Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа
Так же одной из немаловажных причин выбора данной темы является моя личная заинтересованной и как будущего экономиста, и как потребителя. В следствии всего этого, мне захотелось заняться более глубоким и подробным анализом этой темы, на основе теоретического материала и практической части.
Целью моей курсовой работы является выявление целей вступления России в ВТО. Проанализировать аргументы «за» вступление в ВТО и «против» , по состоянию экономики на 2010 год по материалам практической части.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава І :
Внешняя и международная торговая политика………………………………....4
§1.Внешнеторговая политика …………………………………………………....4
1. Цели и основные понятия ……………………………………………………..4
1.1 Политика свободной торговли и политика протекционизма………………5
2. Таможенные тарифы и таможенные пошлины……………………………….7
3. Нетарифные барьеры …………………………………………………………12
3.1. Квоты и лицензии…………………………………………………………...13
§2. Международная ( мировая ) торговля……………………………………...15
импорт
экспорт
торговый оборот
торговое сальдо
экспортная квота
импортная квота
Глава ІІ:
Статья: «Вступление России в ВТО»…………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………..25
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему:
«Всемирная торговая организация»
Москва 2010
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава І :
Внешняя и международная торговая политика………………………………....4
§1.Внешнеторговая политика …………………………………………………....4
1. Цели и основные
понятия ……………………………………………………..
1.1 Политика свободной
торговли и политика
2. Таможенные тарифы
и таможенные пошлины…………………………
3. Нетарифные барьеры …………………………………………………………12
3.1. Квоты и лицензии……………………………………
§2. Международная ( мировая ) торговля……………………………………...15
Глава ІІ:
Статья: «Вступление России в ВТО»…………………………………………..16
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..25
Введение
« Свобода торговли состоит в предоставлении
Генри Джордж
Тема моей курсовой работы:«Всемирная Торговая Организация.». Данную тему я выбрала потому, что, в первую очередь, считаю её актуальной. При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.
Так же одной из немаловажных причин выбора данной темы является моя личная заинтересованной и как будущего экономиста, и как потребителя. В следствии всего этого, мне захотелось заняться более глубоким и подробным анализом этой темы, на основе теоретического материала и практической части.
Целью моей курсовой работы является выявление целей вступления России в ВТО. Проанализировать аргументы «за» вступление в ВТО и «против» , по состоянию экономики на 2010 год по материалам практической части.
Глава І :
Внешняя и международная торговая политика
§1.Внешнеторговая политика
Разные страны занимают в мировой экономике в целом и по отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т. е. проводит определенную политику в данной сфере. Существуют две основные разновидности политики в области международной торговли:
1. Цели и основные понятия
Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства па тортовые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:
Некоторые цели имеют долговременный характер, например, изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например, изменение объема экспорта или импорта.
Существует два основных направления внешнеторговой политики:
1.1 Политика свободной торговли и политика протекционизма
Политика свободной торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.
Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.
Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
Протекционизм (protectionism) — политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою п формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.
Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. И аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.
В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.
В чистом виде автаркическая политика предполагает, что любой импорт должен быть заменен на отечественную продукцию. Но не всегда стремление отдельных стран к замещению импорта отечественной продукцией можно охарактеризовать как автаркическую политику. Например, если менее развитые страны развивают собственное промышленное производство для замены импорта, которое на начальном этапе невыгодно, то это представляется автаркической политикой в чистом виде. Однако это верно лишь в статическом состоянии. Статический подход не позволяет объективно оцепить происходящие процессы, поскольку в этом случае любое стремление отойти от уже сформировавшегося международного разделения труда следовало бы оценивать как автаркическую политику. Оценка данного процесса в динамике позволяет предположить, что развитие импортозамещающего производства может привести к повышению эффективности в будущем.
Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но и отношении различной продукции.
Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.
Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.
Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.
Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.
К инструментам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифы и нетарифные барьеры.[1]
2. Таможенные тарифы и таможенные пошлины
Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.
Таможенный тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог па импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
Введение импортных таможенных пошлин, с одной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой — защите национальных товаропроизводителей. Степень защиты (протекции) различна по различным товарам. К тому же она не всегда так очевидна, поскольку большинство товаров производится с использованием сырья и полуфабрикатов, на которые также могут устанавливаться пошлины. В этой связи необходимо рассмотреть фактический уровень протекции (effective rate of protection).
Предположим, что цепа костюма на внутреннем рынке при свободной торговле составляет 150 дол., из которых 100 дол. — стоимость ткани, а 50 дол. — добавленная стоимость. Допустим, что правительство устанавливает импортную таможенную пошлину на костюмы в размере 20%. Цена на костюмы повышается на 30 дол. и составляет 180 дол. Добавленная стоимость для внутренних производителей возрастет с 50 до 80 дол. В результате возрастут доходы и будет стимулироваться дальнейшее национальное производство костюмов. Добавленная стоимость иностранных производителей останется на прежнем уровне.
Фактический уровень протекции определяется по следующей формуле:
где Д — внутренняя добавленная стоимость при свободной торговле;
д — внутренняя добавленная стоимость после введения импортной пошлины.
В нашем примере Ф = 60%. Далее предположим, что правительство вводит вторую пошлину — на ткань, величина которой составляет 10%. В этом случае за счет увеличения цены ткани внутренняя добавленная стоимость производителей костюмов составит уже 70 дол., а фактический уровень протекции — 40%.
Следовательно,
на степень защиты одной
Таможенные пошлины классифицируются по следующим критериям.
/. Направление движения товара
В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины. Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже применяются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Очень редко применяются транзитные пошлины.