Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 00:20, контрольная работа
Актуальность темы в том что, укрепление внешнеэкономических и внешнеполитических связей России с другими странами важнейшая часть стратегии развития страны в XXI веке. В условия политической давки со стороны США. Это связано с тем, что ускоряющаяся процесс глобализация во всех сферах жизни обуславливает принципиальную невозможность изоляционистского пути развития и для небольших стран, и для таких гигантов, как Россия. Особенно важно укрепление международного экономического сотрудничества для нашей страны, как отстающей на пути перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый университет)
Кафедра «Макроэкономическое регулирование»
Социально-экономическое развитие современной России
Тема 9. Внешнеэкономические связи современной России в условиях смены внешнеполитических приоритетов
Группа 13БЭБ
УФА 2014
Содержание.
Введение
1. Роль и место внешнеэкономических связей в стратегии социально-экономического развития современной России.
Современное состояние внешнеэкономических связей РФ со странами ближнего (СНГ) и дальнего зарубежья. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России в средне- и долгосрочной перспективе.
2.Новая парадигма дальнейшего развития внешнеэкономических связей РФ в связи с переходом страны от энерго-сырьевой к инновационной модели экономического развития и смены внешнеполитических приоритетов страны. Пути повышения международной конкурентоспособности экономики России в ХХI веке.
3.Современное состояние и проблемы развития российской внешней торговли. Тенденции развития экспортно-импортных связей России на на важнейших мировых товарных рынках.
Внешнеторговая
политика РФ. Регулирование деятельности
хозяйствующих субъектов при
осуществлении ими
Государственная политика стимулирования экспорта и развития импортозамещения в стране. Политика протекционизма в создании на территории страны свободных экономических зон (СЭЗ).
4. Государственная таможенная политика. Современная таможенная политика России и минимизация вмешательства таможенных органов во внешнеторговые процессы, приоритетный учет интересов потребителя.
Современное состояние миграции капитала в России (его экспорт, импорт). Прямые иностранные инвестиции в современной российской экономике и политика государства по созданию в стране благоприятного инвестиционного климата.
Современное состояние и государственное регулирование процессов международной миграции рабочей силы и высококвалифицированных специалистов в РФ.
5. Современный этап развития межгосударственных интеграционных связей России. Перспективы усиления и укрепления экономических связей РФ со странами ближнего зарубежья. Политика государства по регулированию интеграционных взаимодействий России на постсоветском экономическом пространстве (СНГ, Союзное государство Беларусь-Россия, ЕврАзЭС, Таможенный и Экономический союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации).
Перспективы формирования единого экономического пространства ЕвАзЭС и проведения единой социально-экономической политики государствами-участниками.
Введение.
Укрепление внешнеэкономических и внешнеполитических связей России с другими странами важнейшая часть стратегии развития страны в XXI веке. В условия политической давки со стороны США. Это связано с тем, что ускоряющаяся процесс глобализация во всех сферах жизни обуславливает принципиальную невозможность изоляционистского пути развития и для небольших стран, и для таких гигантов, как Россия. Особенно важно укрепление международного экономического сотрудничества для нашей страны, как отстающей на пути перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике. Такие страны нуждаются в первоначальном толчке, который в дальнейшем позволит при высоких темпах роста в обозримое время догнать высокоразвитые страны по уровню жизни населения и макроэкономическим показателям. Таким толчком могут послужить инвестиции в российскую экономику со стороны наиболее успешно развивающихся стран мира.
Целью настоящей работы является основы изучения внешнего рынка. Важность этой задачи нередко отрицается: предлагается выход на рынок «дальнего зарубежья», т.е. экономически развитых стран. Последний, однако, представляет собой сбалансированную систему, проникновение в которую значительной дополнительной массы товаров или солидных капиталов нарушает сложившееся равновесие, вызывает диспропорции, усугубляет и без того жесткие конкурентные условия, в которых работают западные предприниматели. В силу изложенных обстоятельств со странами развитой рыночной экономики пока в лучшем случае можно заключать контракты на поставку сырья, энергоресурсов, металлов и полуфабрикатов, что подчас и происходит, но далеко не решает проблемы сбыта товаров, произведенных в странах СНГ. Поэтому для последних единственно перспективным решением является восстановление взаимных экономических связей, отношений между предприятиями и регионами для удовлетворения спроса прежде всего на собственном рынке (что, конечно, не исключает выхода за его пределы, когда он рационален).
