Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:16, курсовая работа
Поэтому целью данной работы и является максимально полное раскрытие сущности этого важнейшего экономического явления – инфляции в различных социально-экономических условиях и различных формах ее проявления. Поскольку современная инфляция имеет ряд отличительных особенностей (повсеместное, всеохватывающее распространение, хронический характер, ривиние неденежных факторов), то новизна и практическая ценность данной работы будут обусловлены концентрацией именно на ее способах формирования, проявления и возможности устранения в условиях современного мира.
Введение……………………………………………...................................................3
Общая характеристика явления инфляции…………………...………………...5
Сущность инфляции. Теории и причины инфляции……………..…...…..5
Виды, типы и показатели инфляции………………………………….......13
Закономерности и особенности инфляции в РФ……………………………...21
2.1. Инфляционные процессы: история и современность, методы их регулирования……………………………………………………................………......21
2.2. Перспективы антиинфляционной политики……………………………...29
Заключение………………………………………………………………………….32
Библиография……………………………………………
Показатели инфляции
Показатели инфляции – это прежде всего индексы цен. К числу наиболее важных из них относятся:
При формировании индекса цен учитывается ряд принципиальных требований. В первую очередь он не должен быть подвержен влиянию различий в ценах, обусловленных изменением качества товаров. Для этого используется метод наблюдения за изменением цен на товары и услуги – представители, иными словами учитывается изменение цен на сопоставимую продукцию.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет изменение стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг и является главным индикатором, который характеризует уровень инфляции в стране и регионах.
Однако следует отметить, что индекс инфляции (ИПЦ или любой другой), не является определяющим поведение отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Более важную роль для них играют собственные «инфляционные ощущения», которые трактуются как субъективная оценка экономическими агентами темпов инфляции. Инфляционные ощущения порождают «инфляционные настроения», т. Е. готовность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять требования работодателям о повышении заработной платы. Собственно говоря, термин «инфляционные ожидания» - это ни что иное как проекция инфляционных ощущений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы инфляции не по официально публикуемым ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.
При этом
индивидуальный индекс
Наряду с объективным ИПЦ для данной однородной группы потребителей, существует и психологический фактор инфляционных ощущений и настроений. В странах со столь неразвитой рыночной экономикой и неадекватной системой её государственного регулирования, как в России «инфляционные настроения» имеют не менее важное значение, чем объективные процессы ривиния роста цен на экспортируемые сырьевые товары и регулируемых цен на инфляцию.
Индивиды
острее чувствуют повышение
К числу
первых из них относят такие
товары, как хлебобулочные и мясомолочн
Также одним из главных показателей инфляции выступает темп инфляции, который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:
Pt – общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года;
Pt – 1 – общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года.
Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен. Рост уровня цен приводит к снижению покупательной способности денег. Под покупательной способностью денег понимают количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, поэтому ценность денег падает.
Статистическая информация инфляции за 2007-2009 года
2007 год.
Росстат: инфляция в России по итогам 2007 г. Составила 11,9%
Инфляция в России за 2007 г. Достигла 11,9%, превысив первоначальный прогноз Минэкономразвития на 3,9%. При этом за последний месяц 2007г. Она составила 1,1%.
По данным Росстата, базовая инфляция в 2007 г. Составила 11%, а в декабре – 0,9%. В целом темп среднесуточного прироста цен в декабре прошедшего года составлял 0,036%.
За прошедший год цены на продовольственные товары повысились на 15,6%, на непродовольственные товары – на 6,5%, тарифы на платные услуги населению – на 13,3%. При этом цены на продовольственные товары в декабре повысились на 1,6%, а на непродовольственные товары возросли на 0,7%, тарифы на платные услуги населению – на 0,9%.
Среди основных
групп продовольственных
Среди основных групп непродовольственных товаров в декабре 2007 г. В наибольшей мере подорожал автомобильный бензин – на 3,6%. Цены на одежду и белье, трикотажные изделия и табачные изделия выросли на 0,8%, моющие и чистящие средства – на 0,7%, обувь и медикаменты – на 0,6%.
Среди платных услуг населению за декабрь заметно выросли тарифы на услуги пассажирского транспорта – на 3,8%, бытовые услуги – на 1,1%. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги за месяц увеличились на 0,2%. Тарифы на услуги связи повысились на 0,1%. Тарифы на страховые услуги остались прежними.
2008 год
В 2008 году цены выросли на 13,3%, что намного выше 10%, которые прогнозировали власти в начале прошлого года. Потребительская корзина подорожала на 17,5%. Главные причины – дорогое сырье, рост тарифов, а также падение курса рубля. В этом году инфляция может составить 15%. Цены вновь будут расти из-за слабого рубля, предсказывают эксперты.
По итогам 2008 года инфляция составила 13,3%, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат) Это максимальный рост цен за последние шесть лет. В 2007 году инфляция составила 11,9%, в 2006 году – 9%, в 2005 году – 10,9%.
Рост потребительских
цен мог быть более существенным,
его помогли замедлить
Остальные товары в декабре подорожали.
Так, в последнем месяце 2008 года молоко и молочная продукция выросли в цене на 0,7% в добавок к росту на 2,4% в ноябре. Из овощей и фруктов более всего прибавили в цене капуста белокочанная (+4,6%), груши, бананы и виноград (2,2–8,1%). Мясо и птица подорожали на 1,2%, рыба и морепродукты – на 2,2%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 0,2%.
