Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является поиск методов снижения безработицы в сельском хозяйстве.
Задачи данной работы:
- анализ особенностей сельского хозяйства и занятости населения в нем.
- изучение причин безработицы в селах.
- исследование фактического статистического материала.
Введение 2
1. Специфика сельского хозяйства и занятости в нём 3
1.1Отличительные черты сельскохозяйственной отрасли 3
1.2 Особенности занятости населения в сельском хозяйстве 5
2. Рынок труда в сельском хозяйстве России и его государственное регулирование 7
2.1 «Российская модель» сельскохозяйственного рынка труда 7
2.2 Проблемы занятости на селе 12
2.3 Государственные меры по снижению безработицы в сельском хозяйстве 17
3. Пути решения проблем безработицы 23
3.1 Зарубежный опыт в регулировании сельскохозяйственного рынка труда 23
3.2 Предложения по повышению занятости в сельском хозяйстве 30
Заключение 34
Список литературы 36
Чтобы сгладить тяжелую
- наращивание инфраструктуры
на селе путем газификации
и повышения обеспеченности
- привлечение союзов
сельскохозяйственных
- ускоренное развитие животноводства, путем доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13%
- снижение уровня импорта
сельскохозяйственной
На реализацию данной
программы планируется
Однако сказать, была ли успешной эта программа, пока трудно, но если изучить статистические данные, то внесение минеральных удобрений с 2008-2010 год оставалось на одном и том же уровне- 1,9 млн. тонн, а численность работников в сельском хозяйстве продолжает убывать (с 8,6% занятых в 2008 году до 7,9% - в 2010 году). Происходит сокращение парков основных видов сельскохозяйственной техники: с 1103,6 тыс. штук в 2008 году до 988 тыс. штук в 2010 году. Тренд снижения посевных площадей продолжился и в эти годы. Так, только в период с 2009 по 2010 годы посевная площадь сократилась на 2618 тыс. гектаров. Можно предполагать, что такая тенденция будет сохраняться и в будущем.
Программа "Социальное развитие села до 2013 года".
Эта программа ставит перед собой такие цели, как:
- повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
- создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности
- повышение престижности проживания в сельской местности
Предполагается улучшить жилищные условия граждан, проживающих в сельской местности, стимулирование притока молодых специалистов, повышение качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности и улучшение демографической ситуации на селе. Для этого планируется выдавать специалистам, согласившимся на переезд, ипотеку под более низкий процент [18].
Однако, учитывая, что программа реализовывается с 2003 года, демографическая ситуация на селе не только не улучшилась, но и продолжает ухудшаться (Рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Динамика изменения численности сельского населения (постоянно проживающего, млн. человек)
В ходе реализации Программы также планируется ежегодно улучшать условия проживающих в сельской местности граждан и молодых специалистов (Таблица 2.5)
Таблица 2.5 – Доля граждан, улучшивших жилищные условия
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. | |
Доля семей, улучшивших свои жилищные условия в результате реализации Программы |
6,3* |
13* |
8 |
6,9 |
6,5 |
6,1 |
Обеспеченность жильем молодых семей и молодых специалистов на селе |
12* |
11,5* |
8,1 |
7,1 |
7,1 |
7,3 |
Но данная программа предусматривает и компактную застройку в 220 селах, благоустройство сельских поселений. Все эти меры будут осуществляться путем конкурсного отбора.
В 2012 году начнется реализация
региональной программы по
- иметь среднее (высшее)
специальное образование или
окончить курсы
- иметь бизнес-план по
развитию своего
- иметь собственные средства или имущество на сумму не менее 100 тыс. рублей, но не менее 10% от суммы гранта
- Имеются предложения по созданию в КФХ не менее 3-х и не более 15 рабочих мест
Приветствуется также отдаленность фермерского хозяйства от крупных населенных пунктов, высокую степень бытообустройства заявителя, его местопроживание.
Но, учитывая тот факт, что примерно 30% сельских жителей едва сводят концы с концами, то они вряд ли смогут претендовать на помощь от государства, так как им будет трудно развивать своё хозяйство [20].
