Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа
Данная курсовая работа будет посвящена одной из важнейших экономических проблем, проблеме занятости населения и сокращения безработицы. В этой работе я раскрою само понятие занятости, рассмотрю типы, причины и методы борьбы с безработицей, рассмотрю сложившуюся ситуацию на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, а также обозначу роль государства в решении этого вопроса.
А именно, мне хотелось бы рассказать об актуальной в данное время нестандартной занятости. Так как экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние полтора десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Понятие занятости населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
§1. Проблемы занятости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Взаимосвязь занятости и безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Глава 2. Проблемы регулирования безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
§1.Показатели и типы безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
§2.Причины возникновения безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
§3. Методы борьбы с безработицей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глава 3.Статистика по безработице в Нижегородской области. . . . . . . . . . 22
§1. Мониторинг регистрируемой безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
§2.Состав зарегистрированных безработных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Глава 4. Нестандартная занятость. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
§ 1. Стандартная и нестандартная занятость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
§ 2. Основные формы нестандартной занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Глава 5. Рынок труда в Нижегородской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§1 .Рынок труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§2. Структура службы занятости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§3. Направления деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
§4. Основные действия службы занятости на рынке труда. . . . . . . . . . . . . . 31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.
К причинам возникновения безработицы относятся:
Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.
§3. Методы борьбы с безработицей.
Несмотря на внутреннюю связь безработицы с рыночной системой хозяйствования, государство принимает и все более совершенствует методы борьбы по снижению безработицы и вызываемых ею потерь.
Пигу и его последователи в качестве главного метода борьбы с безработицей рассматривали снижение заработной платы.
Кейсианские методы борьбы
с безработицей состояли в увеличении
бюджетных расходов на организацию
общественных работ. В стратегическом
аспекте они сводились к
Сторонники монитаристкой теории главным методом решения всех проблем считали снижение инфляции за счет резкого сокращения государственных расходов, социальных выплат.
Наблюдая за соотношением величин безработицы и инфляции, британский экономист А.У. Филипс установил (1958г), что между уровнем безработицы в стране и темпами роста цен наблюдается обратно пропорциональная зависимость. На графике связь уровня безработицы и темпов инфляции изображается в виде кривой Филипса (см. График 1 в приложении).
Кривая Филипса отражает тот факт, что стремление сократить безработицу путем расширения спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту инфляции. В то же время увеличение доли безработных приводит к сокращению денежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует подавлению инфляции.
Приходится, однако, отмечать, что попытки государственного регулирования экономики, опирающиеся на кривую Филипса, как показал опыт второй половины XX века, не всегда ведут к успеху. Часто оказывается, что увеличение безработицы сопровождается снижением роста цен лишь в кратких пределах времени. В долгосрочной перспективе последствия могут быть иными.
Глава 3.Статистика по безработице в Нижегородской области.
Итоги 2009 года (по сравнению с 2008 годом)
В 2009 году в областную службу занятости населения обратились за содействием в поиске подходящей работы 225,5 тыс. человек, или 147,7% к соответствующему показателю 2008 года. Из общего числа обратившихся 50,6% (114,2 тыс. человек) составляют женщины.
На конец отчетного периода численность граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы, составила 39,8 тыс. человек, что в 2,0 раза больше, чем на конец декабря 2008 года (19,4 тыс. человек); число зарегистрированных безработных – 36,0 тыс. человек, или в 2,6 раза больше соответствующего показателя 2008 года (14,1 тыс. человек). (см.диагр.№5)
Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный как отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения, составил на 31.12.2009 1,98% против 0,79% на 31.12.2008. Наибольший уровень регистрируемой безработицы отмечен в Автозаводском (4,94%) районе г. Н.Новгорода, а также Городецком (4,81%), Чкаловском (4,55%), Сокольском (4,32%) районах области; наименьший - в Ардатовском (0,84%), Дивеевском (0,88%), Тоншаевском (0,95%), Пильнинском (0,98%) районах и г. Сарове (0,99%).(см.диагр.№6)
Итоги 2009 года (по сравнению с 2008 годом)
По состоянию на 31.12.2009 среди 35 959 безработных граждан, состоявших на учете в службе занятости населения, зарегистрировано:
Средняя продолжительность безработицы на конец отчетного периода составила 4,8 месяца (на 31.12.2008 – 3,1 месяца).
Доля безработных с периодом безработицы свыше 8 месяцев в общем числе безработных на 31.12.2009 составила 19,9% против 9,2% на аналогичную дату 2008 года.
Глава 4. Нестандартная занятость.
§1. Стандартная и нестандартная занятость.
