Ладошкин А.И. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук, Методология оценки инвестиционных проектов (на примере предприятий нефтегазодобывающего комплекса). Нижний Новгород
  10. Лиухто К. Российская нефть: производство и экспорт//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9.
  11. Макроэкономическое значение нефтегазового комплекса в экономике России, монография, под. ред. Кокотчиковой Е.Н. М., ГАНГ, 1996г.
  12. Международная жизнь. 2001 г. №1
  13. Международная жизнь. 2001 г. №5
  14. Неверов В. Перспективы нефтяной промышленности Западной Сибири // Деловой мир . 1993. 22 мая.
  15. Нефть и газ в зеркале планеты // Деловой мир. 1994. 1-7 августа.
  16. Нефть и капитал, №9, 10 за 1998г.
  17. Рачков Б. Эта коварная "нефтяная игла"// Экономика и жизнь. 1998 г. № 34
  18. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. М. 2001г.
  19. Смирнов А.С. Проблемы нефтянях компаний России // Независимая газета. 1997 г. 25 февр.

 


Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность нефтяных предприятий