Занятость и безработица в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является поиск методов снижения безработицы в сельском хозяйстве.
Задачи данной работы:
- анализ особенностей сельского хозяйства и занятости населения в нем.
- изучение причин безработицы в селах.
- исследование фактического статистического материала.

Содержание работы

Введение 2
1. Специфика сельского хозяйства и занятости в нём 3
1.1Отличительные черты сельскохозяйственной отрасли 3
1.2 Особенности занятости населения в сельском хозяйстве 5
2. Рынок труда в сельском хозяйстве России и его государственное регулирование 7
2.1 «Российская модель» сельскохозяйственного рынка труда 7
2.2 Проблемы занятости на селе 12
2.3 Государственные меры по снижению безработицы в сельском хозяйстве 17
3. Пути решения проблем безработицы 23
3.1 Зарубежный опыт в регулировании сельскохозяйственного рынка труда 23
3.2 Предложения по повышению занятости в сельском хозяйстве 30
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 102.12 Кб (Скачать файл)

              Чтобы сгладить тяжелую ситуацию  с сельским хозяйством, государство  принимает ряд постановлений,  которые должны улучшить условия  труда в сельском хозяйстве,  привлечь квалифицированные кадры  в сельскую местность, улучшить состояние села, увеличить плодородие почв. Среди таких постановлений выделяется федеральная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Она призвана сохранить и повысить плодородие почв, увеличить урожайность сельскохозяйственных культур, повысить производительность труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления. Необходимо решить ряд задач, а именно:

- наращивание инфраструктуры  на селе путем газификации  и повышения обеспеченности сельских  жителей питьевой водой 

-  привлечение союзов  сельскохозяйственных производителей  к формированию аграрной политики.

-  ускоренное развитие животноводства, путем доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13%

-  снижение уровня импорта  сельскохозяйственной продукции  и доведение отечественной продукции  на розничном рынке до 70%

 На реализацию данной  программы планируется потратить  свыше 500 млрд. рублей [8].

            Однако сказать, была ли успешной эта программа, пока трудно, но если изучить статистические данные, то внесение минеральных удобрений с 2008-2010 год оставалось на одном и том же уровне- 1,9 млн. тонн, а численность работников в сельском хозяйстве продолжает убывать (с 8,6% занятых в 2008 году до 7,9% - в 2010 году). Происходит сокращение парков основных видов сельскохозяйственной техники: с 1103,6 тыс. штук в 2008 году до 988 тыс. штук в 2010 году. Тренд снижения посевных площадей продолжился и в эти годы. Так, только в период с 2009 по 2010 годы посевная площадь сократилась на 2618 тыс. гектаров. Можно предполагать, что такая тенденция будет сохраняться и в будущем.      

  Программа  "Социальное развитие села до 2013 года".

 Эта программа ставит перед собой такие цели, как:

- повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.

- создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности

- повышение престижности проживания в сельской местности

Предполагается улучшить жилищные условия граждан, проживающих в сельской местности, стимулирование притока молодых специалистов, повышение качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности и улучшение демографической ситуации на селе. Для этого планируется выдавать специалистам, согласившимся на переезд, ипотеку под более низкий процент [18].

            Однако, учитывая, что программа реализовывается с 2003 года, демографическая ситуация на селе не только не улучшилась, но и продолжает ухудшаться (Рисунок 2.4).               

           

Рисунок 2.4 – Динамика изменения численности сельского населения               (постоянно проживающего, млн. человек)

В ходе реализации Программы  также планируется ежегодно улучшать условия проживающих в сельской местности граждан и молодых  специалистов         (Таблица 2.5)

Таблица 2.5 – Доля граждан, улучшивших жилищные условия

 

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

Доля семей, улучшивших свои жилищные условия в результате реализации Программы

6,3*

13*

8

6,9

6,5

6,1

Обеспеченность жильем молодых  семей и молодых специалистов на селе

12*

11,5*

8,1

7,1

7,1

7,3


 

                                                                                       (* - фактические данные)

 

 Но данная программа предусматривает и компактную застройку в 220 селах, благоустройство сельских поселений. Все эти меры будут осуществляться путем конкурсного отбора.