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России за декабрь выросла на 1,1%, а с начала года – на 17,5%.
В целом за год цены на некоторые продукты выросли более чем на 20%: макароны подорожали на 33,8%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 25,9%, крупы и бобовые – на 25,8%, мясо и птица – на 22,2%, подсолнечное масло – на 22,1%. Для самых бедных слоев населения, у которых продукты питания составляют основную часть расходов, инфляция в 2008 году, по подсчетам экспертов, превысила 25%.
Таким образом, правительству не удалось удержать рост цен в рамках 10%, объявленных в самом начале года. Всего государство четырежды повышало свой прогноз на итоговый показатель инфляции. «Высокая инфляция в 2008 году обусловлена давлением цен производителей, которые росли быстрее потребительских цен, а также ростом цен на энергоносители».
Согласно официальному прогнозу Минэкономразвития, инфляция в 2010 году составит 10–12%. Но и это весьма оптимистичный сценарий. Уже сегодня многие экономисты пересматривают свои прогнозы в худшую сторону и ожидают роста инфляции по сравнению с ушедшим годом.
2009 год
По данным Белстата, индекс потребительских цен на товары и услуги в марте 2009 г. По сравнению с февралем 2009 г. Составил 100,6%, с декабрем 2008 г. — 106,1%. Цены производителей промышленной продукции за минувший месяц повысились на 0,6%, в т. Ч. На средства производства — на 0,9%, на промежуточные товары — на 0,5%. Цены на строительно-монтажные работы выросли на 0,5%, а тарифы на грузоперевозки даже уменьшились на 0,8%.
В марте инфляция составила 0,6% против 1,2% в феврале и 4,1% в январе. В среднемесячном исчислении за период с начала года индекс потребительских цен составил 102% при прогнозе на 2009 г. — 100,7-100,9%.
При этом цены на продовольственные товары с начала года выросли на 5,1%, на непродовольственные — на 5,9%, в сфере потребительских услуг — на 8,7%. В марте в составе потребительской корзины 80 позиций товаров и услуг из 421 продемонстрировали снижение или неизменность цен и тарифов.
В марте 2009 г. По сравнению с февралем 2009 г. Цены на масло животное возросли на 0,6%, муку пшеничную, мясо птицы, консервы мясные — на 0,9%, сельдь соленую, консервы овощные, кофе, майонез, консервы рыбные, вино, безалкогольные напитки — на 1,1-1,9%, кондитерские изделия — на 2%. Пиво подорожало на 2,4%, консервы фруктово-ягодные — на 2,5%, яйца, чай — на 3,2%, сахар — на 5,2%. Цены на масло растительное снизились на 1,3%.
На бензин, поездки в автотранспорте пригородного и междугородного сообщения, а также в городском и железнодорожном транспорте пригородного сообщения цены и тарифы в минувшем квартале не менялись.
Индекс цен на непродовольственные товары в январе-марте составил 105,9% (в марте по сравнению с февралем 2009 г. — 100,3%). Изменение цен на непродовольственные товары в марте 2009 г. Дало 0,08% прироста сводного индекса потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем. Более других с начала года подорожали парфюмерно-косметические товары (на 14,3%).
Индекс цен на платные услуги в марте 2009 г. По сравнению с февралем 2009 г. Составил 100,9%, с декабрем 2008 г. — 108,7%. Изменение цен на платные услуги, оказываемые населению, в марте 2009 г. По сравнению с предыдущим месяцем дало 0,19% прироста сводного индекса потребительских цен
Индекс цен на предприятиях общественного питания в марте 2009 г. По сравнению с февралем 2009 г. Составил 99,8%, по сравнению с декабрем 2008 г. — 103,8%.
Рост цен
и тарифов на потребительском
рынке в январе-марте производи
В то же время тарифы на грузовые перевозки всеми видами транспорта в январе-марте 2009 г. Выросли на 19,8%. При этом больше всего выросли тарифы на железнодорожные (33,7%) и воздушные (23,3%) перевозки — в основном за счет январского «рывка». Правда, в марте по сравнению с февралем произошло снижение на 0,8%. А вот тарифы на услуги связи для юрлиц и ИП в марте 2009 г. По сравнению с февралем составили 101,1%.
Таким образом, в марте инфляция в стране замедлилась. При этом правительство не устанавливало на текущий год предельные индексы роста цен
Приложение 1, 2.
Темпы инфляции во втором полугодии 2010 года могут достичь отметки в 7%. Об этом сообщил глава Центробанка РФ Сергей Игнатьев. «Во втором полугодии 2010 года инфляция может быть выше, чем во втором полугодии 2009 года… По году инфляция может получиться не 6,5%, а 7%»,— сказал Игнатьев. По его словам, в марте 2010 года инфляция в РФ в годовом исчислении составила 6,5%, передает РИА Новости.
2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РФ
2.1. Инфляционные процессы: история и современность
До 1992 года в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику в РФ, например, нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности, сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, ломкой монополистической структуры экономики. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты, а также создают условий для усиления конкуренции в экономике.
Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня (15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективного производства и уровня качества управления. Эти цели могли быть достигнуты поэтапно, в течение длительного времени.
Все понимали, что в первые пять лет (1996-2000г.г.) угроза инфляции являлась критически острой. От степени ее снижения зависели сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно способствуют повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
Информация о работе Закономерности и особенности инфляции в РФ