Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является поиск методов снижения безработицы в сельском хозяйстве.
Задачи данной работы:
- анализ особенностей сельского хозяйства и занятости населения в нем.
- изучение причин безработицы в селах.
- исследование фактического статистического материала.
Введение 2
1. Специфика сельского хозяйства и занятости в нём 3
1.1Отличительные черты сельскохозяйственной отрасли 3
1.2 Особенности занятости населения в сельском хозяйстве 5
2. Рынок труда в сельском хозяйстве России и его государственное регулирование 7
2.1 «Российская модель» сельскохозяйственного рынка труда 7
2.2 Проблемы занятости на селе 12
2.3 Государственные меры по снижению безработицы в сельском хозяйстве 17
3. Пути решения проблем безработицы 23
3.1 Зарубежный опыт в регулировании сельскохозяйственного рынка труда 23
3.2 Предложения по повышению занятости в сельском хозяйстве 30
Заключение 34
Список литературы 36
Союзу фермеров не удалось
прямо закрепить в законе постоянные
гарантии цен и доходов. Однако в
законе указывалось на то, что по
отношению к сельскому
Таким образом, аграриям в
законе удалось отразить необходимость
постоянной защиты их интересов на
самом высоком политическом уровне.
Эта защита не предполагала защиту
и поддержку каждого
В параграфе 4 закона указывалось,
что министр сельского
Программа сельскохозяйственного
кредитования для всех земель Германии
имеет цель поддержки инвестиционных
мероприятий по рационализации и
улучшению условий жизни. Получить
кредит могут только сельхозпроизводители,
общие доходы которых не превышают
установленных границ. Подлежат поддержке
также внутрихозяйственные
На новых землях поощряются дополнительные инвестиции в сельскохозяйственное производство для приобретения сельскохозяйственной техники не старше 5 лет и т.д. Производитель сельхозпродукции может получить льготный кредит до 143 000 немецких марок на 1 работника или предприятие. В областях с неблагоприятными климатическими условиями государство берет на себя погашение 5% по кредиту, в традиционных областях − 3%.
Рассчитанная общая сумма процентов по кредиту, погашение которых государство берет на себя, выплачивается единовременно. Собственный вклад хозяйств в инвестиции должен составлять минимум 10%.
Содействие реорганизации старых и образованию новых предприятий распространено на все реорганизованные сельскохозяйственные предприятия, существующие в форме кооперативов, обществ и товариществ, работающих в сфере садоводства, рыбоводства - и пчеловодства. На поддержку со стороны государства могут рассчитывать фермеры, которые более половины своего рабочего времени посвящают работе в сельском хозяйстве и у которых более половины их суммарных доходов приходится на сельское хозяйство, а также те, доходы которых от сельского хозяйства составляют не менее 25% общих доходов.
В Германии льготный государственный кредит предоставляется под 1% годовых в течение 28 лет. Кроме того для молодых фермеров предусматриваются особо льготные условия для получения кредита [16].
Финляндия. Главная цель АПК в Финляндии – самообеспечение страны основными продовольственными товарами – достигнута, хотя иногда при неблагоприятных погодных условиях некоторые сельскохозяйственные продукты импортируются. Доля сельского хозяйства в ВНП составляет 3%. В отрасли трудится 190 тыс. человек, или 8% общего числа занятых в народном хозяйстве.
Сельское хозяйство Финляндии
базируется на семейных фермах, то есть
на частной собственности, трудовом
вкладе семьи и значении фермы
как источника средств к
Значительная доля ферм –
скотоводческого направления
Аграрную политику в Финляндии формирует Министерство сельского и лесного хозяйства при активном участии профессиональных и кооперативных объединений производителей. На региональном уровне в системе управления сельским хозяйством Финляндии интересы фермеров защищают профессиональные объединения производителей. Около 90% фермеров являются членами сельскохозяйственных профессиональных организаций – обществ производителей. Общества производителей охраняют местные интересы землевладельцев, они имеются в каждой коммуне. Общества финансируются из членских взносов, частично из дохода от реальных инвестиций. От правительства они денег не получают.
