Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 20:47, курсовая работа
Таким образом, под организационной структурой фирмы понимается её организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и её подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Методологические основы организационных структур…………………….6
1.1 Понятие организационной структуры……………………………….…..6
1.2 Факторы, влияющие на управленческую структуру…………………….9
1.3 Виды организационных структур………………………………………..13
2. Построение и выбор организационных структур…………………………18
2.1 Принципы построения организационных структур управления……..18
2.2 Корректировка организационных структур……………………………22
2.3 Выбор организационных структур……………………………………..24
Заключение………………………………………...………………………………28
Глоссарий……………………………………….…………………………………31
Список использованных источников………………
Рост масштаба деятельности. В условиях стабильных производственных процессов и сбыте при продолжительном увеличении размера предприятия появляется необходимость к росту масштаба деятельности. И можно приспособиться к небольшим изменениям в структуре, но если основная структура остаётся без изменений, то от этого ухудшается функционирование предприятия.
Увеличение разнообразия. Расширение номенклатуры выпускаемой продукции или услуг, выход на разнообразные рынки дополнительное освоение новых производственных процессов вносят совершенно новые моменты в организацию, вплоть до структурных изменений предприятия.
Объединение хозяйствующих субъектов. Слияние нескольких предприятий обязательно вносит некоторые изменения в организационную структуру. Проблемы совпадения функций, излишнего персонала, путаница в распределении прав и ответственности требуют немедленного решения, следовательно, следует ожидать крупных структурных перемен.
Изменение технологии управления. Научные достижения в области управления начинают оказывать всё большее влияние на организационные структуры и процессы (прогрессивные методы обработки информации). Появляются новые должности, изменяются процессы принятия решений. Некоторые отрасли - производство массовой продукции, некоторые финансовые учреждения - в действительности изменились коренным образом благодаря успехам в области технологии управления.
Влияние технологии производственных процессов. Быстрое развитие отраслевых исследований, рост научных учреждений, повсеместное распространение управления проектами, растущая популярность матричных организаций - всё это свидетельствует о распространении влияния точных наук на промышленные организации.
Внешняя экономическая обстановка. Большинство промышленных предприятий находится в постоянно изменяющемся экономическом окружении. Некоторые изменения совершаются резко, из-за чего нормальное функционирование предприятия внезапно становится неудовлетворительным. Другие изменения, которые происходят медленнее и имеют более фундаментальный характер, вынуждают предприятия переключаться на другие сферы деятельности, а значит, появляется новая организационная структура.
Каждое из отмеченных обстоятельств, приводит к изменениям структуры и может указывать на необходимость пересмотра главной стратегии предприятия.[7]
2.3 Выбор организационных структур
Выбор организационной структуры управления Современная теория и практика менеджмента считает, что структура организации должна, прежде всего, обеспечить реализацию ее стратегии. Вместе с изменением стратегии возникает необходимость в изменении организационных структур. Категория «структура» отображает строение и внутреннюю форму системы и означает относительно устойчивые связи, которые существуют между элементами организации. Связь элементов в структуре подчинена диалектике взаимоотношений части и целого. Наличие структуры – неотъемлемый атрибут всех реально существующих систем, так как именно структура придает им целостности, оказывает содействие сохранению устойчивого состояния системы.
Основными элементами организационной структуры управления являются:
1. Состав и структура функций управления;
2. Численность работников для реализации каждой управленческой функции;
3. Профессионально-
4. Состав самостоятельных структурных подразделений;
5. Количество уровней управления и распределение работников между ними;
6. Информационные связи.
Основными принципами формирования организационных структур управления есть:
единство цели, первичность функций и вторичность структуры;
простота организационной структуры, единство руководства, оптимальные нормы управляемости, принцип обратной связи и др.
Организационная структура оказывает непосредственное влияние на выбор варианта модели контроллинга, поскольку сбор информации относительно эффективности деятельности осуществляется не только в масштабах предприятия в целом, но и разрезе его структурных подразделений. Выбор организационной структуры управления предприятием диктуется в значительной степени стратегическим мышлениям менеджеров, а не только проблемами настоящего. Контроллинг отслеживает результативность видов деятельности, рынков сбыта, процессов снабжения, производства, а также определяет влияние на финансовые результаты внешних и внутренних факторов развития предприятия. Важной задачей контроллинга есть сбор данных в разрезе отдельных видов операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, а также по центрам затрат, центрам прибыли. Выделение центров затрат и центров прибыли базируется на организационных структурах, которые уточняются на каждом этапе развития предприятия с учетом его стратегических планов.
