Занятость и безработица в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является поиск методов снижения безработицы в сельском хозяйстве.
Задачи данной работы:
- анализ особенностей сельского хозяйства и занятости населения в нем.
- изучение причин безработицы в селах.
- исследование фактического статистического материала.

Содержание работы

Введение 2
1. Специфика сельского хозяйства и занятости в нём 3
1.1Отличительные черты сельскохозяйственной отрасли 3
1.2 Особенности занятости населения в сельском хозяйстве 5
2. Рынок труда в сельском хозяйстве России и его государственное регулирование 7
2.1 «Российская модель» сельскохозяйственного рынка труда 7
2.2 Проблемы занятости на селе 12
2.3 Государственные меры по снижению безработицы в сельском хозяйстве 17
3. Пути решения проблем безработицы 23
3.1 Зарубежный опыт в регулировании сельскохозяйственного рынка труда 23
3.2 Предложения по повышению занятости в сельском хозяйстве 30
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 102.12 Кб (Скачать файл)

Союзу фермеров не удалось  прямо закрепить в законе постоянные гарантии цен и доходов. Однако в  законе указывалось на то, что по отношению к сельскому хозяйству  должны применяться защитные мероприятия. С помощью всеобщих инструментов хозяйственного регулирования, таких, как торговая, кредитная, ценовая  политика и т.д., было решено уравнять относительно неблагоприятное положение  сельского хозяйства с остальными народнохозяйственными отраслями, чтобы создать условия для  повышения уровня производства.

Таким образом, аграриям в  законе удалось отразить необходимость  постоянной защиты их интересов на самом высоком политическом уровне. Эта защита не предполагала защиту и поддержку каждого предприятия  в отдельности (что не соответствовало  бы немецким представлениям о системе  хозяйствования), но была учтена необходимость  выживания всего сельского хозяйства  в целом и его поддержки.

В параграфе 4 закона указывалось, что министр сельского хозяйства  ежегодно обязан публиковать официальный  отчет о положении в сельском хозяйстве за прошлый год. Закон  служит основой для предоставления федеральных средств для осуществления  целей, предусмотренных законом.

Программа сельскохозяйственного  кредитования для всех земель Германии имеет цель поддержки инвестиционных мероприятий по рационализации и  улучшению условий жизни. Получить кредит могут только сельхозпроизводители, общие доходы которых не превышают  установленных границ. Подлежат поддержке  также внутрихозяйственные инвестиции, направленные на улучшение качества продукции.

На новых землях поощряются дополнительные инвестиции в сельскохозяйственное производство для приобретения сельскохозяйственной  техники не старше 5 лет и т.д. Производитель  сельхозпродукции может получить льготный кредит до 143 000 немецких марок на 1 работника  или предприятие. В областях с неблагоприятными климатическими условиями государство берет на себя погашение 5% по кредиту, в традиционных областях − 3%.

Рассчитанная общая сумма  процентов по кредиту, погашение  которых государство берет на себя, выплачивается единовременно. Собственный вклад хозяйств в  инвестиции должен составлять минимум 10%.

Содействие реорганизации  старых и образованию новых  предприятий  распространено на все реорганизованные сельскохозяйственные предприятия, существующие в форме кооперативов, обществ  и товариществ, работающих в сфере  садоводства, рыбоводства - и пчеловодства. На поддержку со стороны  государства  могут рассчитывать фермеры, которые  более половины своего рабочего времени  посвящают работе в сельском хозяйстве  и у которых более половины их суммарных доходов приходится на сельское хозяйство, а также  те, доходы которых от сельского хозяйства  составляют не менее 25% общих доходов.

В Германии льготный государственный  кредит предоставляется под 1%  годовых  в течение 28 лет. Кроме того для  молодых фермеров предусматриваются  особо льготные условия для получения  кредита [16].

Финляндия. Главная цель АПК  в Финляндии – самообеспечение  страны основными продовольственными товарами – достигнута, хотя иногда при неблагоприятных погодных условиях некоторые сельскохозяйственные продукты импортируются. Доля сельского хозяйства  в ВНП составляет 3%. В отрасли  трудится 190 тыс. человек, или 8% общего числа занятых в народном хозяйстве.

Сельское хозяйство Финляндии  базируется на семейных фермах, то есть на частной собственности, трудовом вкладе семьи и значении фермы  как источника средств к существованию. Труд фермерских семей в сельскохозяйственном производстве составляет 94% их всех трудовых затрат. В основном семьи сами обслуживают  свое хозяйство.

