Занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа будет посвящена одной из важнейших экономических проблем, проблеме занятости населения и сокращения безработицы. В этой работе я раскрою само понятие занятости, рассмотрю типы, причины и методы борьбы с безработицей, рассмотрю сложившуюся ситуацию на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, а также обозначу роль государства в решении этого вопроса.
А именно, мне хотелось бы рассказать об актуальной в данное время нестандартной занятости. Так как экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние полтора десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Понятие занятости населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
§1. Проблемы занятости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Взаимосвязь занятости и безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Глава 2. Проблемы регулирования безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
§1.Показатели и типы безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
§2.Причины возникновения безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
§3. Методы борьбы с безработицей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глава 3.Статистика по безработице в Нижегородской области. . . . . . . . . . 22
§1. Мониторинг регистрируемой безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
§2.Состав зарегистрированных безработных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Глава 4. Нестандартная занятость. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
§ 1. Стандартная и нестандартная занятость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
§ 2. Основные формы нестандартной занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Глава 5. Рынок труда в Нижегородской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§1 .Рынок труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§2. Структура службы занятости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§3. Направления деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
§4. Основные действия службы занятости на рынке труда. . . . . . . . . . . . . . 31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 401.00 Кб (Скачать файл)
  • отработана  технология обслуживания клиентов
  • определены тенденции развития и потребности  рынка труда
  • налажено информирование безработных граждан и работодателей о деятельности службы занятости

Динамика основных показателей  деятельности службы занятости Нижегородской области доказывает ее способность реально решать сложные социальные вопросы современности, эффективно противостоять массовой безработице, содействовать адаптации населения к условиям рынка труда.

В 1995 году «За успешное выживание в условиях экономического кризиса» Управление федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области  удостоен международной награды –  Факел Бирмингама, в 1999 году  награжден Почетным штандартом губернатора .

 Распоряжением Губернатора Нижегородской области №34-р от 16 января  2007 года  начальником управления государственной службы занятости населения Нижегородской области назначен Якина Владимир Александрович.

 В соответствии с Федеральным законом  от  29.12.2006 года  № 258–фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» территориальные органы Роструда  по вопросам занятости населения  реорганизованы  в форме преобразования в органы исполнительной    власти субъектов российской Федерации.

 На  основании  вышеуказанного Федерального закона Губернатором Нижегородской области В.П.Шанцевым подписан Указ от 29.12.06  № 88  «О внесении изменений в Указ губернатора Нижегородской области от 2 сентября 2005 года № 44 «О формировании системы органов исполнительной власти Нижегородской области», дополнив блок заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социальной политике  Геннадия Александровича Суворова позицией  «управление государственной службы занятости населения Нижегородской области». Указ вступил в силу с 1 января 2007 года. Преобразованный орган государственной власти Нижегородской области  является правопреемником по правам и обязательствам  Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области.

§3.Направления деятельности.

Служба занятости населения  осуществляет разработку  и реализацию государственной политики в области содействия занятости.

  • Разработка и реализация областной, территориальной и других целевых программ содействия занятости населения;
  • Информирование населения и общественности о ситуации на рынке труда;
  • Содействие гражданам в поиске работы;
  • Содействие работодателям в подборе персонала;
  • Профессиональная подготовка, повышение  квалификации  и переподготовка безработных граждан
  • Организация общественных работ и временной занятости;
  • Социальные выплаты безработным гражданам;
  • Юридическое консультирование и правовая помощь.

Служба занятости  населения Нижегородской области  располагает:  

  • Центрами занятости во всех городах и районах области;
  • Высококвалифицированным персоналом, владеющим ситуацией на рынке труда;
  • Современными вычислительными комплексами для быстрой обработки информации;
  • Модемной связью во всех рай(гор) центрах занятости области;
  • Банком информации о высококвалифицированных специалистах;
  • Справочно-информационными «киосками» для самопоиска вакансий;
  • Широким спектром услуг по подготовке и обучению кадров для предприятий области;
  • Информационным банком вакансий.

§4. Основные действия службы занятости на рынке труда.

Итоги   2009 года (по сравнению с 2008 годом)

В 2009 году при  содействии областной службы занятости  населения трудоустроены  158,6 тыс. человек, или на 32,4% больше аналогичного показателя 2008 года (119,8 тыс. человек). Уровень трудоустройства (отношение трудоустроенных граждан к численности граждан, ищущих работу на начало года и граждан, обратившихся в поиске работы в отчетном периоде) составил 64,8% против 71,9% в 2008 году. Лучшие показатели трудоустройства, значительно превышающие среднеобластной уровень, обеспечили ЦЗН Вачского (78,0%) Сосновского (73,9%), Первомайского (73,2%) районов области и отделы занятости населения Нижегородского (82,3%), Советского (81,2%), Московского (77,9%), Сормовского (74,5%) и Ленинского (74,3%) районов г. Н.Новгорода.