Любая, даже самая совершенная структура управления обречена на изменения и дальнейшее совершенствование. Чем раньше органы управления определят необходимость этих перемен, тем эффективнее будет процесс управления, тем меньше будет угроза стагнации, регресса системы. Причина неизбежности новых организационных отношений и соответствующих структур управления кроется в постоянном развитии и перераспределении функций между элементами системы управления, моральном старении структуры и в таком мощном катализаторе социальных, экономических и управленческих изменений, как научно-технический прогресс (замена оборудования, освоение новых изделий и технологий). Однако большинство структурных преобразований встречает сопротивление со стороны персонала, и эти преобразования будут иметь высокие шансы на успех, если самое активное участие в них будут принимать высшие руководители организации. Важно, чтобы необходимость структурных преобразований была ясна всем и каждое нововведение было бы должным образом аргументировано.
Опыт передовых предприятии России и успешно работающих, зарубежных фирм показывает, что наметилась стойкая тенденция замены чисто инженерного, узкофункционального труда более творческим, разнообразным, требующим самостоятельных управленческих решений. Все шире вовлекаются в процесс управления низовые структурные звенья, более высокие иерархические уровни концентрируются на решении наиболее сложных, стратегических задач. Эти изменения в содержании управленческого труда требуют упрощения сложных иерархических структур.
В настоящее время экономика страны поражена новым вирусом стойкого "ведомственного синдрома": неоднократно осужденная структура ведомственно-административного управления продолжает существовать и присваивать право собственника средств производства в завуалированном виде — то в форме госзаказа под маркой целевых федеральных или региональных программ, то в акционерной форме. Этот зловредный и опасный вирус может быть уничтожен только одним антибиотиком — созданием единого правового пространства для всех структур власти России. [8]
Создание организационной структуры — это намного более сложная задача, чем может показаться на первый взгляд.
Организация, как вид деятельности, состоит в распределении задач, функций, полномочий, ответственности, ресурсов и правил взаимодействия между структурными единицами - сотрудниками или подразделениями.
То есть, когда организуем, какую либо деятельность, создаем структуру, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения определенных целей.
И выбор такой структуры непосредственно влияет на эффективность выполняемой деятельности. Обычно при выборе организационной структуры руководство компании должно принять пять основных сложных решений, которые в значительной мере влияют на эффективность компании. Эти решения относятся к выбору определяющих параметров организационной структуры.
Определяющие параметры организационной структуры
1. Разделение труда
2. Выбор способа деления на подразделения (выбор типа структуры)
3. Норма управляемости (количество подчиненных на менеджера)
4. Глубина делегирования полномочий (степень децентрализации)
5. Координационный механизм.
Сложность принятия этих 5 решений состоит в том, что необходимо найти наиболее оптимальное значение параметров.
Каждый параметр имеет предельные противоположные друг другу значения. Например, полная централизация власти представляет собой авторитарное управление, а полная децентрализация власти представляет собой либеральное управление, граничащее с «анархией». Понятно, что крайние значения не приемлемы при средних условиях. Таким образом, при выборе значения этого параметра необходимо найти оптимальное значение, которое обеспечит наибольшую эффективность конкретной компании и в конкретных условиях.
То есть не существует идеальной для всех универсальной организационной структуры. Более того, в меняющейся обстановке грамотный руководитель по необходимости может изменять этот параметр (другие изменять сложнее). Например, в критических ситуациях предпочтительней авторитарное управление, потому что кто-то должен взять на себя ответственность и принимать оперативные решения.
Разделение труда сыграло огромную позитивную роль в развитии человечества. Оно привело к увеличению производительности и научно-техническому прогрессу. Для компании разделение труда означает повышение уровня специализации и, как следствие, повышение профессионализма.
Но в то же время излишнее разделение труда приводит к индивидуализации работников и ограничению социальных связей, усложнению координации работы отдельных структурных единиц, потере творческой составляющей (монотонная однородная работа!) и, как следствие, к потере мотивации.
Норма управляемости представляет собой количество подчиненных на одного начальника. Высокая норма управляемости хороша тем, что обеспечивает меньшие затраты на оплату дорогого управленческого персонала, а снижение этого параметра повышает эффективность управления. Выбор оптимального значения зависит от характера работ, выполняемых подчиненными (сложный или простой, у всех одинаковый или отличающийся, творческий или монотонный, в едином пространстве или с большим географическим разбросом).
Децентрализация власти уменьшает количество уровней в иерархии, дает больше полномочий менеджерам всех уровней, повышает гибкость и адаптивность, равномерно распределяет ответственность между работниками. В то же время децентрализация повышает издержки на координацию, увеличивает вероятность ошибок (соответственно убытков), а равномерное распределение ответственности между людьми может привести вообще к состоянию "безответственности" на некоторых участках производства.
Таким образом, задача по построению организационной структуры имеет много переменных, что усложняет поиск оптимального решения.
Существует всего несколько основных типов организационных структур:
1. функциональная,
2. дивизиональная,
3. комбинированная
4. матричная.
И выбор из этого ограниченного набора не так прост. Функциональная структура дешевле и более подконтрольна. Дивизиональная структура более гибкая, адаптивная, но при этом менее подконтрольная и более затратная.