Значительная доля ферм –  скотоводческого направления или  смешанные, в которых разведение скота сочетается с выращиванием растениеводческих культур. Из 2,2 млн  га пахотных земель только 15% занято под  продовольственные культуры. До 1/3 пашни  используется для выращивания кормовых культур и половина – для производства фуражного зерна. 65% общего дохода приходится на скотоводство, 23% − на земледелие, остальное – доход от аренды, сельскохозяйственные субсидии и различные  компенсации, выплачиваемые для  того, чтобы сбалансировать производство продукции.

   Аграрную политику в Финляндии формирует Министерство сельского и лесного  хозяйства  при активном участии профессиональных и кооперативных объединений производителей. На региональном уровне в системе управления сельским хозяйством  Финляндии интересы фермеров защищают профессиональные объединения производителей. Около 90% фермеров являются членами сельскохозяйственных профессиональных организаций – обществ производителей. Общества производителей охраняют местные интересы землевладельцев, они имеются в каждой коммуне. Общества финансируются из членских взносов, частично из дохода от реальных инвестиций. От правительства они денег не получают.

Общегосударственными профессиональными  организациями крестьян являются центральные  союзы предпринимателей сельскохозяйственного  производства (финский и шведский). Оба союза работают в тесном сотрудничестве. Важная задача центральных союзов –  ведение переговоров и разработка соглашений с правительством по вопросам объема сельскохозяйственной продукции, цен на продовольствие и другим, касающимся доходов фермеров. Центральные  союзы проводят большую работу по распространению информации для  фермеров, официальных лиц, представителей экономики, профсоюзов и населения. Решающая роль в выработке и осуществлении аграрной политики принадлежит сельскохозяйственным кооперативам. Все субсидии и суммы на поддержку сельского хозяйства  выплачиваются через сельскохозяйственные кооперативы.

Кооперативы – наиболее действенная структура в аграрной сфере Финляндии, обеспечивающая фермерам необходимые условия производства и гарантирующая сбыт продукции, внедрение достижений НТП. Объединяя  практически всех фермеров, кооперативы  играют ведущую роль в экономических  связях аграрного сектора с другими  отраслями народного хозяйства. Это касается как сбыта сельскохозяйственной продукции и ее переработки, так  и производственного снабжения, кредитования и обслуживания фермерских хозяйств.

Велико значение кооперативов в интеграции сельского хозяйства  и сферы переработки. Практически  все мясоперерабатывающие предприятия  и молочные заводы являются   кооперативной  собственностью. Свыше 75% мяса и продуктов  его переработки и 92% молока и  молочных продуктов поступают от кооперативов. Вторым по объему направлением кооперативной деятельности является производственное снабжение фермерских хозяйств. В Финляндии кооперативы поставляют до 50% удобрений, 65% кормов, 40% техники и топлива.

В целом успехи деятельности сельскохозяйственных кооперативов объясняются  тем, что они представляют собой  удачную форму координации крупного производства в условиях развития агропромышленной интеграции и мелкого фермерского  хозяйства, основанного на частной  земельной собственности.

Таким образом, благодаря  участию трех структур (государственной, профессиональной и производственной) в определении аграрной политики Финляндии сложилась стройная система управления сельским хозяйством.

Министерство сельского  и лесного хозяйства (государственный  уровень) формирует основные направления  хозяйственной деятельности в отрасли. Детальная проработка практических вопросов и проблем аграрного  производства осуществляется в ходе переговоров и соглашений правительства  с представителями обществ производителей (профессиональный уровень) и сельскохозяйственных кооперативов (производственный уровень). Такое сотрудничество позволяет  выработать оптимальные условия  для эффективной деятельности фермеров и ограничить административное вмешательство государства в сельскохозяйственное производство. [16]

            В Европе сельское хозяйство – защищенная государством отрасль. Фермерам предоставляются разнообразные льготы, такие как кредитование на особых условиях, возможность получения грантов на развитие своего хозяйства. Также государства стремятся поддерживать высокие цены на продукцию, защищая отечественных производителей.

 

 3.2   Предложения по повышению занятости в сельском хозяйстве.

  Можно выделить три основные долгосрочные цели политики страны в области защиты сельского хозяйства и уменьшении безработицы в этой отрасли:

  • экономический рост и повышение эффективности сферы сельского хозяйства как одной из важнейших структурообразующих отраслей национальной экономики;
  • повышение жизненного уровня и качества жизни сельского населения;
  • повышение уровня доступности продовольствия и продовольственного снабжения населения страны [7].