Стандартной обычно считается занятость по найму в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора на предприятии или в организации под непосредственным руководством работодателя или назначенных им менеджеров. В большинстве развитых стран такой стандарт закреплен законодательно. Наоборот, все формы занятости, отклоняющиеся от него, включая самозанятость, могут рассматриваться как нестандартные.
То, что сегодня называется стандартной занятостью, не всегда было социальной и правовой нормой. Скорее наоборот. Подобные условия стали быстро распространяться лишь в конце XIX в. в связи с высокими темпами индустриализации. Развитие массового промышленного производства и конвейерных технологий в сочетании с фордистско-тэйлористскими подходами к организации труда требовало именно такой формы труда и занятости. На этой экономической базе возникли и укрепились профсоюзы и партии марксистской ориентации как профессиональные и политические выразители общих интересов "стандартных" работников. Профессиональные союзы оставались многочисленными и политически влиятельными, пока "стандартные" работники количественно и качественно доминировали в составе совокупной рабочей силы. (То же самое справедливо и по отношению к левым партиям марксистского толка.) Применительно к стандартным условиям занятости формировались и развивались действующие в индустриальных странах процедуры коллективных договоров и социального партнерства, трудовое законодательство и система социальной защиты. Именно в этом сегменте рабочих мест работодатели прежде всего осуществляли инвестиции в человеческий капитал, считая, что они защищены высокими издержками оборота рабочей силы.
Технологический прогресс и прежде всего революция в компьютерных и информационных технологиях обеспечили технические предпосылки для развития небольших гибких производств, специализации и аутсорсинга. В результате возрос спрос на мобильных работников, способных и готовых работать в часто меняющихся и нестандартных условиях. Наличие компьютера, современные средства связи и высокоскоростной доступ в Интернет позволяют выполнять многие виды работ на территориальном удалении от организации-работодателя или заказчика и в гибком временном режиме. Наоборот, технологическая потребность экономическая заинтересованность в работниках, занятых полный рабочий день на условиях пожизненного найма и доступных менеджменту для постоянного мониторинга, даже на крупных производствах стали снижаться.
Наконец, сыграли свою роль и демографические сдвиги в структуре рабочей силы развитых стран. Массовый выход на рынок труда замужних женщин, пенсионеров и студентов привёл к расширению предложения "нестандартного" труда, создав тем самым значительный спрос на рабочие места с сокращённым рабочим временем и гибким графиком работы. При этом "нестандартная" рабочая сила, заинтересованная в дополнительном доходе, не требовала ни законодательных гарантий занятости, ни дополнительных благ, изначально рассматривая своё участие в экономике как нечто второстепенное.
Таким образом, преобладание
стандартной занятости было характерно
лишь для ограниченного
§2. Основные формы нестандартной занятости.
Набор нестандартных форм занятости многообразен и может включать:
Некоторые из названных
видов занятости могут
Глава 5.Рынок труда в Нижегородской области.
§1.Рынок труда.
В 2009 году в областную службу занятости населения обратились за содействием в поиске подходящей работы 225,5 тыс. человек, или 147,7% к соответствующему показателю 2008 года.
В 2009 году при содействии областной службы занятости населения трудоустроены 158,6 тыс. человек, или на 32,4% больше аналогичного показателя 2008 года (119,8 тыс. человек).
Количество безработных, официально зарегистрированных в службе занятости Нижегородской области, на 31 января 2009 года составило 35959 человек, или в 2,5 раза больше, чем на аналогичную дату 2008 года.
В 2009 году в областную службу занятости было заявлено 194,2 тыс. вакансий, или 105,3% к аналогичному показателю 2008 года. С учетом вакансий на начало года служба занятости в отчетном периоде располагала 214,4 тыс. вакансий (в 2008 году – 207,5 тыс. вакансий). По состоянию на 31.12.2009 заявленная потребность в работниках составила 15,8 тыс. вакансий (на 21,8% меньше, чем на 31.12.2008). В их числе 41,8% - вакансии с заработной платой ниже величины прожиточного минимума (на 31.12.2008 – 20,7%).
На конец отчетного
периода коэффициент
Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный как отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения, составил на 31.12.2009 1,98% против 0,79% на 31.12.2008.
§2.Структура службы занятости
19 апреля 1991 года был принят Закон РФ «О занятости населения в Российской федерации». Служба занятости решает одну их стратегических задач государственной политики - содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых кадров.
Сегодня служба занятости населения Нижегородской области - это сложившаяся современная организация, которая активно участвует в процессе государственного регулирования рынка труда. Для этого у нее есть все необходимое :