Огромная роль организационной структуры в жизни любого предприятия позволяет рассматривать реструктуризацию, как один из наиболее эффективных методов выхода из кризиса, а так же приспособления к новым рыночным условиям. Ведь это так необходимо сейчас российским предприятиям, особенно крупным.[9]
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Интеграция | это возможность скоординированных действий множества людей Сфера контроля – это важный аспект организационной структуры. |
2 | Метод аналогий | состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации. |
3 | Метод организационного моделирования | представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. |
4 | Метод структуризации целей | предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки. |
5 | Структура организации | это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации |
6 | Структура организации | это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации |
7 | Структурное подразделение аппарата управления | это административно-обособленная его часть, которая выполняет одну, несколько или множество функций управления. |
8 | Структурное подразделение аппарата управления | это административно-обособленная его часть, которая выполняет одну, несколько или множество функций управления. |
9 | Сформировать структуру | это, значит, закрепить конкретные функции за подразделениями аппарата управления. |
10 | Сформировать структуру | это, значит, закрепить конкретные функции за подразделениями аппарата управления. |
11 | Формальная организация | предварительно спланированная структура полномочий и функций, которые устанавливаются на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. |
12 | Экспертно-аналитический метод | состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщение и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. |
1 | Веснин, В. Р.: Менеджмент [Текст]: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" / В. Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. Москва Проспект , 2011 - 613 с. - ISBN 978-5-392-01767-6 |
2 | Владимирова, И. Г: Международный менеджмент [Текст]: учебник по специальности "Менеджмент организации" и по направлению "Менеджмент" / И. Г. Владимирова Москва: КноРус , 2011 - 437 с. - SBN 978-5-406-00956-7 (в пер.) |
3 | Дафт, Ричард Л.: Теория организации [Текст]: учеб. по специальности "Менеджмент организации" / Ричард Л. Дафт ; пер. с англ. под ред. Э. М. Короткова Москва : ЮНИТИ, 2006. – 220с.- ISBN 5-238-01001-X |
4 | Дедушева, Л. А. Общая теория организации [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. А. Дедушева, П.Г. Грибов; Федеральное агентство по образованию, Московский гос. индустриальный ун-т, Ин-т дистанционного образования Москва: Изд-во МГИУ, 2010 - 123 с. - ISBN 978-5-2760-1846-1 |
5 | Иванова, Т. Ю.: Теория организации [Текст]: учеб. по специальности "Менеджмент орг." / Т. Ю. Иванова Москва : КноРус , 2006. - 382 с. - ISBN 5-85971-205-7 |
6 | Израйлева, О. В.Менеджмент организации. Итоговая государственная аттестация : учебное пособие / О. В. Израйлева, Н. А. Персидская ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Южно-Уральский гос. ун-т, Кафедра "Экономика и менеджмент сервиса" Челябинск : Изд-во ЮУрГУ , 2006 – 80 с. |
7 | Лапыгин, Ю. Н.: Теория организации и организационное поведение [Текст]: учебное пособие: по специальности "Менеджмент организации" / Ю. Н. Лапыгин Москва: ИНФРА-М, 2011 – 327с. - ISBN 978-5-16-004495-8 |
8 | Лукичева, Л. И.: Менеджмент организации [Текст] : теория и практика: учебник для бакалавров / Л. И. Лукичева, Е. В. Егорычева ; под ред. Ю. П. Анискина Москва : Омега-Л , 2011 - 488 с. - ISBN 978-5-370-01534-2 |
9 | Мазур, И. И. Управление проектами [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»: [справочник для профессионалов]/И. И. Мазур [и др.]; под общ. ред. И. И. Мазура, В. Д. Шапиро - ISBN 978-5-370-02289-0 (в пер.) |
10 | Романова, М. М.: Менеджмент предприятия и организации [Текст]: учебно-методический комплекс / М. М. Романова; Международный консорциум "Электронный ун-т", Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики [и др.] Москва: ЕАОИ, 2008 - 285 с. - ISBN 978-5-374-00006-1 |
11 | Теория организации [Текст]: учебник по специальности «Менеджмент организации» / М-во образования и науки Российской Федерации; под ред. В. Г. Алиева. - 4-е изд., доп. и перераб. Москва: Экономика, 2010 – 428 с.. - ISBN 978-5-282-03049-5 |
12 | Теория организации. Конспект лекций: курс лекций предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов 521500 "Менеджмент" / [Д. В. Олянич и др.] Ростов-на-Дону : Феникс , 2010 – 249с. - ISBN 978-5-222-17149-3 |
13 | Щегорцов, В. А. : Менеджмент [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и упр./ В. А. Щегорцов, В. А.М. : ЮНИТИ, 2005, - 543 с. - ISBN 5-238-00958-5 (в пер.) |
14 | Экономическая теория [Текст]: учебное пособие по специальности «Менеджмент организации»: Изд-во ПГУ, 2011 - 331 с. л. - ISBN 978-5-94170-332-6 |