Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа
Данная курсовая работа будет посвящена одной из важнейших экономических проблем, проблеме занятости населения и сокращения безработицы. В этой работе я раскрою само понятие занятости, рассмотрю типы, причины и методы борьбы с безработицей, рассмотрю сложившуюся ситуацию на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, а также обозначу роль государства в решении этого вопроса.
А именно, мне хотелось бы рассказать об актуальной в данное время нестандартной занятости. Так как экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние полтора десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Понятие занятости населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
§1. Проблемы занятости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Взаимосвязь занятости и безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Глава 2. Проблемы регулирования безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
§1.Показатели и типы безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
§2.Причины возникновения безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
§3. Методы борьбы с безработицей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глава 3.Статистика по безработице в Нижегородской области. . . . . . . . . . 22
§1. Мониторинг регистрируемой безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
§2.Состав зарегистрированных безработных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Глава 4. Нестандартная занятость. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
§ 1. Стандартная и нестандартная занятость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
§ 2. Основные формы нестандартной занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Глава 5. Рынок труда в Нижегородской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§1 .Рынок труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§2. Структура службы занятости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§3. Направления деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
§4. Основные действия службы занятости на рынке труда. . . . . . . . . . . . . . 31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Динамика основных показателей деятельности службы занятости Нижегородской области доказывает ее способность реально решать сложные социальные вопросы современности, эффективно противостоять массовой безработице, содействовать адаптации населения к условиям рынка труда.
В 1995 году «За успешное выживание в условиях экономического кризиса» Управление федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области удостоен международной награды – Факел Бирмингама, в 1999 году награжден Почетным штандартом губернатора .
Распоряжением Губернатора Нижегородской области №34-р от 16 января 2007 года начальником управления государственной службы занятости населения Нижегородской области назначен Якина Владимир Александрович.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 года № 258–фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» территориальные органы Роструда по вопросам занятости населения реорганизованы в форме преобразования в органы исполнительной власти субъектов российской Федерации.
На основании вышеуказанного Федерального закона Губернатором Нижегородской области В.П.Шанцевым подписан Указ от 29.12.06 № 88 «О внесении изменений в Указ губернатора Нижегородской области от 2 сентября 2005 года № 44 «О формировании системы органов исполнительной власти Нижегородской области», дополнив блок заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социальной политике Геннадия Александровича Суворова позицией «управление государственной службы занятости населения Нижегородской области». Указ вступил в силу с 1 января 2007 года. Преобразованный орган государственной власти Нижегородской области является правопреемником по правам и обязательствам Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области.
§3.Направления деятельности.
Служба занятости населения осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости.
Служба занятости
населения Нижегородской
Итоги 2009 года (по сравнению с 2008 годом)
В 2009 году при содействии областной службы занятости населения трудоустроены 158,6 тыс. человек, или на 32,4% больше аналогичного показателя 2008 года (119,8 тыс. человек). Уровень трудоустройства (отношение трудоустроенных граждан к численности граждан, ищущих работу на начало года и граждан, обратившихся в поиске работы в отчетном периоде) составил 64,8% против 71,9% в 2008 году. Лучшие показатели трудоустройства, значительно превышающие среднеобластной уровень, обеспечили ЦЗН Вачского (78,0%) Сосновского (73,9%), Первомайского (73,2%) районов области и отделы занятости населения Нижегородского (82,3%), Советского (81,2%), Московского (77,9%), Сормовского (74,5%) и Ленинского (74,3%) районов г. Н.Новгорода.
В работе по трудоустройству населения используются возможности квотирования рабочих мест для инвалидов, а также работников моложе 18 лет. За отчетный период на заквотированные рабочие места трудоустроены 652 человека, годом ранее – 1 328 человек.
Обеспечено участие в общественных работах 69,6 тыс. человек, или в 5,0 раз больше соответствующего показателя 2008 года (13,8 тыс. человек).
В отчетном периоде на профессиональное обучение направлены 7 382 безработных граждан (в аналогичном периоде 2008 года – 5 793 человека), в т.ч. 880 человек (11,9%) - впервые ищущие работу (ранее не работавшие). Лучших показателей в этой работе добились ЦЗН Ардатовского, Выксунского, Уренского районов и гг. Сарова, Н.Новгорода.
При содействии службы занятости 2201 безработный получил поддержку в развитии самозанятости. Лучшие результаты по этому направлению деятельности отмечены в ЦЗН Арзамасского, Воскресенского, Семеновского, Борского районов, гг. Дзержинска и Н.Новгорода.
Число безработных, которым по предложению органов службы занятости досрочно назначена пенсия в отчетном периоде, составило 99 человек, годом ранее – 156 человек.
Численность граждан, которым были предоставлены государственные услуги по профориентации, составила 132,0 тыс. человек, по психологической поддержке – 11 334 человека, по социальной адаптации – 3 890 человек. Наиболее активно и качественно проводилась работа (см.табл.№1):
Заключение.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.
Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь с общими направлениями социально-экономического развития общества.
Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомеренно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.
По-моему мнению, борьба с нестандартной занятостью бесполезна. Подобные рабочие места в российской экономике будут создаваться все чаще, ведь она уже стала составной частью мирового хозяйства и избежать влияния универсальных тенденций не удастся.
Сохранение в будущем экономических преимуществ, которые в российских условиях даёт (пока) высокий образовательный потенциал, нельзя считать гарантированным. Уже в ближайшие годы российский рынок труда и система образования могут столкнуться со сложным комплексом принципиально новых проблем. Чем раньше они будут осознаны, тем выше шансы, что их удастся преодолеть с меньшими издержками для общества.
Приложение.
Диаграмма №1.
Диаграмма №2
Диаграмма №3
Диаграмма №4
Диаграмма №5
Диаграмма №6
Схема №1
Таблица №1
Наименование |
Показатели на 2009 год (пр. УГСЗН от 17.12.09 г.№ 146) |
Фактическое выполнение за 2009 г. |
Выполнение задания (%) |
|
Трудоустройство граждан при содействии службы занятости |
147570 |
158582 |
107,5 |
|
Количество собранных вакансий для трудоустройства населения (ед.) |
179020 |
194211 |
108,5 |
|
Организация общественных работ |
42722 |
69569 |
162,8 |
|
Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет |
20000 |
23616 |
118,1 |
|
Участие в программе "Социальная адаптация" |
3000 |
3890 |
129,7 |
|
Профессиональная ориентация (с психолог. поддержкой) |
120000 |
143289 |
119,4 |
|
Профессиональное обучение |
6294 |
7382 |
117,3 |
|
Организация временного трудоустройства выпускников учреждений начального и среднего профобразования в возрасте 18-20 лет |
327 |
325 |
99,4 |
|
Оказание содействия самозанятости населения |
2120 |
2201 |
103,8 |
|
Организация временного трудоустройства безработных, испытывающих трудности в поиске работы |
753 |
770 |
102,3 |
|
Организация и проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест (ед.) |
213 |
246 |
115,5 |
|
Сельхозпереселение семей (сем.) |
25 |
32 |
128,0 |
Список литературы.