1. Роль и место внешнеэкономических связей в стратегии социально-экономического развития современной России.
«Внешняя торговля Российской Федерации услугами»1
Основные изменения в балансе услуг в соответствии шестым изданием «Руководства МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» (РПБ6) и «Руководством по статистике международной торговли услугами, 2010 год» ООН (РСМТУ-2010) по сравнению с методологией предыдущих (пятого) издания РПБ5.
— включены услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам, и услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров, ранее учитываемые в статье платежного баланса «товары»;
— почтовые и курьерские услуги отнесены к категории «транспортных услуг»;
— в составе строительства выделены «строительство за рубежом» и «строительство в России», а также добавлены товары, приобретаемые строительными предприятиями в стране осуществления строительных работ;
— в финансовые услуги включены услуги по финансовому посредничеству, измеряемые косвенным образом, оцененные с использованием метода справочной процентной ставки;
— название категории «роялти и лицензионные платежи» заменено на «плату за пользование интеллектуальной собственностью», уточнено ее содержание и отличие от компьютерных и аудиовизуальных услуг (в плане учета различных видов лицензий на интеллектуальную собственность);
— введена группа,
объединяющая телекоммуникацион
— в категорию «услуги в области научных исследований и разработок» включена покупка (продажа) результатов НИОКР, ранее учитываемая по счету операций с капиталом платежного баланса;
— перегруппированы отдельные компоненты категории «прочие деловые услуги».
Кроме того, подход к определению стоимости страховых услуг в РПБ6 применяется в практике составления платежного баланса Российской Федерации, начиная с итогов за 2009 год.
Итоги внешней торговли со странами дальнего зарубежья.2
Товарооборот Центрального федерального округа со странами ДЗ(Дальнего Запада)за январь-сентябрь 2014 года составил почти 286 млрд. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличился на 2,2 %.Оборот внешней торговли со странами ДЗ в 15 раз превышает оборот со странами СНГ. Доля этой группы стран во внешнеторговом обороте немного увеличилась по сравнению с январём-сентябрём 2013 года (93,7 % против 92,8 %).
Экспорт в страны дальнего зарубежья возрос на 8,8 % и достиг 169,3 млрд. долларов США. Импорт из стран ДЗ составил 116,7 млрд. долларов США и по отношению к сопоставимому периоду 2013 года уменьшился на 6,2 %.
Импорт из стран ДЗ более чем в 19 раз превысил объем ввоза из стран СНГ. Для сравнения: в январе-сентябре 2013 года превышение импорта из стран дальнего зарубежья по отношению к поставкам из государств СНГ составляло 15 раз.
По итогам истекшего периода внешняя торговля со странами дальнего зарубежья характеризуется положительным сальдо – 52,6 млрд. долларов США.
По отношению к январю-сентябрю 2013 года сальдо внешнеторгового баланса с этой группой стран увеличилось в 1,7 раза или на 21,4 млрд. долларов США.
Итоги внешней торговли со странами СНГ.3
Объем внешней торговли со странами СНГ (без учёта данных о внешней торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) за январь-сентябрь 2014 года составил 19,1 млрд. долларов США, что на 12,2 % ниже сопоставимого периода 2013 года, в том числе экспорт – 13,0 млрд. долларов США (снижение на 3,2 %), импорт – 6,1 млрд. долларов США (снижение на 26,7 %).
Снижение экспорта произошло в основном за счёт сокращения поставок российских товаров в Украину на 502,6 млн. долларов США или на 4,9 %. Кроме этого, на 204,3 млн. долл. США снизились поставки в Киргизию (на 34,6 %), Азербайджан – на 13,7 млн. долл. США (на 2,2 %), Таджикистан – на 12,5 млн. долл. США (на 6,9 %).