Указанные цели могут вступать в противоречие друг с другом. Так, повышение продовольственного обеспечения населения может  потребовать снижения или сохранения на низком уровне импортных и введения экспортных тарифов на продовольствие. А это противоречит задаче защиты доходов отечественного сельскохозяйственного  производителя и росту внутреннего  производства.

В рамках достижения одной стратегической цели также  могут также иметь место противоречия. Так, многие отрасли отечественной  пищевой промышленности заинтересованы в низких импортных тарифах на продовольственное сырье и введении экспортных тарифов на продукцию  сельского хозяйства, а сельское хозяйство, напротив, заинтересовано в  высоких импортных тарифах на сельскохозяйственное сырье и отсутствии или минимальных экспортных тарифах на собственную продукцию.

Поэтому позиция  государства неизбежно сводится к балансировке между указанными противоречивыми интересами участников внутреннего рынка.

 

Меры внутренней политики должны быть направлены на поиски и использование таких путей улучшения ситуации в сельском хозяйстве, которые не вступали бы в прямое противоречие с задачами вступления и членства в ВТО.

 

            Речь идет о постепенном переходе от нынешних условий фрагментарных (“неполных”) сельскохозяйственных рынков к созданию полноценных рыночных институтов и систем. Среди таких мер (“резервов”) можно отметить [3]:

 

  1. Создание системы кредитования отрасли.

За годы реформ в стране так и не создана рыночная система кредитования сельскохозяйственных производителей. Вместо этого действует  множество фрагментарных полугосударственных - получастных дорогостоящих и  низкоэффективных программ на федеральном  и, особенно, региональном уровне. Основная доля сельскохозяйственной продукции  сбывается в рамках бартерных  схем. Система кредитования должна строиться на создании комфортных условий  для кредитования сельского хозяйства  частными банками и сельскими  кредитными кооперативами, с чёткими  и прозрачными схемами господдержки.

  1. Создание крупных агрохолдингов.

Агрохолдинги  являются эффективными предприятиями. Как правило, такие структуры имеют замкнутые цепочки управления - от поля до прилавка. Это позволяет им хорошо чувствовать рынок. В то же время мелкотоварному хозяйству порой трудно сориентироваться, спрогнозировать и понять, что на рынке происходит. Возникает много посреднических цепочек. Другое преимущество крупных холдингов - их кредитоспособность. Благодаря наличию промышленных активов они могут брать большие кредиты и направлять их на реализацию новых сельскохозяйственных проектов. Фермерам взять кредит гораздо сложнее.

Необходимо  также поддерживать производителей мясной продукции, а именно говядины, т.е. освобождать их от налогов в  течение 7-9 лет, т.к. именно по истечении  этого периода предприятие выйдет на получение прибыли.

 

  1. Изменение направлений и  характера бюджетной поддержки  сельского хозяйства.

За последнее  десятилетие на фоне общего сокращения доли бюджетных расходов на сельское хозяйство в совокупных бюджетных  расходах (с примерно 12 до 1%), произошла  децентрализация бюджетной поддержки - в настоящее время около 2/3 государственных  расходов осуществляется на региональном уровне. При этом основная доля расходов (около 9/10) приходится на текущую поддержку  хозяйств. Такая структура поддержки  резко отличается от подавляющего большинства  стран - членов ВТО, где значительная доля затрат на сельское хозяйство  приходится на развитие и поддержку  рыночной инфраструктуры, аграрной науки  и служб консалтинга и внедрения  и др. (меры «зеленой» корзины) [23].

 

Опять же можно использовать зарубежный опыт и объединить мелких производителей сельскохозяйственной продукции в  кооперативы, которые будут работать на крупного производителя, как это  уже делают во многих странах Западной Европы и в Новой Зеландии. Таким  образом, отдельный сельхозпроизводитель является пайщиком огромного завода, а с другой - частью конвейера. То есть он выполняет указания по производству определенного объема продукции, тем  самым, гарантированно сбывая её предпринимателю.

 

Не обошли вниманием  текущую ситуацию с сельским хозяйством и лидеры российских партий. Так, Владимир Жириновский, лидер ЛДПР предлагает следующие меры:

- увеличение  семейного капитала до 700 тыс.  рублей для жителей сельской  местности и до 400 тыс. рублей  для жителей городов.

- отказ от  призыва в армию молодых людей,  проживающих в сельской местности. Таким образом, в село захотят поехать и горожане, чтобы избежать призыва.

Информация о работе Занятость и безработица в сельском хозяйстве