Закономерности и особенности инфляции в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной работы и является максимально полное раскрытие сущности этого важнейшего экономического явления – инфляции в различных социально-экономических условиях и различных формах ее проявления. Поскольку современная инфляция имеет ряд отличительных особенностей (повсеместное, всеохватывающее распространение, хронический характер, ривиние неденежных факторов), то новизна и практическая ценность данной работы будут обусловлены концентрацией именно на ее способах формирования, проявления и возможности устранения в условиях современного мира.

Содержание работы

Введение……………………………………………...................................................3
Общая характеристика явления инфляции…………………...………………...5
Сущность инфляции. Теории и причины инфляции……………..…...…..5
Виды, типы и показатели инфляции………………………………….......13

Закономерности и особенности инфляции в РФ……………………………...21
2.1. Инфляционные процессы: история и современность, методы их регулирования……………………………………………………................………......21
2.2. Перспективы антиинфляционной политики……………………………...29
Заключение………………………………………………………………………….32

Библиография……………………………………………

Файлы: 1 файл

мой курс политех.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

 

Показатели  инфляции

Показатели  инфляции – это прежде всего индексы  цен. К числу наиболее важных из них относятся:

  • индексы цен на потребительские товары;
  • индексы цен производителей;
  • индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно-технического назначения;
  • индексы – дефляторы. 

При формировании индекса цен учитывается ряд  принципиальных требований. В первую очередь он не должен быть подвержен влиянию различий в ценах, обусловленных изменением качества товаров. Для этого используется метод наблюдения за изменением цен на товары и услуги – представители, иными словами учитывается изменение цен на сопоставимую продукцию.

 Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет изменение стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг и является главным индикатором, который характеризует уровень инфляции в стране и регионах.

 Однако следует  отметить, что индекс инфляции (ИПЦ или любой другой), не является определяющим поведение отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Более важную роль для них играют собственные «инфляционные ощущения», которые трактуются как субъективная оценка экономическими агентами темпов инфляции. Инфляционные ощущения порождают «инфляционные настроения», т. Е. готовность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять требования работодателям о повышении заработной платы. Собственно говоря, термин «инфляционные ожидания» - это ни что иное как проекция инфляционных ощущений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы инфляции не по официально публикуемым ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.

 При этом  индивидуальный индекс потребительских цен для данного потребителя может значительно отличаться от общего ИПЦ вследствие отличий величин и структуры расходов индивида от средних по экономике. Общий ИПЦ должен представлять собой средневзвешенную величину индивидуальных индексов. Но при этом важное значение имеет дифференциация индексов цен по группам товаров и услуг, которые потребляются индивидами с разными уровнями доходов и разным местом жительства. Учитывая высокую дифференциацию доходов населения в России, даже при стабильном общем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большинства потребителей могут расти при снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими доходами. Подобная ситуация может сложиться и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.

 Наряду с  объективным ИПЦ для данной однородной группы потребителей, существует и психологический фактор инфляционных ощущений и настроений. В странах со столь неразвитой рыночной экономикой и неадекватной системой её государственного регулирования, как в России «инфляционные настроения» имеют не менее важное значение, чем объективные процессы ривиния роста цен на экспортируемые сырьевые товары и регулируемых цен на инфляцию.

 Индивиды  острее чувствуют повышение цен  по товарам, занимающим не столь большую долю в расходах , но приобретаемых, изо дня в день, или затрагивающих жизненно важные интересы.

 К числу  первых из них относят такие  товары, как хлебобулочные и мясомолочные продукты, плодоовощная продукция, услуги ЖКХ и услуги пассажирского транспорта. Также к особо чувствительным товарам следует отнести лекарства, образовательные и медицинские услуги и т. Д.[

Также одним  из главных показателей инфляции выступает темп инфляции, который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:

Pt – общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года;

Pt – 1 – общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года.

Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует  не темп роста общего уровня цен, а  темп прироста общего уровня цен. Рост уровня цен приводит к снижению покупательной способности денег. Под покупательной способностью денег понимают количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, поэтому ценность денег падает.

 

Статистическая информация инфляции за 2007-2009 года

2007 год.

Росстат: инфляция в России по итогам 2007 г. Составила 11,9%

Инфляция в России за 2007 г. Достигла 11,9%, превысив первоначальный прогноз Минэкономразвития на 3,9%. При этом за последний месяц 2007г. Она составила 1,1%.