Импорт сократился из всех государств, входящих в СНГ, особенно из Украины (на 28,0 % или 2,0 млрд. долларов США), Узбекистана (на 19,9 % или 112,4 млн. долл. США), Азербайджана (на 41,8 % или на 31,0 млн. долларов США).
Сальдо торгового
баланса сложилось положительное и составило
6,9
млрд. долларов США, что выше аналогичного
показателя 2013 года на 35,0 % или на 1,8 млрд.
долларов США.
Достижение поставленных целей предусматривает реализацию следующих региональных и страновых приоритетов внешнеэкономической политики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе Содружество независимых государств
Экономическое сотрудничество с государствами - членами Содружества Независимых Государств (на двустороннем уровне и в многостороннем формате) относится к приоритетным сферам внешнеэкономической политики России.
В своих отношениях с государствами - членами Содружества Независимых Государств Россия и далее будет делать ставку на развитие позитивных, ориентированных на перспективу отношений стратегического партнерства. Практическое взаимодействие с каждым из государств будет строиться с учетом степени их заинтересованности в сотрудничестве, реальной готовности учитывать интересы Российской Федерации. Развитие равноправных взаимоотношений будет происходить на принципах рыночной экономики с учетом необходимости укрепления объективных предпосылок для продвижения современных форм интеграции. предстоящий период будет продолжена работа по следующим направлениям: реализация экономического потенциала Содружества Независимых Государств как региональной организации; создание ewэкономических условий для эффективного строительства Союзного государства; дальнейшее укрепление Евразийского экономического сообщества как ядра экономической интеграции, создание таможенного союза и Единого экономического пространства в формате "тройки" (Белоруссия, Казахстан и Россия) с подключением к этой работе других государств по мере их готовности; развитие торгово-экономического сотрудничества на двусторонней основе.
Страны дальнего зарубежья
Значение торгово-экономических отношений с Китаем и Индией будет определяться не только их потенциалом для развития внешней торговли России в целом, но и особой растущей геополитической ролью этих государств в мире. Масштабная реструктуризация их национальных экономик и модернизация имеющейся промышленной базы, подкрепленная растущими финансовыми ресурсами, позволяет российским компаниям претендовать на участие в крупнейших проектах в энергетике, металлургии, машиностроении и наращивать продажи российской наукоемкой продукции в этих государствах.
В этой связи Россия стоит
перед необходимостью создания
адекватного экспортного
Развитие внешнеэкономических связей с Китаем как одним из лидеров мирового экономического роста будет осуществляться на сбалансированной основе по следующим приоритетным направлениям:
продвижение российской машинотехнической продукции на рынок Китая с акцентом на участии российских компаний в модернизации промышленной базы и транспортной инфраструктуры страны, развитии китайской энергетики, в том числе ядерной, и электроэнергетических сетей;
расширение экспорта зерна, молочной продукции и других сельскохозяйственных товаров;
устранение барьеров в доступе на китайский рынок российской продукции металлургической и химической промышленности, товаров и услуг телекоммуникационного сектора;
расширение инвестиционного сотрудничества в развитии инфраструктуры приграничных территорий, транспортных и дистрибьюторских сетей, в области производства и хранения продукции аграрного сектора, разработке природных ресурсов, создании на территории России производства по глубокой переработке древесины, предприятий по рыбопереработке, пищевой промышленности и др.;
углубление сотрудничества в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и образования;
усиление противодействия теневой экономике и нарушениям прав интеллектуальной собственности.
В настоящее время Индия усиливает присутствие на международных рынках, прежде всего в отраслях, связанных с био- и информационными технологиями. В долгосрочной перспективе основными направлениями сотрудничества с этой страной будут:
укрепление позиций России на индийском рынке в качестве экспортера машинотехнической продукции, черных и цветных металлов, а также спецтехники;
углубление инвестиционного сотрудничества российских и индийских компаний в нефтяной и газовой отраслях, фармацевтике;