Общегосударственными
Кооперативы – наиболее
действенная структура в
Велико значение кооперативов в интеграции сельского хозяйства и сферы переработки. Практически все мясоперерабатывающие предприятия и молочные заводы являются кооперативной собственностью. Свыше 75% мяса и продуктов его переработки и 92% молока и молочных продуктов поступают от кооперативов. Вторым по объему направлением кооперативной деятельности является производственное снабжение фермерских хозяйств. В Финляндии кооперативы поставляют до 50% удобрений, 65% кормов, 40% техники и топлива.
В целом успехи деятельности
сельскохозяйственных кооперативов объясняются
тем, что они представляют собой
удачную форму координации
Таким образом, благодаря участию трех структур (государственной, профессиональной и производственной) в определении аграрной политики Финляндии сложилась стройная система управления сельским хозяйством.
Министерство сельского
и лесного хозяйства (государственный
уровень) формирует основные направления
хозяйственной деятельности в отрасли.
Детальная проработка практических
вопросов и проблем аграрного
производства осуществляется в ходе
переговоров и соглашений правительства
с представителями обществ
В Европе сельское хозяйство – защищенная государством отрасль. Фермерам предоставляются разнообразные льготы, такие как кредитование на особых условиях, возможность получения грантов на развитие своего хозяйства. Также государства стремятся поддерживать высокие цены на продукцию, защищая отечественных производителей.
3.2 Предложения по повышению занятости в сельском хозяйстве.
Можно выделить три основные долгосрочные цели политики страны в области защиты сельского хозяйства и уменьшении безработицы в этой отрасли:
Указанные цели
могут вступать в противоречие друг
с другом. Так, повышение продовольственного
обеспечения населения может
потребовать снижения или сохранения
на низком уровне импортных и введения
экспортных тарифов на продовольствие.
А это противоречит задаче защиты
доходов отечественного сельскохозяйственного
производителя и росту
В рамках достижения
одной стратегической цели также
могут также иметь место
Поэтому позиция государства неизбежно сводится к балансировке между указанными противоречивыми интересами участников внутреннего рынка.
Меры внутренней политики должны быть направлены на поиски и использование таких путей улучшения ситуации в сельском хозяйстве, которые не вступали бы в прямое противоречие с задачами вступления и членства в ВТО.
Речь идет о постепенном переходе от нынешних условий фрагментарных (“неполных”) сельскохозяйственных рынков к созданию полноценных рыночных институтов и систем. Среди таких мер (“резервов”) можно отметить [3]:
За годы реформ
в стране так и не создана рыночная
система кредитования сельскохозяйственных
производителей. Вместо этого действует
множество фрагментарных
Агрохолдинги являются эффективными предприятиями. Как правило, такие структуры имеют замкнутые цепочки управления - от поля до прилавка. Это позволяет им хорошо чувствовать рынок. В то же время мелкотоварному хозяйству порой трудно сориентироваться, спрогнозировать и понять, что на рынке происходит. Возникает много посреднических цепочек. Другое преимущество крупных холдингов - их кредитоспособность. Благодаря наличию промышленных активов они могут брать большие кредиты и направлять их на реализацию новых сельскохозяйственных проектов. Фермерам взять кредит гораздо сложнее.
Необходимо
также поддерживать производителей
мясной продукции, а именно говядины,
т.е. освобождать их от налогов в
течение 7-9 лет, т.к. именно по истечении
этого периода предприятие
За последнее
десятилетие на фоне общего сокращения
доли бюджетных расходов на сельское
хозяйство в совокупных бюджетных
расходах (с примерно 12 до 1%), произошла
децентрализация бюджетной
Опять же можно использовать зарубежный опыт и объединить мелких производителей сельскохозяйственной продукции в кооперативы, которые будут работать на крупного производителя, как это уже делают во многих странах Западной Европы и в Новой Зеландии. Таким образом, отдельный сельхозпроизводитель является пайщиком огромного завода, а с другой - частью конвейера. То есть он выполняет указания по производству определенного объема продукции, тем самым, гарантированно сбывая её предпринимателю.
Не обошли вниманием текущую ситуацию с сельским хозяйством и лидеры российских партий. Так, Владимир Жириновский, лидер ЛДПР предлагает следующие меры:
- увеличение семейного капитала до 700 тыс. рублей для жителей сельской местности и до 400 тыс. рублей для жителей городов.
- отказ от
призыва в армию молодых людей,
Информация о работе Занятость и безработица в сельском хозяйстве