Также стоит обратить внимание на «отраслевую целевую программу по развитию малых форм хозяйствования», которая предполагает увеличение привлекательности института крестьянских фермерских хозяйств для личных подсобных хозяйств. В частности, возможность привлечения кредитных средств на льготной основе с субсидированием части процентной ставки по кредитам, выданным вновь создаваемым, а также действующим КФХ, на приобретение материально-технических ресурсов, на строительство животноводческих помещений. В рамках данной программы предполагается увеличение поголовья крупного рогатого скота в КФХ.
Действительно, по сравнению с 2009 годом в 2010 году поголовье крупного рогатого скота в крестьянских фермерских хозяйствах увеличилось на 118 тыс. голов и составило 1475,7 тыс. голов, однако в целом по России этот показатель уменьшается с каждым годом [19]. При этом необходимо отметить, что попытки привить фермерство в России уже принимались, но не имели успеха и доля фермерских хозяйств остается крайне низкой (Рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 – Структура сельского хозяйства по категориям хозяйств
На данный момент принято много законов, которые призваны улучшить не только жизнь людей, проживающих в сельской местности, но и повысить производительность труда, увеличить заработную плату работников сельского хозяйства, однако не все меры имеют положительный результат. Сказывается и недостаточное финансирование целевых программ и недостаточное внимание к проблеме занятости в сельском хозяйстве.
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ.
3.1 Зарубежный опыт в регулировании сельскохозяйственного рынка труда.
Примечателен опыт США в решении данной проблемы. По всем параметрам сельское хозяйство Соединенных Штатов являет собой крупный бизнес. Сложился даже специальный термин «агробизнес», отражающий гигантский вес сельскохозяйственного производства в американской экономике. Под этим термином подразумевается весь агропромышленный комплекс от отдельного фермера до мультинационального концерна-производителя химикатов. Агробизнес включает фермерские кооперативы, сельские банки, транспортировщиков сельскохозяйственной продукции, торговцев потребительскими товарами, производителей сельскохозяйственного оборудования, пищеперерабатывающую промышленность [11].
В отличие от России, где сельское
хозяйство развивается
Также в Соединенных штатах
проводится политика
Также интересна политика
Уровень жизни американских фермеров в целом весьма высок, в отличие от российских. Доход фермерской семьи в среднем составляет три четверти дохода городской семьи, но, поскольку бытовые расходы у фермеров ниже, их уровень жизни близок к средненациональному. Когда-то жизнь на ферме означала изоляцию от современных удобств, но теперь это не так.
Одной из сильных сторон американского сельского хозяйства всегда служила более высокая восприимчивость фермера к новой технике. Компьютеры лишь новейшее звено в долгой цепи изобретений, послуживших фермеру подспорьем в росте производительности и снижении себестоимости продукции.
В США также создана мощная система подготовки аграрных кадров. Финансовые средства на образовательные программы поступают, в основном, из бюджетных источников (федеральных и штатов) в виде субсидий университетам.
Система обучения и подготовки научных кадров для сельского хозяйства имеет различные формы:
- подготовка специалистов с высшим образованием;
- образование в аспирантуре (докторантуре) и последокторское образование;
- повышение научного уровня
молодых ученых путем
- подготовка ученых-аграриев
в области наукоемких отраслей,
прежде всего,
Особое внимание уделено
Германия. Еще в 1955 году переговоры Союза фермеров Германии с правительством привели к принятию закона о сельском хозяйстве Германии. В этом законе закреплены основы аграрной политики в общегосударственном масштабе, а также описаны конкретные политические средства ее осуществления. Таким образом, заложенные в законе положения должны были стать исходной точкой для всех мероприятий по содействию аграрному сектору на национальном уровне. Поскольку закон содержал в основном довольно общие положения, Союз фермеров Германии попытался закрепить в нем ряд конкретных мер помощи. Это долгосрочные гарантии высоких закупочных цен на сельскохозяйственные продукты и институциализация аграрной политики, которая должна была положить конец постоянным политическим столкновениям по вопросам сельского хозяйства.
Информация о работе Занятость и безработица в сельском хозяйстве