           В 2012 году начнется реализация  региональной программы по поддержке  начинающих фермеров, которая предусматривает  выплату фермеру помощи (до 250 тыс. рублей) и/или гранта (до 1,5 млн. рублей) на развитие своего крестьянского фермерского хозяйства, в частности, на такие цели, как покупка земли сельхозназначения, покупки семян и посадочного материала, реконструкции складских помещений. Однако, чтобы получить помощь и/или грант необходимо выполнить несколько условий, в частности:

- иметь среднее (высшее) специальное образование или  окончить курсы дополнительного  образования по сельскохозяйственной  специальности

- иметь бизнес-план по  развитию своего микропредприятия

- иметь собственные средства  или имущество на сумму не  менее 100 тыс. рублей, но не менее  10% от суммы гранта

- Имеются предложения по созданию в КФХ не менее 3-х и не более 15 рабочих мест

Приветствуется также  отдаленность фермерского хозяйства  от крупных населенных пунктов, высокую  степень бытообустройства заявителя, его местопроживание.

            Но, учитывая тот факт, что примерно 30% сельских жителей едва сводят концы с концами, то они вряд ли смогут претендовать на помощь от государства, так как им будет трудно развивать своё хозяйство [20].

            Также стоит обратить внимание  на «отраслевую целевую программу по развитию малых форм хозяйствования», которая предполагает увеличение привлекательности института крестьянских фермерских хозяйств для личных подсобных хозяйств. В частности, возможность привлечения кредитных средств на льготной основе с субсидированием части процентной ставки по кредитам, выданным вновь создаваемым, а также действующим КФХ, на приобретение материально-технических ресурсов, на строительство животноводческих помещений. В рамках данной программы предполагается увеличение поголовья крупного рогатого скота в КФХ.

Действительно, по сравнению  с 2009 годом в 2010 году поголовье крупного рогатого скота в крестьянских фермерских хозяйствах увеличилось на 118 тыс. голов и составило 1475,7 тыс. голов, однако в целом по России этот показатель уменьшается с каждым годом [19]. При этом необходимо отметить, что попытки привить фермерство в России уже принимались, но не имели успеха и доля фермерских хозяйств остается крайне низкой (Рисунок 2.5).

 

    

Рисунок 2.5 – Структура  сельского хозяйства по категориям хозяйств

          

     На данный момент принято много законов, которые призваны улучшить не только жизнь людей, проживающих в сельской местности, но и повысить производительность труда, увеличить заработную плату работников сельского хозяйства, однако не все меры имеют положительный результат. Сказывается и недостаточное финансирование целевых программ и недостаточное внимание к проблеме занятости в сельском хозяйстве. 

       

 

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ  БЕЗРАБОТИЦЫ.

   3.1 Зарубежный опыт в регулировании сельскохозяйственного рынка труда. 

             Примечателен опыт США в решении данной проблемы. По всем параметрам сельское хозяйство Соединенных Штатов являет собой крупный бизнес. Сложился даже специальный термин «агробизнес», отражающий гигантский вес сельскохозяйственного производства в американской экономике. Под этим термином подразумевается весь агропромышленный комплекс от отдельного фермера до мультинационального концерна-производителя химикатов. Агробизнес включает фермерские кооперативы, сельские банки, транспортировщиков сельскохозяйственной продукции, торговцев потребительскими товарами, производителей сельскохозяйственного оборудования, пищеперерабатывающую промышленность [11].

             В отличие от России, где сельское  хозяйство развивается преимущественно  по экстенсивному пути, в США  оно развивается по интенсивному, предусматривая сокращение сельскохозяйственных  угодий, но, при этом, выплат субсидий  фермерам.