По данным Росстата, базовая инфляция в 2007 г. Составила 11%, а в декабре – 0,9%. В целом темп среднесуточного прироста цен в декабре прошедшего года составлял 0,036%.

За прошедший  год цены на продовольственные товары повысились на 15,6%, на непродовольственные  товары – на 6,5%, тарифы на платные услуги населению – на 13,3%. При этом цены на продовольственные товары в декабре повысились на 1,6%, а на непродовольственные товары возросли на 0,7%, тарифы на платные услуги населению – на 0,9%.

Среди основных групп продовольственных товаров  в декабре 2007 г. Более всего повысились цены на плодоовощную продукцию – на 5,6%, молоко и молочную продукцию – на 2,5%, макаронные изделия и сливочное масло – на 2%, крупу и бобовые – на 1,7%, рыбу и морепродукты – на 1,1%, подсолнечное масло и алкогольные напитки – на 0,7%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 0,6%. Вместе с тем, зафиксировано снижение цен на сахар-песок – на 1%.

Среди основных групп непродовольственных товаров в декабре 2007 г. В наибольшей мере подорожал автомобильный бензин – на 3,6%. Цены на одежду и белье, трикотажные изделия и табачные изделия выросли на 0,8%, моющие и чистящие средства – на 0,7%, обувь и медикаменты – на 0,6%.

Среди платных  услуг населению за декабрь заметно  выросли тарифы на услуги пассажирского  транспорта – на 3,8%, бытовые услуги – на 1,1%. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги за месяц увеличились на 0,2%. Тарифы на услуги связи повысились на 0,1%. Тарифы на страховые услуги остались прежними.

2008 год

В 2008 году цены выросли на 13,3%, что намного выше 10%, которые прогнозировали власти в  начале прошлого года. Потребительская  корзина подорожала на 17,5%. Главные причины – дорогое сырье, рост тарифов, а также падение курса рубля. В этом году инфляция может составить 15%. Цены вновь будут расти из-за слабого рубля, предсказывают эксперты.

По итогам 2008 года инфляция составила 13,3%, сообщила Федеральная служба государственной  статистики (Росстат) Это максимальный рост цен за последние шесть лет. В 2007 году инфляция составила 11,9%, в 2006 году – 9%, в 2005 году – 10,9%.

Рост потребительских  цен мог быть более существенным, его помогли замедлить последние  месяцы 2008 года. Так, в ноябре подъем цен составил 0,8% к предыдущему  месяцу, а в декабре – 0,7%. На 0,5% подешевели крупы и бобовые. Существенное снижение продемонстрировало подсолнечное масло (–1,9%) и сахарный песок (–0,8%). Хорошей новостью стало снижение цен на автомобильный бензин и дизельное топливо – на 7,3% и 7,5% соответственно.

Остальные товары в декабре подорожали.

Так, в последнем  месяце 2008 года молоко и молочная продукция выросли в цене на 0,7% в добавок к росту на 2,4% в ноябре. Из овощей и фруктов более всего прибавили в цене капуста белокочанная (+4,6%), груши, бананы и виноград (2,2–8,1%). Мясо и птица подорожали на 1,2%, рыба и морепродукты – на 2,2%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 0,2%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем  по России за декабрь выросла на 1,1%, а с начала года – на 17,5%.

В целом за год цены на некоторые продукты выросли более чем на 20%: макароны подорожали на 33,8%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 25,9%, крупы и бобовые – на 25,8%, мясо и птица – на 22,2%, подсолнечное масло – на 22,1%. Для самых бедных слоев населения, у которых продукты питания составляют основную часть расходов, инфляция в 2008 году, по подсчетам экспертов, превысила 25%.

Таким образом, правительству не удалось удержать рост цен в рамках 10%, объявленных  в самом начале года. Всего государство  четырежды повышало свой прогноз на итоговый показатель инфляции. «Высокая инфляция в 2008 году обусловлена давлением цен производителей, которые росли быстрее потребительских цен, а также ростом цен на энергоносители».

Согласно официальному прогнозу Минэкономразвития, инфляция в 2010 году составит 10–12%. Но и это весьма оптимистичный сценарий. Уже сегодня многие экономисты пересматривают свои прогнозы в худшую сторону и ожидают роста инфляции по сравнению с ушедшим годом.