В работе по трудоустройству  населения используются возможности  квотирования рабочих мест для инвалидов, а также работников моложе 18 лет. За отчетный период на заквотированные рабочие места трудоустроены 652 человека, годом ранее – 1 328 человек.

Обеспечено  участие в общественных работах 69,6 тыс. человек, или в 5,0 раз больше соответствующего показателя  2008 года (13,8 тыс. человек).

В отчетном периоде  на профессиональное обучение направлены 7 382 безработных граждан (в аналогичном периоде 2008 года – 5 793 человека), в т.ч. 880 человек (11,9%) -  впервые ищущие работу (ранее не работавшие). Лучших показателей в этой работе добились ЦЗН Ардатовского, Выксунского, Уренского районов и гг. Сарова, Н.Новгорода.

При содействии службы занятости  2201 безработный  получил поддержку в развитии самозанятости. Лучшие результаты по этому направлению деятельности отмечены в ЦЗН Арзамасского, Воскресенского, Семеновского, Борского районов, гг. Дзержинска и Н.Новгорода.

Число безработных, которым по предложению органов службы занятости досрочно назначена пенсия в отчетном периоде,  составило  99 человек, годом ранее – 156 человек.

Численность граждан, которым были предоставлены государственные  услуги по профориентации, составила  132,0 тыс. человек,  по психологической поддержке – 11 334 человека, по социальной адаптации – 3 890 человек. Наиболее активно и качественно проводилась  работа (см.табл.№1):

  • по профессиональной ориентации – в ЦЗН Ардатовского, Богородского, Борского, Володарского и Городецкого районов;
  • по психологической поддержке – в ЦЗН Семеновского, Лысковского, Шатковского, Шахунского и Уренского районов;
  • по социальной адаптации – в ЦЗН городов Н.Новгорода, Арзамаса, Дзержинска, Павлово и Сарова.

 

 

 

Заключение.

Из всего  вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Проблема занятости  и безработицы, которая тесно  связана  проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.

Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь  с общими направлениями социально-экономического развития общества.

Надо, чтобы государство  настойчиво, твердо и планомеренно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.

По-моему мнению, борьба с нестандартной занятостью бесполезна. Подобные рабочие места в российской экономике будут создаваться все чаще, ведь она уже стала составной частью мирового хозяйства и избежать влияния универсальных тенденций не удастся.

Сохранение в будущем  экономических преимуществ, которые в российских условиях даёт (пока) высокий образовательный потенциал, нельзя считать гарантированным. Уже в ближайшие годы российский рынок труда и система образования могут столкнуться со сложным комплексом принципиально новых проблем. Чем раньше они будут осознаны, тем выше шансы, что их удастся преодолеть с меньшими издержками для общества.

 

 

 

Приложение.

Диаграмма №1.

Диаграмма №2

Диаграмма №3

 

Диаграмма №4

Диаграмма №5

Диаграмма №6

Схема №1

Таблица №1

Об основных итогах деятельности областной службы занятости населения за 2009г.

Наименование

Показатели  на 2009 год (пр. УГСЗН от 17.12.09 г.№ 146)

Фактическое выполнение за 2009 г.

Выполнение задания (%)

 
 

Трудоустройство граждан при содействии службы занятости

147570

158582

107,5

 

Количество  собранных вакансий для трудоустройства  населения (ед.)

179020

194211

108,5

 

Организация общественных работ

42722

69569

162,8

 

Организация временной  занятости несовершеннолетних граждан в возрасте  от 14 до 18 лет

20000

23616

118,1

 

Участие в программе "Социальная адаптация"

3000

3890

129,7

 

Профессиональная ориентация  (с психолог. поддержкой)

120000

143289

119,4

 

Профессиональное  обучение

6294

7382

117,3

 

Организация временного трудоустройства выпускников учреждений начального и среднего профобразования в возрасте 18-20 лет

327

325

99,4

 

Оказание содействия самозанятости населения

2120

2201

103,8

 

Организация временного трудоустройства безработных, испытывающих трудности в поиске работы

753

770

102,3

 

Организация и  проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест (ед.)

213

246

115,5

 

Сельхозпереселение семей (сем.)

25

32

128,0

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Капелюшников Р. Структура российской рабочей силы. – Вопросы экономики. – 2006 - №10
  2. Гимпельсон В. Нестандартная занятость. – Вопросы экономики. -2006 - №1
  3. Горисов С. Масштабы и структура неформальной занятости. – Вопросы экономики. – 2004 - №3
  4. Кубишин Е. С. Неформальная занятость населения России. – ЭКО. – 2003 - №2
  5. Ромашов О. В. Рынок труда: Формирование и развитие. Проблемы занятости и безработицы. – Социология труда. – М., - 2003
  6. Бункина М. К. Занятость и обеспеченность населения. – Национальная экономика. – М., - 2002
  7. http://czn.nnov.ru/info/ сайт Нижегородской областной службы занятости населения.

Информация о работе Занятость населения