             Также в Соединенных штатах  проводится политика обеспечения  определенного уровня цен, то  есть определенные основные товары подпадают под практику обеспечения стабильных цен с помощью государственных субсидий. Вот пример функционирования подобной системы: Конгресс устанавливает цену, скажем, 2,55 доллара за бушель кукурузы, дабы обозначить предполагаемую стоимость урожая. Производители кукурузы, давшие согласие на ограничение посадок, могут занимать 2,55 доллара под каждый бушель зерна, сдаваемого ими государству. Они практически закладывают свой урожай правительству за предоставляемый тем займ. Если кукуруза поднимется в цене выше 2,55 доллара, фермеры могут затребовать свой урожай обратно, продать его на свободном рынке и выплатить заем. Деньги, вырученные сверх суммы займа, идут фермерам. Если цены на кукурузу остаются ниже 2,55 доллара, фермеры могут отказаться от обязательств по выплате полученного займа, что не влечет за собой никаких штрафных мер. Правительство лишь обращает урожай кукурузы в свою собственность и либо закладывает его на хранение, либо продает с убытком. Верхних пределов на суммы субсидий, выплачиваемых для стабилизации цен, не существует.

            Также интересна политика рыночных  квот, когда государство ограничивает  объем поставок продукции, которая  может поставляться на рынок  из недели в неделю. Ограничивая продажу, эти квоты рассчитаны на увеличение закупочных цен для фермеров [2].

            Уровень жизни американских фермеров в целом весьма высок, в отличие от российских. Доход фермерской семьи в среднем составляет три четверти дохода городской семьи, но, поскольку бытовые расходы у фермеров ниже, их уровень жизни близок к средненациональному. Когда-то жизнь на ферме означала изоляцию от современных удобств, но теперь это не так.

            Одной из сильных сторон американского сельского хозяйства всегда служила более высокая восприимчивость фермера к новой технике. Компьютеры лишь новейшее звено в долгой цепи изобретений, послуживших фермеру подспорьем в росте производительности и снижении себестоимости продукции.

               В США также создана мощная система подготовки аграрных кадров. Финансовые средства на образовательные программы поступают, в основном, из бюджетных источников (федеральных и штатов) в виде субсидий университетам.

             Система обучения и подготовки научных кадров для сельского хозяйства имеет различные формы:

- подготовка специалистов  с высшим образованием;

- образование в аспирантуре (докторантуре) и последокторское образование;

- повышение научного уровня  молодых ученых путем факультативных  занятий;

- подготовка ученых-аграриев  в области наукоемких отраслей, прежде всего, сельскохозяйственных  биотехнологий [26].

             Особое внимание уделено точному  земледелию, которое способно повысить  плодородность почв и определить  оптимальный объем внесения удобрений  для получения хорошего урожая. Американский опыт в этой сфере  не помешало бы перенять и  России, где огромные площади  сельскохозяйственных угодий просто  не обрабатываются и находятся  в заброшенном состоянии, а  те, что используются-приносят низкий  урожай. Для сравнения: в США в 2010 году с гектара было собрано 65 центнеров пшеницы [30], в России – 19,1 центнер с гектара (в 2011 году – 64,4 и 23 центнера с га соответственно). Как видно - разница весьма существенная. Также необходимо перенять опыт США в сфере образования: студенты, еще обучаясь в университете, налаживают связи с будущими работодателями и могут заключать с ними договор, на основании которого после обучения данный специалист будет работать на этом предприятии. В России же работу без опыта работы после обучения найти трудно, и большинство выпускников сельскохозяйственных ВУЗов работает в других отраслях, также ввиду их большей привлекательности.

           Германия. Еще в 1955 году переговоры  Союза фермеров Германии с правительством привели к принятию закона о сельском хозяйстве Германии. В этом законе закреплены основы аграрной политики в общегосударственном масштабе, а также описаны конкретные политические средства ее осуществления. Таким образом, заложенные в законе положения должны были стать исходной точкой для всех мероприятий по содействию аграрному сектору на национальном уровне. Поскольку закон содержал в основном довольно общие положения, Союз фермеров Германии попытался закрепить в нем ряд конкретных мер помощи. Это долгосрочные гарантии высоких закупочных цен на сельскохозяйственные продукты и институциализация аграрной политики, которая должна была положить конец постоянным политическим столкновениям по вопросам сельского хозяйства.

Информация о работе Занятость и безработица в сельском хозяйстве