 

2009 год

По данным Белстата, индекс потребительских цен на товары и услуги в марте 2009 г. По сравнению с февралем 2009 г. Составил 100,6%, с декабрем 2008 г. — 106,1%. Цены производителей промышленной продукции за минувший месяц повысились на 0,6%, в т. Ч. На средства производства — на 0,9%, на промежуточные товары — на 0,5%. Цены на строительно-монтажные работы выросли на 0,5%, а тарифы на грузоперевозки даже уменьшились на 0,8%.

В марте инфляция составила 0,6% против 1,2% в феврале  и 4,1% в январе. В среднемесячном исчислении за период с начала года индекс потребительских цен составил 102% при прогнозе на 2009 г. — 100,7-100,9%.

При этом цены на продовольственные товары с начала года выросли на 5,1%, на непродовольственные — на 5,9%, в сфере потребительских услуг — на 8,7%. В марте в составе потребительской корзины 80 позиций товаров и услуг из 421 продемонстрировали снижение или неизменность цен и тарифов.

В марте 2009 г. По сравнению с февралем 2009 г. Цены на масло животное возросли на 0,6%, муку пшеничную, мясо птицы, консервы мясные — на 0,9%, сельдь соленую, консервы овощные, кофе, майонез, консервы рыбные, вино, безалкогольные напитки — на 1,1-1,9%, кондитерские изделия — на 2%. Пиво подорожало на 2,4%, консервы фруктово-ягодные — на 2,5%, яйца, чай — на 3,2%, сахар — на 5,2%. Цены на масло растительное снизились на 1,3%.

На бензин, поездки  в автотранспорте пригородного и  междугородного сообщения, а также  в городском и железнодорожном  транспорте пригородного сообщения цены и тарифы в минувшем квартале не менялись.

Индекс цен  на непродовольственные товары в январе-марте составил 105,9% (в марте по сравнению с февралем 2009 г. — 100,3%). Изменение цен на непродовольственные товары в марте 2009 г. Дало 0,08% прироста сводного индекса потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем. Более других с начала года подорожали парфюмерно-косметические товары (на 14,3%).

Индекс цен  на платные услуги в марте 2009 г. По сравнению с февралем 2009 г. Составил 100,9%, с декабрем 2008 г. — 108,7%. Изменение цен на платные услуги, оказываемые населению, в марте 2009 г. По сравнению с предыдущим месяцем дало 0,19% прироста сводного индекса потребительских цен

Индекс цен  на предприятиях общественного питания  в марте 2009 г. По сравнению с февралем 2009 г. Составил 99,8%, по сравнению с декабрем 2008 г. — 103,8%.

Рост цен  и тарифов на потребительском  рынке в январе-марте производители и поставщики товаров объясняют в основном девальвацией белорусского рубля, которая привела к подорожанию импорта, особенно в начале года, а также сезонными факторами.

В то же время  тарифы на грузовые перевозки всеми  видами транспорта в январе-марте 2009 г. Выросли на 19,8%. При этом больше всего выросли тарифы на железнодорожные (33,7%) и воздушные (23,3%) перевозки — в основном за счет январского «рывка». Правда, в марте по сравнению с февралем произошло снижение на 0,8%. А вот тарифы на услуги связи для юрлиц и ИП в марте 2009 г. По сравнению с февралем составили 101,1%.

Таким образом, в марте инфляция в стране замедлилась. При этом правительство не устанавливало на текущий год предельные индексы роста цен

Приложение 1, 2.

 

Темпы инфляции во втором полугодии 2010 года могут достичь  отметки в 7%. Об этом сообщил глава  Центробанка РФ Сергей Игнатьев. «Во втором полугодии 2010 года инфляция может быть выше, чем во втором полугодии 2009 года… По году инфляция может получиться не 6,5%, а 7%»,— сказал Игнатьев. По его словам, в марте 2010 года инфляция в РФ в годовом исчислении составила 6,5%, передает РИА Новости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РФ

2.1. Инфляционные  процессы: история и современность

До 1992 года в  странах бывшего СССР серьезной  антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключается  в том, что антиинфляционную политику в РФ, например, нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности, сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, ломкой монополистической структуры экономики. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты, а также создают условий для усиления конкуренции в экономике.

Уменьшение  темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня (15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективного производства и  уровня качества управления. Эти цели могли быть достигнуты поэтапно, в течение длительного времени.

Все понимали, что  в первые пять лет (1996-2000г.г.) угроза инфляции являлась критически острой. От степени ее снижения зависели сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно способствуют повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

Информация о работе Закономерности и особенности инфляции в РФ